РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГУСЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2011 г. № 1140
Об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в чрезвычайных ситуациях на территории муниципального
образования "Гусевский муниципальный район"
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях качественной организации и эффективного проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования "Гусевский муниципальный район"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Признать утратившим силу Постановление главы администрации городского округа (мэрии) МО "Гусевский городской округ" от 18 октября 2006 года № 1193.
2. Утвердить Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования "Гусевский муниципальный район" согласно приложению.
3. Руководителям предприятий, учреждений и организаций принять Положение
к руководству при планировании и организации аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях.
4. Настоящее Постановление опубликовать в газете "За доблестный труд".
5. Контроль исполнения Постановления возложить на И.И. Ольшанского, начальника отдела ГО и ЧС.
Глава администрации
Г.М. Силенко
Приложение
к Постановлению
главы администрации МО
"Гусевский муниципальный район"
от 21 сентября 2011 г. № 1140
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в чрезвычайных ситуациях на территории муниципального
образования "Гусевский муниципальный район"
1. Общие положения
Одной из важнейших задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
По характеру источника чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, биолого-социальные и военные.
Наиболее характерными последствиями ЧС являются:
- разрушения, возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях;
- радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества;
- химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих опасные химические вещества (ОХВ), а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества;
- массовые пожары, являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности;
- затопления, возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях;
- эпидемии, эпизоотии, эпифитотии - массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров и ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:
1. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
2. Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
2. Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в чрезвычайных ситуациях
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
- разведку маршрутов движения и участков работ;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
- розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т.ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);
- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
- вывоз (вывод) населения из опасных зон;
- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.
Другие неотложные работы включают:
- прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;
- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника;
- санитарная очистка территории в зоне ЧС;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Перечень видов АСДНР может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
АСДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.
3. Организационные мероприятия при подготовке и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР можно разделить на три этапа - в отсутствие угрозы возникновения ЧС, при угрозе возникновения и после возникновения ЧС:
1) в отсутствие угрозы возникновения ЧС:
1. Сбор информации о субъектах ЧС.
2. Планирование АСДНР в возможных зонах ЧС, в том числе обеспечения действий сил.
3. Создание системы управления для действий в ЧС и обеспечение ее постоянной готовности.
4. Создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР.
5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды.
6. Создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;
2) при угрозе возникновения ЧС:
1. Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач (принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС).
2. Уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
3. Усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов.
4. Создание группировок сил и средств РСЧС и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их при необходимости в предполагаемые районы ЧС);
3) при возникновении ЧС:
1. Восстановление нарушенных функций системы управления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС).
2. Организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора информации об обстановке.
3. Восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты.
4. Выдвижение сил в районы проведения работ.
5. Управление проведением АСДНР.
Планирование проведения АСДНР осуществляется органами управления РСЧС всех степеней в ходе выработки предложений по решению на их проведение и завершается после принятия председателем КЧС этого решения. В зависимости от звена органа управления ГОЧС объем и характер плана может разрабатываться на карте или текстуально. К карте (плану) и текстуальному плану разрабатываются необходимые приложения в виде графиков и таблиц.
4. Организация взаимодействия при проведении аварийно-спасательных работ
Организация и поддержание непрерывного взаимодействия при проведении аварийно-спасательных работ являются важнейшей обязанностью руководителей аварийно-спасательных работ и аварийно-спасательных формирований.
Взаимодействие организуется в интересах формирований, выполняющих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения, а также во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.
Руководитель аварийно-спасательных работ, организуя взаимодействие, обязан согласовать:
- порядок выдвижения сил и средств к участкам работ и действия их при преодолении завалов, зон пожаров, заражения и других препятствий на маршрутах движения (при выдвижении из районов сбора, удаленных от зоны поражения (ЧС);
- время прохождения исходного пункта (при совершении марша к объекту);
- порядок проведения работ в зависимости от характера ЧС на объектах;
- размещение пункта управления (своего местонахождения);
- организацию связи и порядок обмена информацией;
- сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним.
Руководитель проведения АСДНР управление работами осуществляет с пункта управления, развертываемого в районе ЧС (на участке работ). Командиры формирований, входящих в состав сил и средств ликвидации последствий ЧС, управляют своими подчиненными, находясь совместно с ними на месте работ.