Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2011 г. № 33-1864

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Сараевского района Рязанской области на решение Сараевского районного суда Рязанской области от 28 июля 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявленных прокурором Сараевского района Рязанской области требований о признании пункта 7.4 Положения об административной комиссии при администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район, утвержденного постановлением главы муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 12.01.2011 № 11, противоречащим требованиям закона и возложении на главу муниципального образования - Сараевский муниципальный район обязанности внести изменения в п. 7.4 Положения об административной комиссии при администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 12.01.2011 № 11, исключив коррупциогенный фактор - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вергазовой Л.В., объяснения прокурора М.Т.Н., поддержавшей доводы кассационного представления прокурора Сараевского района, представителя администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Х.О.С., возражавшей против кассационного представления, судебная коллегия

установила:

Прокурор Сараевского района Рязанской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия главы администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области в части отказа от исключения коррупциогенного фактора из п. 7.4 Положения об административной комиссии при администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области, утвержденного постановлением главы муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 12.01.2011 № 11 незаконным.
В последующем, прокурор уточнил заявленные требования и обратился в суд с заявлением о признании пункта 7.4 Положения об административной комиссии при администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район, утвержденного постановлением главы муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 12.01.2011 № 11, противоречащим требованиям Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Также просил обязать главу муниципального образования - Сараевский муниципальный район внести изменения в п. 7.4 Положения об административной комиссии при администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 12.01.2011 № 11, исключив коррупциогенный фактор.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением главы муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области № 11 от 12.01.2011, утверждено Положение об административной комиссии при администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области. Указанное Положение в средствах массовой информации не опубликовано, однако опубликовано в "Информационном бюллетене Сараевского муниципального района Рязанской области" от 13.01.201 года № 56.
Данное положение, утвержденное постановлением главы Сараевского муниципального района Рязанской области, является нормативным правовым актом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации".
Прокуратурой района при проведении антикоррупционной экспертизы Положения установлено, что нормативный правовой акт в части противоречит закону и содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика).
Так, п. 7.4 Положения определяет, что комиссия при органах местного самоуправления вправе рассматривать дело об административном правонарушении, если на заседании присутствуют более половины от общего числа членов Комиссии при администрации Сараевского муниципального района.
Используемое в п. 7.4 Положения определение компетенции указанной комиссии по формуле "вправе" указывает на диспозитивное установление возможности совершения должностными лицами органов местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций, то есть на наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Методики.
Указанный коррупциогенный фактор, создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления при рассмотрении дел об административных правонарушениях, так как определение компетенции комиссии по формуле "вправе" дает возможность должностным лицам органов местного самоуправления при наличии более половины от общего числа членов Комиссии рассматривать или не рассматривать дело об административном правонарушении по собственному желанию.
Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, что относится к коррупциогенным факторам согласно статье 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 утверждена Методика проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Пунктами 3 и 4 Методики установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов. Подпункт "б" п. 3 Методики к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, относит определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
Кроме того, наличие в п. 7.4 Положения указанного коррупциогенного фактора нарушает основные принципы противодействия коррупции, определенные в ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции", что недопустимо.
Так, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции", противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Таким образом, по мнению прокурора, пункт 7.4 Положения противоречит нормам Федерального закона "О противодействии коррупции", Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Методике проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
Районный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, постановив об этом указанное решение.
В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам кассационного представления, судебная коллегия полагает, что оснований для его отмены не имеется.
Так, материалами дела установлено, что согласно пункту 7.4 Положения об административной комиссии при администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области, утвержденного постановлением главы муниципального образования - Сараевский муниципальный район В.П.В. от 12 января 2011 года № 11, комиссия при органах местного самоуправления вправе рассматривать дело об административном правонарушении, если на ее заседании присутствуют более половины от общего числа членов Комиссии при администрации Сараевского муниципального района.
Прокурор в своем заявлении указывает, что используемое в п. 7.4 Положения определение компетенции Комиссии по формуле "вправе" указывает на диспозитивное установление возможности совершения должностными лицами органов местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций, то есть на наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
В связи с этим прокурором Сараевского района в адрес главы муниципального образования - Сараевский муниципальный район было внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенного фактора путем замены в п. 7.4 Положения слова "вправе" словом "правомочна".
Из ответа главы муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области в адрес прокурора Сараевского района от 06.04.2011 следует, что пункт 7.4 разрабатывался в соответствии с Типовым положением об административной комиссии при центральном исполнительном органе государственной власти Рязанской области, утвержденным Законом Рязанской области от 4 декабря 2008 года № 182-ОЗ "Об административных правонарушениях". Пунктом 7.4 вышеуказанного Типового положения установлено, что "Комиссия вправе рассматривать дело об административном правонарушении, если на ее заседании присутствуют более половины от общего числа членов комиссии". Также согласно значению по Словарю русского языка С.И.Ожегова слова "вправе" и "правомочна" являются синонимами. Таким образом, Положение об административной комиссии при администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области, утвержденное постановлением главы администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 12.01.2011 № 11 не противоречит действующему законодательству.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно указал, что действительно определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций, так как при таком механизме правового регулирования у органа государственной власти или органа местного самоуправления необоснованно появляется "право выбора", возможность диспозитивного совершения действий в отношении граждан и юридических лиц, что способствует коррупционным проявлениям.
Однако, при этом суд правильно исходил из того, что слово "вправе" используемое в контексте пункта 7.4 Положения не указывает на диспозитивное установление возможности совершения должностными лицами органов местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций, и не свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Методики, поскольку по смыслу и содержанию данное слово с определенной ясностью оговаривает правомочность комиссии, ее кворум, численность, необходимые для разрешения вопросов по рассмотрению дел об административных правонарушениях в отношении граждан либо организаций, иного смысла в данном случае во фразе "вправе" не имеется.
Более того, в Главе 7 Положения определен порядок организации работы Комиссии при администрации Сараевского муниципального района и в пункте 7.4 Положения конкретно определено, в каких случаях Комиссия вправе рассматривать дело об административном правонарушении, в связи с чем слово "вправе" в данном случае нельзя расценивать как создание предпосылки для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Также суд первой инстанции учел, что слово "вправе" содержится и в Типовом положении об административной комиссии при центральном исполнительном органе государственной власти Рязанской области, утвержденном Законом Рязанской области от 4 декабря 2008 года № 182-ОЗ "Об административных правонарушениях", на основании которого разрабатывался п. 7.4 Положения.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что формулировка "вправе", содержащаяся в п. 7.4 Положения соответствует требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, обеспечивает единообразное понимание правомочности органа по принятию решений при участии в заседании определенного количества членов комиссии и не может создавать предпосылки для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, предоставляя должностным лицам органов местного самоуправления возможность при наличии более половины от общего числа членов Комиссии рассматривать или не рассматривать дело об административном правонарушении по собственному желанию.
Поскольку пункт 7.4 Положения не содержит наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 и не противоречит федеральному закону или иному правовому акту, суд обоснованно отказал прокурору в удовлетворении заявленных требований, постановив об этом указанное решение.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационного представления прокурора района не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сараевского районного суда от 28 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Сараевского района Рязанской области - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 14.09.2011 № 33-1864
<Об оставлении без изменения решения Сараевского районного суда от 28.07.2011, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании пункта 7.4 Положения об административной комиссии при администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район, утв. Постановлением главы муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области от 12.01.2011 № 11, противоречащим требованиям законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru