УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ
НЕДВИЖИМОСТИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 17 июля 2009 г. № 19744-1/5925
ОБ УКАЗАНИИ В МЕЖЕВОМ ПЛАНЕ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАННОГО В СЧЕТ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
В Управление Роснедвижимости по Московской области (далее - Управление) поступают многочисленные заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в счет полученных гражданами при приватизации сельскохозяйственных угодий долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельные доли).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1
и пунктом 1 статьи 12
Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон) правовое регулирование отношений в области оборота земельных долей осуществляется Земельным кодексом
Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Гражданским кодексом
Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом
, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 13
Закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей (далее - выделяемый участок), в частности, для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, если это не нарушает требований статьи 4
Закона.
При этом в Законе
отсутствуют специальные нормы о порядке определения вида разрешенного использования выделяемого участка.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 7
ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частью 6 статьи 36
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в пределах конкретной территориальной зоны, не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, ЗК
РФ не предусматривает возможность самостоятельного выбора разрешенного использования сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Наряду с перечисленными законоположениями пунктом 3 статьи 11.2
ЗК РФ определено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (далее - исходные участки), за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 7 статьи 36
ГрК РФ использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (далее - уполномоченные органы).
Таким образом, по мнению Управления, вносимое в межевой план разрешенное использование выделяемого участка должно соответствовать кадастровым сведениям о разрешенном использовании исходного участка либо определяться в соответствии с актом уполномоченного органа об установлении разрешенного использования выделяемого участка, поскольку иное не вытекает из положений законодательства.
Вместе с тем в Управление представляются межевые планы, в которых указывается разрешенное использование выделяемого участка для создания личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства, определенное по усмотрению (декларации) правообладателей выделяемых земельных долей.
В связи с изложенным просим разъяснить основания внесения в межевой план сведений о разрешенном использовании выделяемого участка. С учетом количества представляемых в Управление заявлений о постановке выделяемых участков на кадастровый учет и исполнения письма Росреестра от 07.07.2009 № 3-4795-ГЕ, касающегося вышеуказанного вопроса, просим направить разъяснения в возможно короткий срок.
Руководитель
Управления Роснедвижимости
по Московской области
В.Д. Гужев