Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2010 г. по делу № А66-1198/2010

Резолютивная часть решения объявлена 09.07.2010
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Балакина Ю.П.., судей Бажан О.М., Романовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суворовой Ю.С., при участии представителей заявителя - Успенской Н.М., Павлова Д.В.; РЭК - Шикер С.Э., Веселко А.В.; Прокуратуры - Мироновой М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания", г. Тверь
к ответчику Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь,
при участии Прокуратуры Тверской области, г. Тверь

В тексте документа, видимо, допущены опечатки:
- Приказ РЭК Тверской области от 24.12.2009 № 179-нп имеет название "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТОТЭК", для потребителей";
- Приказ РЭК Тверской области от 31.12.2009 № 363-нп имеет название "О внесении изменений в Приказ РЭК Тверской области от 24.12.2009 № 179-нп".

о признании недействительными приказов РЭК Тверской области от 24.12.2009 № 179-нп и от 31.12.2009 № 363-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТОТЭК", для потребителей" как несоответствующих ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 № 41-ФЗ,

установил:

Открытое акционерное общество "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ТОТЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - ответчик, РЭК Тверской области) о признании недействительными приказов РЭК Тверской области от 24.12.2009 № 179-нп и от 31.12.2009 № 363-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТОТЭК" для потребителей" как несоответствующих ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 № 41-ФЗ.
При участии в деле Прокуратуры Тверской области (далее - Прокуратура).
Общество поддержало свои требования, ссылается на экономическую необоснованность тарифа, поскольку при расчете тарифа не учтены его затраты. Считает, что ответчиком была нарушена процедура утверждения тарифов, в связи с чем нарушены права заявителя на утверждение экономически обоснованных тарифов.
РЭК Тверской области по требованиям возражает, считает, что ею соблюдены требования Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.95 № 41-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление № 109). Превышения предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, установленных приказом ФСТ от 29.09.2009 № 228-э/З допущено не было.
Прокуратура доводы заявителя поддержала, считает, что ответчиком необоснованно не включены в тарифы расходы заявителя, не соблюдена процедура установления тарифов, в связи с чем заявитель не мог защитить свои права.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует:
На рынке услуг по предоставлению тепловой энергии заявитель работает с 01.09.2009. Для городского поселения поселок Молоково, городского поселения город Андреаполь и городского поселения поселок Селижарово на период по 31.12.2009 тарифы на тепловую энергию были введены в действие соответственно приказами РЭК Тверской области от 25.08.2009 № 101-нп, от 11.09.2009 № 102-нп и от 30.09.2009 № 103-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания", для потребителей".
Письмами (вх. № 185-м/2010 от 29.09.2009, вх. № 184-м/2010 от 22.09.2009, вх. № 209-м от 11.12.2009) Общество обратилось в РЭК Тверской области с просьбой рассмотреть представленные пакеты материалов и утвердить тарифы на отпуск теплоэнергии, вырабатываемой котельными Общества, расположенными в г. Андреаполь, в поселке Молоково, в поселке Селижарово на 2010 год. Также Обществом были представлены в РЭК Тверской области приказы об утверждении и вводе организационной структуры, штатного расписания и плана набора работников Общества с приложением организационной структуры, штатного расписания и плана набора работников, что не оспаривается РЭК Тверской области.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ РЭК Тверской области от 24.12.2009 № 179-нп опубликован в газете "Тверская жизнь" от 31.12.2009 № 241, а не № 214.

Приказом РЭК Тверской области от 24.12.2009 № 179-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания", для потребителей", на основании представленных заявителем документов, введены в действие на период с 01.01.2010 по 31.12.2010 тарифы на тепловую энергию для городского поселения поселок Молоково, для городского поселения город Андреаполь и для городского поселения поселок Селижарово (т. 1 л.д. 7 - 12, 16). Опубликован приказ в газете "Тверская жизнь" от 31.12.2009 № 214.
Тариф для городского поселения пос. Молоково для населения и нужд ЖКХ установлен в размере 1 155,40 руб./Гкал без НДС (приложение № 2 к приказу), для бюджетных и прочих потребителей - 2 642,60 руб./Гкал без НДС (приложение № 1 к приказу).
Тариф для городского поселения г. Андреаполь для населения и нужд ЖКХ установлен в размере 1 155,40 руб./Гкал без НДС (приложение № 4 к приказу), для бюджетных и прочих потребителей - 2 120,00 руб./Гкал без НДС (приложение № 3 к приказу).
Тариф для городского поселения пос. Селижарово для населения и нужд ЖКХ установлен в размере 1 164,70 руб./Гкал без НДС (приложение № 6 к приказу), для бюджетных и прочих потребителей - 1 493,90 руб./Гкал без НДС (приложение № 5 к приказу).
Приказом РЭК Тверской области от 31.12.2009 № 363-нп "О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 24.12.2009 № 179-нп" (т. 1 л.д. 13 - 15) тарифы, указанные в приложениях № 5 и № 6 приказа № 179-нп, изложены в новой редакции: тариф для городского поселения пос. Селижарово для населения и нужд ЖКХ установлен в размере 1 068,5 руб./Гкал без НДС (приложение № 2 к приказу № 363-нп), для бюджетных и прочих потребителей - 1 472,4 руб./Гкал без НДС (приложение № 1 к приказу № 363-нп). Опубликован приказ в газете "Тверская жизнь" от 16.01.2010 № 5-6.
Общество, являясь потребителем тепловой энергии, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд приходит к мнению об обоснованности требований заявителя и исходит из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ).
Согласно статье 7.1 указанного Закона споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 2 Закона № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе (в статье 4) посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Статьей 6 Закона № 41-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования) при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, При регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. При этом переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам.


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 16 Основ ценообразования, а не Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила), при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный баланс).
Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающей услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, коммерческого оператора и системного оператора оптового рынка электрической энергии. При формировании сводного баланса определяются планируемые объемы потребления электрической энергии (мощности) населением.
Статьей 6 Закона № 41-ФЗ предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти, в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии; установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В силу пункта 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 54 Основ ценообразования.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 № 228-э/3 утверждены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2010 год. Так максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Тверской области на 2010 год установлена в размере 116,2%.
Приказом РЭК Тверской области от 25.12.2009 № 192-нп установлены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (т. 2 л.д. 78 - 106). Предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги для городского поселения г. Андреаполь индекс установлен в размере 100 и 113% соответственно, для городского поселения пос. Селижарово - в размере 100%, для городского поселения пос. Молоково - 100 и 110% соответственно.
Из пояснений представителя РЭК Тверской области и материалов дела следует, что, являясь органом исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования тарифов РЭК Тверской области для заявителя установила тарифы на тепловую энергию на 2010 год:
- по Андреапольскому филиалу по бюджетным и прочим потребителям в размере 2 120,0 руб. за Гкал (без НДС), что на 20% меньше по сравнению с предыдущим периодом, по жилищному фонду 1 155,4 руб. за Гкал (без НДС), что на 8,3% больше по сравнению с предыдущим периодом (1 060 руб. за Гкал.);
- по Молоковскому филиалу по бюджетным и прочим потребителям в размере 2 642,60 руб. за Гкал (без НДС), что на 8,3% больше по сравнению с предыдущим периодом, по жилищному фонду 1 155,4 руб. за Гкал (без НДС), что на 8,3% больше по сравнению с предыдущим периодом (1 060 руб. за Гкал.);
- по Селижаровскому филиалу по бюджетным и прочим потребителям в размере 1 472,40 руб. за Гкал (без НДС), что на 57,9% меньше по сравнению с предыдущим периодом, по жилищному фонду 1 068,5 руб. за Гкал (без НДС), что осталось на уровне с предыдущим периодом (1068,5 руб. за Гкал).
В соответствии с пунктом 16 Правил, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями.
Пунктом 17 Правил установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Согласно пункту 21 Правил постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой. В протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 22 Правил основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Согласно пунктам 18 и 19 Правил решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.
Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления. В случае отсутствия на заседании по уважительной причине официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегией). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия.
В силу части четвертой статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом в соответствии с частью 5 названной статьи Кодекса арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно части 6 названной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В данном случае РЭК Тверской области не доказана экономическая обоснованность оспариваемых тарифов.
В материалах дела имеются заключения по материалам, представленным Обществом для установления тарифов на производство и передачу тепловой энергии, отпускаемой сторонним потребителям на 2010 год в п. Молоково, г. Андреаполь и п. Селижарово, на основании которых установлены оспариваемые тарифы. Однако данные заключения не содержат ни оценки достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифа, не принятых РЭК Тверской области, ни оценки финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность, ни иных данных, установленных статьей 17 Правил.
Из указанных заключений, а также из таблиц данных, на основании которых производились расчеты, следует, что при расчете оспариваемых тарифов ответчиком учтены стоимостные характеристики таких показателей, как выработка теплоэнергии и затраты на производство и передачу теплоэнергии. В составе затрат учтен размер стоимости топлива на технологические цели, электроэнергии на технологические цели, воды на технологические цели, вспомогательных материалов, фонда оплаты труда по филиалам, отчислений на социальные нужды, расходов на содержание оборудования, целевых, общехозяйственных и прочих расходов.
Определение тарифов произведено расчетным путем. При этом ни один из положенных в основу расчета показателей - как количественных, так и стоимостных - не подтвержден документально.
Из таблицы расчетных данных по определению тарифа на теплоэнергию, вырабатываемую отопительными котельными Молоковского филиала Общества на 2010 год (т. 2 л.д. 127 - 128) и заключения РЭК Тверской области (т. 5 л.д. 92 - 96) видно, что полезный отпуск тепловой энергии установлен в объеме 6 241 Гкал, что на 885 Гкал ниже, чем в 2009 году (7 126 Гкал). Однако потребителей в 2010 году меньше не стало (все договоры пролонгированы), что не оспаривается и ответчиком. Какого-либо документального подтверждения обоснованности уменьшения полезного отпуска тепловой энергии РЭК Тверской области не приведено. Выручка от реализации тепловой энергии с учетом дотации в размере 4 118,07 тыс. руб. определена в размере 1 6492,5 тыс. руб., то есть равна затратам на производство и передачу тепловой энергии, из чего следует, что расчетная прибыль для Молоковского филиала вообще не предусмотрена.
Из таблицы расчетных данных по определению тарифа на теплоэнергию, вырабатываемую отопительными котельными Андреапольского филиала Общества на 2010 год (т. 2 л.д. 123 - 124) и заключения РЭК (т. 5 л.д. 97 - 101) видно, что тариф для прочих потребителей по сравнению с 2009 годом уменьшен на 20% - с 2 650 руб./куб. м до 2 120 руб./куб. м, при этом перевод котельных на газ до сих пор не произведен и неизвестно, когда будет произведен, а срок действия договора от 01.09.2009 № 6/49 на аренду системы теплоснабжения (т. 1. л.д. 117 - 122, т. 3 л.д. 2 - 11) определен до 31.07.2010 и далее Общество не собирается ее арендовать. Выручка от реализации тепловой энергии с учетом дотации в размере 5 579,97 тыс. руб. и расчетной прибыли в размере 2 136,8 тыс. руб. определена в размере 41 386,35 тыс. руб., то есть меньше себестоимости производства и реализации тепловой энергии, которая составляет 42 693,2 тыс. руб., из чего следует, что изначально для Андреапольского филиала предусмотрена работа в убыток. Затраты по статье Ремонтный фонд вообще не включены в себестоимость тепловой энергии на 2010 год по Андреапольскому филиалу, хотя Главой администрации согласована производственная программа по теплоэнергетическим объектам Андреапольского филиала Общества на 2010 год в объеме 3 617,0 тыс. руб.
Также из материалов дела следует, что при утверждении тарифов для Общества, по Молоковскому, Андреапольскому и Селижаровскому филиалам на 2010 год РЭК Тверской области не были учтены расходы на содержание аппарата управления Общества. Вместе с тем Обществом были представлены в РЭК Тверской области приказы об утверждении и вводе организационной структуры, штатного расписания и плана набора работников Общества с приложением организационной структуры, штатного расписания и плана набора работников, что не оспаривается РЭК Тверской области. В соответствии с пунктом 12 Правил регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в двухнедельный срок со дня поступления запроса. Доказательств запроса у Общества дополнительных материалов РЭК Тверской области не представлено.
При расчете расходов фонда оплаты труда для всех филиалов РЭК Тверской области не обосновала причины и взятый за основу размер средней заработной платы.
Затраты на арендную плату при утверждении тарифов для Андреапольского и Молоковского филиалов на 2010 год рассчитаны РЭК Тверской области в меньшем размере, из расчета за 11 месяцев, тогда как затраты утверждаются на год.
При всем указанном надо отметить, что тарифы, установленные оспариваемыми приказами для бюджетных и прочих потребителей, ниже установленных предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, в среднем по Тверской области на 2010 год, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 № 228-э/3 (116,2%).
Кроме того, РЭК Тверской области был нарушен установленный порядок утверждения тарифа, Общество не было ознакомлено с заключением, не приглашалось на заседание комиссии, следовательно, заявитель не имел возможности защищать свои экономические интересы.
В нарушение пункта 22 Правил в протоколе заседания Правления РЭК Тверской области от 28.11.2008 № 15 не указаны основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов, предложенных заявителю.
Таким образом, приказы от 24.12.2009 № 179-нп и от 31.12.2009 № 363-нп нарушают права и законные интересы Общества, приводят к возникновению убытков, поскольку не обеспечивают:
- баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии;
- экономической обоснованности себестоимости и прибыли общества;
- экономической обоснованности затрат;
- определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые тарифы экономически необоснованны, установлены в нарушение принципов и приведенных выше правовых норм, в частности статей 2, 4 и 6 Закона № 41-ФЗ, Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу Общества на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

приказы Региональной энергетической комиссии Тверской области от 24.12.2009 № 179-нп и от 31.12.2009 № 363-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания", для потребителей" признать не соответствующими Федеральному закону от 14.04.95 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и не действующими.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Тверской области в пользу Открытого акционерного общества "Тверская объединенная теплоэнергетическая компания", г. Тверь судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Ю.П.БАЛАКИН

Судьи
О.М.БАЖАН
Е.В.РОМАНОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Вестник ВАС РФ", приложение, I квартал 2011 г.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.10.2010 решение Арбитражного суда Тверской области от 16.07.2010 по делу № А66-1198/2010 оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Тверской области от 16.07.2010 по делу № А66-1198/2010
<О признании недействующими Приказов РЭК Тверской области от 24.12.2009 № 179-нп и от 31.12.2009 № 363-нп>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru