Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2011 г. № А39-2844/2011

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Полубояровой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Л.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Пенза
к индивидуальному предпринимателю К.И.С., г. Темников Республики Мордовия
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от истца: П.С.В. - государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия, доверенность <...>,
от ответчика: не явился,

установил:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия (далее - Управление, МУГАДН по ПО и РМ, заявитель) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя К.И.С. (далее - предприниматель, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление перевозочной деятельности с нарушением условий лицензирования.
Предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, 21.05.2004 Межрайонной инспекцией МНС России № 7 по Республике Мордовия в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о предпринимателе К.И.С. за основным государственным регистрационным номером 304131914200109, о чем ему выдано свидетельство серия 13 № 000396161.
05.08.2011 государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия МУГАДН по ПО и РМ совместно с и.о. прокурора Темниковского района на основании распоряжения (приказа) зам. начальника Управления № 220/13-п от 22.07.2011, решения Прокуратуры РМ о согласовании проведения внеплановой проверки № 173 от 25.07.2011, рапорта госинспектора Р.А.А. от 04.08.2011 о выявленных нарушениях и информации, поступившей от ОАО "Темниковская автоколонна № 2062" о нарушениях лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров, была проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем К.И.С. действующего законодательства в области автомобильного транспорта, лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В ходе проверки установлено, что К.И.С. осуществляется предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров по регулярному маршруту "Темников - Москва - Темников" на автобусах Мерседес-Бенц регистрационный номер <...> и Мерседес-Бенц регистрационный номер <...> и МАН R-08 регистрационный номер <...>, принадлежащих предпринимателю на праве собственности (свидетельства о регистрации транспортных средств <...>) с привлечением водителей Л.Н.Б. (трудовой договор от 05.01.2010), К.В.А. (трудовой договор от 17.02.2011), Р.В.И. (трудовой договор от 12.06.2010), Л.В.Е. (трудовой договор от 01.04.2008), Е.В.Г. (трудовой договор от 25.11.2010), С.И.А., К.И.С., О.И.В.
Проверкой были выявлены нарушения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров, о чем 05.08.2011 госинспектором Управления с участием К.И.С. составлены акт проверки № 29 и протокол об административном правонарушении № 008313/07, в которых зафиксировано, что:
1. В путевых листах не указывается время выезда автобуса, номер путевого листа (нарушены пункты 3, 4, 6, 12, 13, 17, 18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152).
2. Не ведутся тахограммы при осуществлении междугородных пассажирских перевозок (ежедневные листки учета режима труда и отдыха контрольным устройством для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя) (нарушены Приказ Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86, пункты 2.3.3, 5.2.5, 5.8 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, пункт 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15).
3. Пассажиры автобуса не пристегнуты ремнями безопасности (нарушены статья 19 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункт 7.9 приложения к основным положениям допуска транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112).
4. Не обеспечено оформление паспорта автобусного маршрута "Темников - Москва" при регулярной перевозке пассажиров по данному маршруту (нарушены пункт 5.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, Приказ Минтранса РФ от 14.08.2003 № 178 ").
5. Места прибытия и отправления автобусов в г. Москва не согласованы с органами государственной власти г. Москвы (нарушен пункт 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России № 178 от 14.08.2003),
6. Не составляются ежемесячные графики работы (сменности) водителей на линии, не устанавливается задание водителям по времени на движение и стоянку автобуса при междугородних перевозках (нарушены пункты 3, 4, 5 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 ").
7. Не проведена государственная поверка тахографа (контрольного устройства для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя) автобуса Мерседес Бенц регистрационный номер <...>, не организовано ведение и хранение регистрационных листов тахографа. В связи с этим не осуществляется контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, за соблюдением графика движения и скоростного режима (нарушены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Министра транспорта РФ № 86 от 07.07.1998, Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2).
8. Не проведены занятия по повышению профессионального мастерства водителей по 20-часовой программе, утвержденной Минтрансом РФ от 02.10.2001 № РД-26127100-1070-01 (нарушена статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункты 2.2, 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ № 2 от 08.01.1997, пункт 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ № 15 от 30.03.1994),
9. К управлению автобусом, осуществляющим междугородние перевозки пассажиров, допущен водитель Р.В.И., не имеющий непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет, то есть с 22.09.1995 сведения о водительской деятельности отсутствуют (нарушен пункт 2.3.1 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2.
10. Не организован послерейсовый медицинский осмотр водителей по прибытию в г. Темников и проведение межрейсовых медицинских осмотров водителей (при отправлении из г. Москвы) при перевозке пассажиров по маршруту "Темников - Москва - Темников". В путевых листах отсутствует второй штамп и подпись медицинского работника для подтверждения данных медицинских осмотров (нарушена статья 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункты 2.2. и 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ № 2 от 08.01.1997).
