Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2011 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - врио руководителя управления Л.А. Черкашиной,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- государственного инспектора А.В. Тихомирова,
рассмотрев дело № 52, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" ООО "Ц" (<...>),
в присутствии представителя:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "Ц" - <...> установила:
В городе Липецке на транспаранте-перетяжке по адресу: проспект Победы (рядом с остановкой общественного транспорта "Юных Натуралистов") 23 июня 2011 года распространялась реклама ООО "Ц" следующего содержания: "Toyota Управляй Мечтой. Уполномоченный партнер Тойота "Ц", <...>, тел.: <...> Toyota Corolla в наличии. Уверенное движение к цели от 3945 руб./мес. * ...". Данная реклама была сфотографирована фотоаппаратом марки "Nikon COOLPIX L10".
Помимо указанной информации, на транспаранте-перетяжке размещена информация микрошрифтом, предположительно содержащая существенные условия приобретения автомобиля Toyota Corolla от 3945 руб./мес.
Ввиду того что данные сведения напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, который не поддается прочтению без специальных средств, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишен возможности ознакомиться с ее подробным описанием.
24.06.2011 в адрес рекламораспространителя - ООО "М" Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации о рекламодателе указанной рекламы и условиях по размещению указанной рекламы. В ответ ООО "М" представило копии запрашиваемых документов. Из представленных документов следует, что рекламодателем является ООО "Ц". В приложении № 5 к договору № МК-059/11 от 31 января 2011 г. содержится макет вышеуказанной рекламы, текст в котором не подвергается прочтению.
С помощью увеличения фотографий фотоаппаратом марки "Nikon COOLPIX L10" следует, что микрошрифт в нижней части транспаранта-перетяжки звучит следующим образом:
"* Расчет ежемесячного платежа произведен по программе "Активный" для автомобиля Toyota Corolla, комплектация Комфорт стоимостью 599000 рублей (рекомендованная розничная цена ООО "Т", действительная на 01/04/2011) при первоначальном взносе 70% и сроке кредита 60 месяцев. Программа "Активный" распространяется на автомобили марки Toyota Corolla и Toyota RAV 4. Ставка по кредиту 7,5% годовых в рублях при первоначальном взносе от 70% и сроке кредита 12 мес., 9% годовых при первоначальном взносе от 40% и сроке кредита 12 мес. Либо при первоначальном взносе от 70% и сроке кредита от 13 до 36 мес.; 10% годовых при первоначальном взносе от 40% и сроке кредита от 13 до 36 мес. либо при первоначальном взносе от 70% и сроке кредита от 37 до 60 мес., 11% годовых при первоначальном взносе от 20% и сроке кредита 12 мес., а также при первоначальном взносе от 40% и сроке кредита от 37 до 60 мес.; 12% годовых в рублях при первоначальном взносе от 20% и сроке кредита от 13 до 36 мес.; 13% годовых в рублях при первоначальном взносе от 20% и сроке кредита от 37 до 60 мес. Комиссия за предоставление кредита - 6000 рублей; минимальная сумма кредита - 90000 руб. Досрочное погашение (полное или частичное) осуществляется без уплаты комиссии. Сумма досрочного погашения - от 15000 руб. (без учета ежемесячного платежа). КАСКО, ОСАГО обязательно. Срок проведения программы кредитования - с 10.03.2011. В случае просрочки платежа по кредиту начисляется 0,2% от суммы просроченного платежа за каждый календарный день просрочки. Программа кредитования осуществляется ЗАО "Т" в регионах присутствия ЗАО "Т", лицензия № 3470. Данное предложение носит информационный характер и не является публичной офертой (ст. 432 ГК РФ). Подробности на сайте <...>".
То обстоятельство, что законодательство не содержит понятия шрифта маленького размера, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым.
Также необходимо отметить, что технические условия размещения рекламы (место расположения - над проезжей частью дороги, ограниченное время считывания информации, а также размер шрифта) лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие.
Ввиду того что привлекательная для потребителя информация является читаемой и доступной (Toyota Управляй Мечтой. Уполномоченный партнер Тойота "Ц" <...>, тел.: <...> Toyota Corolla в наличии. Уверенное движение к цели от 3945 руб./мес. *), а информация, которая обязательна в силу закона, выполнена буквами маленького размера, исключающими факт ее восприятия, антимонопольный орган приходит к выводу, что в размещаемой посредством использования транспаранта-перетяжки рекламе информация о существенных условиях приобретения автомобиля Toyota Corolla от 3945 руб./мес. отсутствует.
Делая вывод о невозможности прочтения информации, антимонопольный орган руководствуется совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы: месторасположение (над проезжей частью); высота расположения транспаранта-перетяжки над уровнем поверхности земли; ограниченное время считывания информации из проезжающего мимо транспорта.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
П. 3 ст. 3 ФЗ "О рекламе" говорит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" связано с непредоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "...Toyota Corolla в наличии. Уверенное движение к цели от 3945 руб./мес. *...".
Таким образом, потребители рекламы и представить себе не могут, что они могут столкнуться с рядом существенных моментов при покупке автомобиля Toyota Corolla.
В силу ст. 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Таким образом, как видно из указанной рекламы, используя микрошрифт, рекламодатель фактически скрывает наименование лица, оказывающего финансовую услугу, скрывает существенные условия приобретения автомобиля Toyota Corolla от 3945 руб./мес.
В соответствии с указанными выше фактами реклама ООО "Ц" содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
На рассмотрении дела по рекламе № 52 19 июля 2011 года представитель ООО "Ц" - <...> пояснил, что в ФЗ "О рекламе" отсутствует информация о конкретном необходимом размере шрифта, используемого в рекламе, а также то, что информация, указанная в сноске, может быть прочитана потребителем рекламы. С данным доводом Комиссия не может согласиться, поскольку ФЗ "О рекламе" говорит, что реклама адресована неопределенному кругу лиц, следовательно, объем информации, размещенной под "звездочкой", не воспринимается водителями и пассажирами автомобилей, водителями и пассажирами общественного транспорта, поскольку имеет ограниченное время считывания, также данная информация распространяется в неудобном для водителей месте (над проезжей частью) и т.п.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Ц" следующего содержания: "Toyota Управляй Мечтой. Уполномоченный партнер Тойота "Ц", <...>, тел.: <...> Toyota Corolla в наличии. Уверенное движение к цели от 3945 руб./мес. *...", поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Ц" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в настоящее время данная реклама не распространяется.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Липецкого УФАС РФ от 20.07.2011
<О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в том, что информация, которая обязательна в силу закона, выполнена буквами маленького размера, исключающими факт ее восприятия>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru