Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2010 г. по делу № А33-11453/2010

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего И.А. Раздобреевой, судей Л.А. Касьяновой, Е.М. Чурилиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альберго Красноярск"
к Министерству культуры Красноярского края
о признании частично недействительным приказа "О вновь выявленных объектах, представляющих архитектурную ценность" от 23.12.1999 № 37
при участии:
представителей заявителя: Гаганова И.А. на основании доверенности от 02.01.2010 № 3,
представителя ответчика: Леюшкиной С.В. на основании доверенности от 13.01.2010 № 30юр,
представителя прокуратуры Красноярского края: Балыковой Е.С. на основании служебного удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Драчевой Е.Я.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Альберго Красноярск" (далее - общество "Альберго Красноярск", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству культуры Красноярского края (далее - Министерство культуры, ответчик) о признании недействительным приказа Центра по охране истории и культуры администрации Красноярского края от 23.12.1999 № 37 "О вновь выявленных объектах, представляющих архитектурную ценность" в части, касающейся включения в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную ценность, зданий, находящихся по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 21, и Красноярский край, г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 23.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях обеспечения законности в дело вступил прокурор в соответствии с ходатайством от 17.11.2010.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается коллегиальным составом суда в связи с особой сложностью дела, о чем председателем шестого судебного состава Е.В. Севастьяновой издано распоряжение № КА-5\23 от 21.12.2010.
По мнению общества "Альберго Красноярск", указанный приказ в части включения в него зданий по ул. Вейнбаума, 21 и 23 не соответствует положениям Постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 г. № 203 и нарушает права и интересы общества, поскольку статус вновь выявленных объектов культурного наследия, присвоенный зданиям, создал препятствия и сделал невозможной дальнейшее осуществление обществом экономической деятельности на участке, где расположены указанные здания.
Ответчик требования заявителя оспорил, считая, что спорные здания правомерно и в установленном порядке внесены в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную ценность, права и интересы заявителя оспариваемым приказом не нарушены.
Представитель прокуратуры Красноярского края указал, что оспариваемый приказ по своему характеру является ненормативным правовым актом, издан органом, уполномоченным в области охраны и использования памятников истории и культуры, соответствует требованиям действовавшего на момент его издания законодательства и не нарушает права и интересы заявителя.
Ответчиком в судебном заседании заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу для организации проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Указанное ходатайство отклонено судом, поскольку такая экспертиза не может являться доказательством законности либо незаконности принятия оспариваемого акта.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21 декабря 2010 объявлялся перерыв с 16 час. 50 мин. до 11 час. 30 мин. 22 декабря 2010.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В процессе согласования вопроса о предоставлении обществу "Альберго Красноярск" земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 21 - ул. Марковского, 55 с целью размещения отеля, в результате обращений в Службу по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края, в Министерство культуры Красноярского края заявителем была получена информация о том, что на территории, отведенной для строительства гостиницы находятся два объекта культурного наследия, а именно, "Дом Потехина Е.И." по ул. Вейнбаума, 21 и "Дом Юшкова" по ул. Вейнбаума, 23.
В письме от 06.06.2008 № 3-12/640 Служба по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края сообщила заявителю, что указанные объекты отнесены к вновь выявленным объектам регионального значения согласно акту экспертной комиссии МК РСФСР от 03.08.90 № 1139, Приказу Центра по охране памятников истории и культуры администрации Красноярского края № 37 от 23.12.99 г.).
В указанном письме сообщила, что не возражает против закрепления за обществом "Альберго Красноярск" земельного участка при условии гарантированного сохранения вышеперечисленных выявленных объектов культурного наследия. При этом вновь возводимые объекты должны гармонично вписываться в контекст существующих объектов культурного наследия. Кроме того, Служба по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края проинформировала заявителя, что в случае установления зоны охраны объектов регионального значения, расположенных в данном квартале, запрашиваемая территория войдет в зону регулирования застройки объектов культурного наследия и на данной территории в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении будет установлен особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство.
В письме от 22.12.2009 № 16-09/4916 Министерство культуры Красноярского края сообщило заявителю, что согласовываемый им земельный участок находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. В соответствии с градостроительным регламентом, действующим в границах зоны регулирования застройки, в пределах которой расположен земельный участок, максимально допустимая высотность нового строительства не должна превышать 15 м.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что согласно представленному заявителем эскизному проекту, высотность проектируемого объекта превышает предельные допустимые параметры, Министерство культуры Красноярского края предложило обществу "Альберго Красноярск" разработать новый проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на смежной территории.
Считая, что включение объектов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 21 и 23, в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную ценность, создает препятствия для осуществления экономической деятельности, следовательно, нарушает его права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Порядок отнесения объектов к категории памятников истории и культуры виды памятников и компетенция органов, уполномоченных на решение вопросов, относительно таких объектов установлены на момент принятия оспариваемого решения Законом РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", т.е. правовая основа регулирования правоотношений по вопросу охраны и использования памятников истории и культуры определена в указанном Законе, который содержит единые для всех правила отнесения объектов недвижимости к категории памятников истории и культуры общероссийского, республиканского и местного значения.
Оспариваемым приказом в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, включен ряд памятников архитектуры, в т.ч. спорные здания по ул. Вейнбаума. При этом приказ № 37 от 23.12.1999 не содержит необходимых признаков нормативного акта, т.к. не устанавливает прав и обязанностей неопределенного круга лиц по отношению к перечисленным в нем объектам. Как следует из преамбулы оспариваемого приказа, он принят в соответствии с пунктом 18 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865.
Согласно указанному пункту, вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
Таким образом, оспариваемый приказ № 37 от 23.12.1999 принят в целях регистрации вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную, иную культурную ценность для дальнейшего решения вопроса о принятии объектов на государственный учет как памятников истории и культуры.
В связи с изложенным дело рассматривается судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
В настоящее время отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которому правовое регулирование отношений в области сохранения использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях федеральных законов и осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
До принятия названного Закона и в период принятия оспариваемого приказа от 23.12.1999 № 37 вопросы, связанные с охраной, использованием, выявлением, учетом, реставрацией памятников истории и культуры и распространением знаний о них регулировались Законом РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры". В соответствии со статьями 1, 10 и 39 Закона все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РСФСР, охраняются государством.
Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществлялся Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с действующей на момент издания приказа № 37 от 23.12.1999 статьей 23 Закона Красноярского края от 17.01.1996 № 8-220 "Об управлении государственной собственностью Красноярского края" уполномоченный орган по управлению объектами исторического и культурного наследия, находящимися в краевой собственности, действует на основании соответствующих нормативных актов, подчинен администрации края и подконтролен Законодательному Собранию края. Уполномоченный орган по управлению объектами исторического и культурного наследия краевого значения: выявляет объекты исторического и культурного наследия краевого значения; ведет государственный учет памятников истории и культуры краевого значения; организует охрану памятников истории и культуры и осуществляет контроль за их использованием.
Ранее, 29.12.1991 Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов № 274 "О порядке управления и распоряжения учреждениями культуры края" принято предложение КУГИ края о передаче управлению культуры крайисполкома права оперативного управления государственным имуществом и утверждения уставов учреждений культуры согласно приложению, куда включен Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.10.1993 № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О краевом, областном Совете и краевой, областной администрации", постановлением администрации края от 17.11.1993 № 506 "О вопросах представительной власти края" Постановлением администрации Красноярского края от 10.01.1994 № 7-п утверждено Положение о Комитете по делам культуры и искусства администрации края.
Согласно пункту 1 указанного Положения, Комитет по делам культуры и искусства администрации края является органом государственного управления сферой культуры края. Пунктом 8 Положения установлено, что к компетенции председателя Комитета отнесены утверждение положений о структурных подразделениях Комитета, назначении и освобождении от занимаемой должности работников аппарата Комитета.


На основании указанного Решения крайисполкома от 29.12.1991 и Положения о Комитете по делам культуры и искусства администрации Красноярского края председателем Комитета 27.03.1995 издан приказ № 119 об утверждении Положения о Центре по охране и использования памятников истории и культуры.
Согласно пункту 1.1 названного Положения Центр по охране и использованию памятников истории и культуры является специально уполномоченным органом государственного управления в области охраны и использования памятников истории и культуры, созданным при Комитете по делам культуры и искусства администрации края.
Пунктом 2.1 Положения определено, что целью деятельности Центра является осуществление государственного управления и контроля в области охраны и использования памятников истории и культуры.
В силу пункта 2.2 Положения для достижения указанной цели Центр организует разработку, согласование и утверждение в установленном законодательством порядке, списков историко-архитектурных памятников, участвует в подготовке Свода памятников истории и культуры. Также планирует, организует и координирует работы по выявлению памятников.
Директор Центра на основании пункта 5.2 Положения в пределах своей компетенции вправе издавать приказы.
Постановлением администрации Красноярского края от 27.04.2001 № 295-п Центр по охране и использования памятников истории и культуры был преобразован в комитет по охране и использованию памятников истории и культуры администрации Красноярского края.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о передаче администрацией края Центру по охране и использования памятников истории и культуры полномочий, предоставленных уполномоченному органу по охране и использованию памятников истории и культуры администрации субъекта Красноярского края в области выявления, государственного учета, обеспечения охраны и контроля за использованием памятников истории и культуры.
На основании изложенного суд считает, что оспариваемый приказ № 37 от 23.12.1999 издан уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Согласно пункту 18 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865, вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 27 Положения от 16.09.1982 № 865).
В соответствии с Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, в целях наиболее полного учета находящихся на территории СССР памятников истории и культуры государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению таких объектов.
При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций (пункт 12 Инструкции от 13.05.1986 № 203).
Список вновь выявленных объектов составляется по видам памятников по мере выявления объектов отдельно для каждого района (города), входящего в состав области, края, автономной республики, союзной республики, не имеющей областного деления (пункт 13 Инструкции от 13.05.1986 № 203).
Указанные списки направляются местными государственными органами охраны памятников в соответствующие государственные органы охраны памятников союзных республик, а также передаются в исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, местные органы строительства и архитектуры в целях обеспечения сохранности вновь выявленных объектов при отводе участков, планировке и застройке в районах их местонахождения. Государственные органы охраны памятников организуют обследование и изучение включенных в списки вновь выявленных объектов, составления на них учетных документов (пункт 14 Инструкции от 13.05.1986 № 203).
Из материалов дела следует, что 03.08.1990 начальником Главного управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР утвержден акт экспертной комиссии в составе инженера отдела учета и пропаганды Главного управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР, научных сотрудников ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР.
Согласно указанному акту, экспертной комиссией рассмотрены материалы по обследованию памятников архитектуры Красноярского края, представленные Управлением культуры крайисполкома, в том числе по Дому Потехина (ул. Вейнбаума, 21, г. Красноярск) и Дому Юшкова (ул. Вейнбаума, 23, г. Красноярск). По результатам рассмотрения экспертной комиссией принято решение о том, что выполненные паспорта, чертежи планов и генпланов, фотографии и учетные карточки соответствуют требованиям к материалам, предназначенным для составления Свода памятников, и подлежат приему и оплате.
05.02.1993 директор Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры письмом № 37 направил в адрес Министерства культуры России для согласования списки вновь выявленных памятников истории и культуры, предлагаемых к постановке на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры местного значения.
Письмом Министерства культуры РФ от 22.03.1993 № 14-22-ук в ответ на письмо на № 37 от 05.02.1993 сообщается о согласовании для принятия на госохрану вновь выявленных памятников истории и культуры местного значения согласно приложениям N№ 1 - 3.
Приложением № 2 установлен список памятников архитектуры Красноярского края, подлежащих охране как памятники местного значения, где под порядковыми номерами 8 и 9 числятся Дом Потехина и Дом Юшкова.
Поскольку в соответствии Письмом Минкультуры РФ от 22.03.1993 спорные объекты отнесены к памятникам истории и культуры местного значения, то согласно пункту 18 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры от 16.09.1982 № 865 Центр по охране и использованию памятников истории и культуры правомерно включил находящиеся с 1993 года под государственной охраной Дом Потехина (ул. Вейнбаума, 21, г. Красноярск) и Дом Юшкова (ул. Вейнбаума, 23, г. Красноярск) в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную ценность, до решения вопроса о принятии приведенных объектов на государственный учет как памятников истории и культуры регионального (местного) значения.
На основании изложенного суд считает несостоятельным довод заявителя о том, что оспариваемый приказ издан с нарушением пункта 18 Постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" и пункта 12 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 № 203.
Несостоятелен довод заявителя о том, что в нарушение пункта 12 Инструкции от 13.05.1986 № 203, Центром по охране и использованию памятников истории и культуры до включения Дома Потехина и Дома Юшкова в список вновь выявленных объектов не организовано проведение экспертизы культурной ценности вновь выявленных объектов архитектуры.
Согласно названной норме, такая экспертиза проводится при получении сведений об обнаружении указанных объектов. Форма и порядок проведения экспертизы действующим законодательством установлены не были.
Как следует из акта № 1139 от 03.08.1990, такие сведения были представлены Управлением культуры крайисполкома с материалами по обследованию памятников архитектуры Красноярского края Министерству культуры РСФСР, которым была организована соответствующая экспертиза с привлечением специалистов - инженера отдела учета и пропаганды Главного управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР, научных сотрудников ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР.
Поскольку указанные объекты, имеющие основания для включения в Свод памятников, не были отнесены к вновь выявленным памятникам республиканского значения (РСФСР), на основании обращения Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Министерство культуры РФ Письмом от 22.03.1993 приняло Дом Потехина и Дом Юшкова под государственную охрану в качестве вновь выявленных памятников истории и культуры местного значения, что соответствует требованиями пункта 14 Инструкции от 13.05.1986 № 203.
Статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что объекты, являющиеся на день вступления в силу этого Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона об охране памятников, отнесены к выявленным объектам культурного наследия с последующим переоформлением документов, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 18 указанного Закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране.
Включение выявленных памятников в список объектов, подлежащих государственной охране, в соответствии пунктом 30 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры от 16.09.1982 № 865 является основанием для установления зон охраны (охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта, режим содержания и использования которых определяется государственными органами охраны памятников).
Между тем, оспариваемый приказ не устанавливает какой-либо правовой режим зон охраны вновь выявленных объектов, а лишь касается процедуры регистрации списков вновь выявленных памятников, а также оформления документации на объекты культурного наследия местного значения в порядке пунктов 22 и 26 Инструкции от 13.05.1986 № 203.
Согласно приведенным нормам, проекты государственных списков недвижимых памятников местного значения подготавливаются местными государственными органами охраны памятников на основе списков вновь выявленных объектов и учетных документов каждого объекта и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.
Списки памятников местного значения включают все расположенные на соответствующей территории памятники определенного вида, независимо от того, будут ли они включены в последующем в государственные списки другой категории. Местные государственные органы охраны памятников обязаны вести учет всех находящихся на их территории недвижимых памятников истории и культуры. В этих целях они могут вести сводные списки всех памятников, находящихся на их территории, и использовать другие виды учета.
В соответствии с пунктом 13 Положения от 16.09.1982 № 865 и пунктом 9 Инструкции от 13.05.1986 № 203, государственный учет памятников включает выявление, обследование памятников, определение их исторической или иной культурной ценности, фиксацию, изучение.
Дом Потехина и Дом Юшкова с 22.03.1993 и по настоящее время находятся под государственной охраной в качестве вновь выявленных памятников истории и культуры местного значения.
Соответственно, принимая во внимание, что историко-культурная ценность указанных зданий определена в 1990 году и подтверждена Министерством культуры Российской Федерации в 1993 году, то решения уполномоченных органов являлись достаточным основанием для принятия Центром приказа о подтверждении статуса спорных объектов в качестве вновь выявленного объекта культурного наследия без проведения дополнительной историко-культурной экспертизы.
Таким образом, Дом Потехина и Дом Юшкова правомерно включены приказом Центра по охране и использованию памятников истории и культуры от 23.12.1999 № 37 в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Распоряжение Правительства Красноярского края от 12.11.2010 имеет номер 934-р, а не 943-р.

Суд учитывает также, что на основании акта экспертной комиссии от 03.08.1990 Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в ноябре 2008 года на указанные объекты изготовлены паспорта вновь выявленных памятников архитектуры. В настоящее время в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия г. Красноярска на 2010 - 2012 годы" Распоряжением Правительства Красноярского края от 12.11.2010 № 943-р Дом Потехина и Дом Юшкова включены в перечень объектов культурного наследия исторического центра г. Красноярска, требующих разработки обосновывающих документов по эффективному использованию объектов культурного наследия исторического центра г. Красноярска.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым приказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый ненормативный правовой акт не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не возлагает на него незаконно каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий в его деятельности, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Альберго Красноярск" в удовлетворении требований о признании недействительным Приказа Центра по охране истории и культуры администрации Красноярского края № 37 от 23.12.1999 "О вновь выявленных объектах, представляющих культурную ценность" в части, касающейся включения в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную ценность, зданий находящихся по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Вейнбаума, д. 21, и Красноярский край, г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 23.
Проверено на соответствие Закону Красноярского края "Об утверждении государственной собственности Красноярского края", Постановлению Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", Приказу Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры".
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
И.А.РАЗДОБРЕЕВА

Судьи
Л.А.КАСЬЯНОВА
Е.М.ЧУРИЛИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением ВАС РФ от 12.08.2011 № ВАС-9741/11 отказано в передаче дела № А33-11453/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2011 по делу № А33-11453/2010 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.03.2011 по делу № А33-11453/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23.12.2010 по делу № А33-11453/2010
<В удовлетворении заявления о признании недействительным приказа краевого органа исполнительной власти в части включения зданий в список вновь выявленных объектов, представляющих архитектурную, историческую, научную, художественную и иную ценность, отказано, так как еще до принятия оспариваемого приказа спорные объекты были отнесены к памятникам истории и культуры местного значения письмом Министерства культуры РФ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru