РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2011 г. № 33-1791
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ЗАО "Касимовхолод" на решение Касимовского городского суда Рязанской области от 27 июня 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования К.Н.В. к Администрации МО - ГО г. Касимов и ОАО "Касимовхолод" "о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации" удовлетворить.
Признать за К.Н.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату № <...> общей площадью <...> кв. м в доме <...>.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вергазовой Л.В., судебная коллегия
установила:
К.Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО - ГО г. Касимов и ОАО "Касимовхолод" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указала, что с 1983 года она занимает жилое помещение в здании, находящемся на балансе ОАО "Касимовхолод" по адресу <...> (комната № <...>) общей площадью <...> кв. м. Указанная комната была предоставлена ее матери К.Л.В., как работнику Касимовского завода холодильного машиностроения, а истица была вселена в качестве члена ее семьи. Истица обратилась к ответчикам с заявлением о передаче ей указанного помещения в собственность в соответствии с законодательством о приватизации жилья, но в удовлетворении ее заявлений было отказано по мотиву того, что данное жилое помещение является общежитием ОАО "Касимовхолод" и не подлежит приватизации. Истица полагала, что имеет право на приватизацию занимаемой жилой комнаты на основании ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Просила признать за ней право собственности на указанное жилое помещение. Истец также считала, что отсутствие решения Администрации г. Касимова о передаче в муниципальную собственность жилых помещений в общежитии, не может служить основанием для отказа в приватизации жилья.
Суд удовлетворил заявленные требования, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе ЗАО "Касимовхолод" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает решение незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, мать истицы - К.Л.В. с 11.12.1978 по 03.04.2009 работала на Касимовском заводе "Холодмаш", правопреемником которого являлось с 1993 года АООТ "Касимовхолод", (впоследствии - ОАО "Касимовхолод"), уволена по сокращению штата. Ей, как работнику предприятия в 1983 году была выделена комната в общежитии завода. Как показала в судебном заседании К.Л.В., являющаяся представителем истицы, первоначально ее семье была предоставлена комната в другом общежитии, и после передачи заводу здания по ул. <...>, в числе других работников была переселена в это здание, где ее семье была предоставлена комната № <...>. Впоследствии в 1993 года наниматель К.Л.В. выселилась в другое жилое помещение, в указанной комнате осталась проживать истица с дочерью ФИО1.
10 октября 1983 года К.Н.В. была зарегистрирована по месту жительства в указанной комнате, и по настоящее время проживает в данном жилом помещении, оплачивает коммунальные платежи. Задолженности по оплате жилья за ним нет. Общая площадь занимаемого истицей жилого помещения, согласно справке ОАО "Касимовхолод" составляет <...> кв. м. Вместе с ней в указанной комнате зарегистрирована и проживает ее совершеннолетняя дочь ФИО1.
Право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения по состоянию на 17 мая 2011 года истица К.Н.В. не использовала (справка Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 17 мая 2011 г.). Член семьи истицы - дочь ФИО1 нотариально заверенным заявлением от участия в приватизации указанного жилого помещения отказалась в пользу истицы и дала согласие на приватизацию истицей данного жилого помещения.
Также судом установлено, что истица обращалась к ответчикам с заявлением о передаче ей занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, но в удовлетворении указанного заявления ей было отказано.
21 января 1993 года Касимовский завод холодильного машиностроения, в хозяйственном ведении которого находилось указанное общежитие, преобразован в АООТ "Касимовский завод холодильного машиностроения" в порядке приватизации государственного имущества (затем в ОАО "Касимовхолод").
В соответствии с планом приватизации данного предприятия, утвержденным председателем Рязанского областного Комитета по управлению государственным имуществом по Рязанской области 30.12.1992, указанное общежитие не было включено в уставной капитал создаваемого акционерного общества "Касимовский завод холодильного машиностроения". Вопрос о его передаче в муниципальную собственность вместе с другим жилым фондом, находящимся на балансе ОАО "Касимовхолод", поднимался руководством ОАО, но не был решен до настоящего времени.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <...> являлось общежитием. На основании распоряжения Министерства химического и нефтяного машиностроения от 22 марта 1984 года № <...> оно было передано с баланса Касимовского индустриального техникума на баланс Касимовского завода "Холодмаш". Согласно указанному выше плану приватизации, а также на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области № <...> от 05.08.1997 жилой фонд АООТ "Касимовхолод" подлежал передаче в муниципальную собственность, но здание общежития в списке объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не было указано. Общежитие осталось на балансе ОАО "Касимовхолод".
При таких обстоятельствах районный суд пришел к правильному выводу о том, что здание общежития, расположенное по адресу: <...>, при приватизации предприятия подлежало передаче в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР 24.06.1983), находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, образуют жилищный фонд. То есть общежитие, содержащее в себе жилые помещения, является жилищным фондом.
Порядок приватизации предприятий устанавливался Законом Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статья 1 которого содержала исчерпывающий перечень объектов, подлежащих приватизации, действие этого Закона не распространялось на объекты жилищного фонда.
Приватизация жилищного фонда регулировалась Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в силу статьи 1 которого, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
При этом, районный суд верно указал, что приведенными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года № 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В силу ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" жилые помещения в доме <...> утратили статус общежития.
На основании изложенного районный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований К.Н.В. о признании права собственности в порядке приватизации на спорную комнату, поскольку невключение спорного общежития в нарушение действующего законодательства в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права истца, в том числе на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали выводы решения суда, направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Касимовского городского районного суда Рязанской области от 27 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Касимовхолод" - без удовлетворения.