11. Не проводится контроль технического состояния автобуса при возвращении в гараж, то есть, не проводится послерейсовый технический осмотр. В путевых листах отсутствует второй штамп и подпись механика (нарушен пункт 5.7 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ № 2 от 08.01.1997).
12. Не организован учет и анализ ДТП, нарушений требований безопасности движения и нарушений правил дорожного движения, допускаемых водителями (журналы ДТП, нарушений ПДД со сверкой с органами ГАИ не представлены) (нарушен пункт 18 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"),
13. Не представлен договор со специализированной организацией на проведение технического обслуживания и ремонта автобуса МАН регистрационный номер <...> (нарушены статьи 16, 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункт 4и Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 № 637).
14. Отсутствует указатель и номер маршрута "Темников - Москва", расположенный над лобовым стеклом, на правой стороне кузова, номер маршрута на заднем окне автобуса, полное или краткое наименование перевозчика над лобовым стеклом или на правой стороне кузова автобуса, в салоне автобуса отсутствует наименование и номера телефонов контролирующих органов, выписка из правил перевозки пассажиров, стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа (нарушены пункты 29 - 40 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городски наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 112 от 14.02.2009).
15. Должностные лица, связанные с обеспечением безопасности движения (механик К.И.С.), не проходили аттестацию на право занятия этой должности в установленном порядке (один раз в пять лет) (нарушен пункт 2.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом министерства транспорта РФ № 15 от 30.03.1994, Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ № 13/11 от 11.03.1994).
16. В автобусах отсутствует информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, номер и срок действия лицензии, информация с указанием номеров телефонов об органе, выдавшем лицензию на перевозку пассажиров (нарушены статьи 9 - 10 Федерального закона № 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей").
Усмотрев в действиях предпринимателя наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении К.И.С. к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия.
26.05.2009 Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предпринимателю К.И.С. выдана лицензия (регистрационный № АСС-13-007933) серия ДА № 040550 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия с 26.05.2008 до 04.06.2013.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с дополнениями и изменениями) под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении конкретного вида деятельности.
Порядок осуществления перевозочной деятельности определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.
Подпунктами "б" и "в" пункта 4 Положения предусмотрено соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также по обеспечению при этом их безопасности.
1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" устанавливает обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые обязаны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В силу пунктов 3, 6 Приказа путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе. В нем отражаются показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и заезда на указанную стоянку.
Пункт 12 Приказа устанавливает, что в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Как видно из приобщенного к делу путевого листа с 03.08.2011 по 04.08.2011, в нем не отражены номер путевого листа, время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства.
2. Согласно пункту 1 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86, тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. Тахографы, применяются в Российской Федерации на автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок.
Пунктом 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (в редакции приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 № 75), установлено, что автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 года и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.
Подпунктами а, б и в пункта 8 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, предусмотрено, что водитель транспортного средства обеспечивает правильную эксплуатацию тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы; своевременно производит установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов; использует регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством.
В пункте названных Правил указано, что владелец транспортного средства выдает водителям достаточное количество регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом ввиду персональный характер регистрационных листов (подпункт "а"); хранит заполненные регистрационные листы каждого водителя в течение не менее 12 месяцев со дня последней записи и свидетельства о поверках тахографов - в течение 3 лет с момента их выдачи (подпункт "б"); проводит анализ данных в регистрационных листах, и в случае установления нарушений принимает меры по их пресечению (подпункт "в"); предъявляет указанные в подпункте "б" настоящего пункта документы для контроля сотрудникам инспектирующих органов (подпункт "г").
В нарушение данных требований в ходе проверки проверяющим установлено, что на принадлежащих предпринимателю автобусах 2002, 2005, 2011 года выпуска, при работе на междугородном маршруте (Темников - Москва - Темников), не ведутся ежедневные листки учета (тахограммы) контрольным устройством (тахографом) для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, а также времени работы и отдыха водителя при осуществлении междугородних пассажирских перевозок.
3. В силу статьи 19 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 № 87 "О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" (вступило в силу с 01.03.2010 (пункт 2) пункт 7.9 Положения по допуску транспортных средств к эксплуатации изложен в новой редакции, согласно которой запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин при условиях, когда отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Положением по допуску транспортных средств.
Из указанных норм следует, что после 01.03.2010 не допускается эксплуатация автобусов, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения в которых не оборудованы ремнями безопасности.
Между тем, из материалов проверки, не следует, что автобусы, используемые предпринимателем К.И.С. в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по междугородним маршрутам, не оборудованы ремнями безопасности.
В протоколе об административном правонарушении № 008313/07 от 05.08.2011 (пункт 3) указано на то, что пассажиры не пристегнуты ремнями безопасности. При этом каких-либо ссылок на то, что ремни безопасности в автобусах отсутствуют, протокол не содержит. Кроме того, в акте проверки № 29 от 05.08.2011 указанное нарушение не отражено, что позволяет сделать вывод том, что данный факт при проверке не исследовался.
Исходя из вышеизложенного, данный эпизод, подлежит исключению из объективной стороны вмененного ответчику административного правонарушения.
4. В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 № 178, работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза (далее - РАС) и других организаций.
Согласно пункту 3 Порядка открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Обязанность согласования паспорта маршрута с органами исполнительной власти, по территории которого проходит маршрут и устранения возникающих в ходе его рассмотрения замечаний, возложена непосредственно на перевозчика.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17.12.2007 № 573 уполномоченным органом по организации пассажирских перевозок автомобильным и железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном и межмуниципальном сообщении определено Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Мордовия.
В пункте 5 статьи 5 Закона РМ от 03.05.2007 № 34-З установлено, что орган исполнительной власти Республики Мордовия по организации пассажирских перевозок в пределах своих полномочий утверждает паспорта, согласовывает расписание движения транспортных средств по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения.
Однако, как видно из материалов дела предприниматель К.И.С. осуществляет перевозочную деятельность без утвержденного паспорта автобусного маршрута "Темников - Москва" и графика движения.
5. В силу пункта 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России № 178 от 14.08.2003 (далее - Порядок), отправление (прибытие) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации производится, как правило, с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также с мест, специально отведенных для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующим образом оборудованных.
Указанный Порядок регламентирует процедуру открытия маршрутов, а упомянутый пункт 12 Порядка подлежит применению при разработке маршрута для определения мест, которые могут быть предусмотрены в маршруте в качестве мест отправления и прибытия.
Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (пункт 16 Порядка).
В представленных заявителем заказ-нарядах на предоставление транспортного средства (автобуса Мерседес Бенц 0350 <...>) для перевозки пассажиров и багажа с 31.05.2011 по 23.06.2011, в качестве наименования конечного пункта маршрута значатся - г. Москва, Ярославский вокзал, г. Москва поселок Садовод, г. Москва Измайловский парк, г. Москва Казанский вокзал, г. Москва Балашиха, г. Москва Воробьевы горы, г. Москва аэропорт Внуково, г. Москва Новодевичий монастырь, г. Москва Кусково, которые не являются автовокзалом (пассажирской автостанцией), а также местом, специально отведенным и соответствующим образом оборудованным для отправления автобусов.
Между тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о согласовании К.И.С. указанного места прибытия автобуса Мерседес Бенц регистрационный номер <...> с органами государственной власти г. Москвы суду не представлено. Предприниматель осуществляет свою деятельность при отсутствии паспортов автобусных маршрутов, внесенных в установленном порядке в реестр регулярных автобусных маршрутов, прибытие автобусов в г. Москву осуществляется в места, не отведенные для этих целей органами власти субъекта РФ - г. Москвы и не оборудованных соответствующим образом.
К.И.С. в отзыве на заявление представлены возражения по указанному эпизоду, входящему в объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения, в которых отражено, что указанные законодательные требования на него не распространяются, поскольку он не осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа. Его деятельность заключается в перевозке пассажиров и багажа по разовым заказам.
Между тем, указанный довод предпринимателя судом отклоняется.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вероятно имеются в виду пункты 5.12, 5.14, 5.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации № 2 от 08.01.1997.

Судом установлено, что К.И.С. регулярные маршрутные перевозки пассажиров осуществляются под видом заказных. Фактически вышеуказанные перевозки не являются перевозками по заказу, поскольку не соответствуют требованиям статьи 27 Устава автомобильного транспорта, пунктам 89 - 94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, пунктам 5.12, 5.14, 5.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.997 № 2, в части отсутствия договора фрахтования транспортного средства между заказчиком - Ч.С.И. и Предпринимателем; взимания платы Предпринимателем за проезд с пассажиров (приложена копия билета на автобус с указанием лица, предоставляющую услугу - ИП К.И.С. и его реквизитов), а не с Ч.С.И. (платежных документов не представлено), выступающей согласно путевым листам заказчиком перевозок; отсутствия ответственного лица за перевозку, который должен быть внесен в путевой лист.
Согласно представленным путевым листам и заказ-нарядам перевозки пассажиров по маршруту Темников - Москва осуществлялись К.И.С. регулярно, не носили разовый характер. Заявителем приложена копия объявления, размещенная предпринимателем, следующего содержания: "Каждый день! Темников - Москва, Москва - Темников, 18.30 время отправления из Темникова от магазина "Теремок", из Москвы в 11.00. Дополнительные справки и заказ билетов можно осуществить по телефонам: (Темников) 2-41-41, 89271811340, (Москва) 89267941193. Приобрести билеты можно по адресу: ул. Октябрьская, 10а".
Следовательно, выполняемые предпринимателем междугородние рейсы осуществлялись в отведенное время, по заранее заданному пути следования и не носили разовый характер, что свидетельствует об осуществлении предпринимателем регулярных автобусных перевозок пассажиров.
Соответственно, предприниматель обязан был в силу изложенных выше норм действующего законодательства составить и утвердить на каждый маршрут перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков и обеспечить данными документами каждого водителя.
6. В силу пункта 3 Положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Пунктом 4 Положения определено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения (пункт 5).
Указанные графики К.И.С. не составляются, задания водителям не выдаются.
7. Согласно пункту 1 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министра транспорта РФ № 86 от 07.07.1998, тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 № 922).
Тахографы, применяемые в Российской Федерации на автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок (далее именуются - транспортные средства), должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и иметь выданный Госстандартом России сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий тахографы к применению в Российской Федерации, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (поверки) или поверительное клеймо.
Каждый тахограф подлежит поверке, которая проводится органами государственной метрологической службы, государственными научными метрологическими центрами.
Результатом поверки является подтверждение пригодности (или непригодности) тахографа к применению. Положительные результаты поверки тахографа удостоверяются свидетельством о его поверке или поверительным клеймом. Свидетельство о поверке тахографа хранится в течение установленного срока и предъявляется по требованию инспектирующих органов.
Поверки тахографов осуществляются при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации.
Представление тахографов на поверку осуществляется в установленном порядке (пункт 6 Правил).
Материалами дела подтверждается факт непроведения государственной поверки тахографов, установленных на автобусе Мерседес Бенц, регистрационный номер <...>.


г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Между тем, указанная информация К.И.С. в автобусах не размещалась.
15. В соответствии с пунктом 2.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий назначают на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.
Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей в установленном порядке (совместный приказ Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 № 13/11).
Индивидуальный предприниматель К.И.С. одновременно исполняет обязанности механика, проводящего предрейсовый и послерейсовый контроль технического состояния автобусов. Между тем, К.И.С. аттестацию на право занятия этой должности в установленном порядке не проходил.
16. Из статьи 9 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" следует, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Пунктом 1 статьи 10 Закона № 2300-1 от 07.02.1992 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В салонах автобусов Мерседес Бенц регистрационные номера <...>, МАН R-08, <...>, на которых предприниматель осуществляет деятельность по перевозке граждан, отсутствует информация, предусмотренная Правилами перевозки пассажиров и Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1: о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, номер и срок действия лицензии, информация с указанием номеров телефонов об органе, выдавшем данную лицензию.
Данная информация К.И.С. в салоне автобусов не размещалась.
Таким образом, нарушения лицензионных требований, установленных названными нормами права в области осуществляемого предпринимателем К.И.С. вида деятельности, действительно имели место и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а именно: рапортом от 04.08.2011, актом проверки № 29 от 05.08.2011, путевым листом с 03 по 04.08.2011, копией билета на автобус № 030368 от 19.05.2011, копией объявления, протоколом об административном правонарушении № 008313/07 от 05.08.2011, подписанным К.И.С. без каких-либо замечаний и возражений,
Из части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина предпринимателя в совершении правонарушения материалами дела доказана, К.И.С. совершил противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении № 008313/07 от 05.08.2011 составлен главным государственным инспектором территориального отдела Госавтонадзора по РМ в присутствии К.И.С., им подписан, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения дела давностный срок привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (три месяца), не истек.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.
При изложенных обстоятельствах Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия правомерно обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Климова И.С. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются: характер совершенного лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
Из пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса следует, что обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию.
С учетом исследования всех обстоятельств дела, при наличии отягчающего ответственность обстоятельства - ответчик уже привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение (решения Арбитражного суда Республики Мордовия по делу № А39-830/2011 от 05.05.2011, по делу № А39-1892/2011 от 21.07.2011, которые не обжаловались и вступили в законную силу), суд считает необходимым привлечь предпринимателя Климова И.С. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде взыскания штрафа в размере 3600 руб.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (юридический адрес: Пензенская область, г. Пенза, ул. Горная, д. 3А) удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя К.И.С., <...>, (основной государственный регистрационный номер 304131914200109), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 3600 рублей.
3. Штраф перечислить по следующим реквизитам:
- наименование получателя - УФК по РМ (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России);
- счет получателя платежа: 40101810900000010002;
- банк получателя - ГРКЦ Национального банка РМ Банка России г. Саранск; БИК - 048952001; ОКАТО - 89401000000; ИНН - 5836013700;
- КПП - 583601001; КБК - 106 116 9004004 0000 140;
- в графе "Назначение платежа" указывается - "Штраф", и его сумма.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Г.В.ПОЛУБОЯРОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.09.2011 по делу № А39-2844/2011
Нарушение истцом условий лицензирования при перевозке пассажиров автомобильным транспортом является основанием для привлечения к административной ответственности.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru