Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2011 г. № 857

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2012 - 2020 ГОДЫ"

В целях повышения конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012 - 2020 годы" (далее - Концепция).
2. Министерству экономики Республики Татарстан на основе Концепции обеспечить разработку проекта Долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012 - 2020 годы".

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ





Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 15 октября 2011 г. № 857

КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЫНКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
НА 2012 - 2020 ГОДЫ"

1. Введение

Концепция Долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012 - 2020 годы" (далее - Концепция) является первым этапом разработки Долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012 - 2020 годы" (далее - Программа).
Основанием для разработки Концепции является Закон Республики Татарстан от 22.04.2011 № 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы".
Программа должна являться составной частью Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 № УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года", и согласовываться с положениями Закона Республики Татарстан от 02.08.2010 № 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".
Мероприятия по реализации Программы могут быть скорректированы с учетом промежуточных результатов и новых приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан, а также с учетом изменений законодательства.
Исследованию вопросов развития российского рынка интеллектуальной собственности посвящено много работ ученых и специалистов. Однако результаты этих исследований не трансформировались в соответствующие управленческие решения.
Мировая экономика, вступая в постиндустриальную эпоху, активно преобразует привычные формы экономических отношений, формирует новые механизмы предпринимательской деятельности, трансформирует стиль и образ жизни. Инновации становятся определяющим фактором развития и трансформации экономики, выступая в роли катализатора при адаптации экономики отдельных стран к стремительно меняющимся условиям общемирового функционирования. При этом основным инструментом инновационных преобразований становится интеллектуальная собственность. Именно новейшие разработки, защищенные патентами, могут способствовать эффективному инновационному развитию. Промышленно развитые страны - мировые технологические лидеры формируют высокую долю добавленной стоимости за счет использования результатов интеллектуальной деятельности, при этом международное разделение труда происходит не под действием естественных различий в сырьевых ресурсах, а на базе использования интеллектуального потенциала, человеческого капитала и высокого технологического уровня производства.
Одним из необходимых и базовых условий инновационного развития является цивилизованный рынок интеллектуальной собственности как на международном, так и на национальном и региональном уровнях. Об этом свидетельствует и успешный зарубежный опыт ряда стран (США, Японии, Федеративной Республики Германии, Китайской Народной Республики), и положительный опыт реализации ряда отдельных отечественных проектов.
Таким образом, именно наличие интеллектуальной собственности в коммерциализируемых инновационных продуктах играет определяющую роль в повышении их конкурентоспособности. Ввиду этого особую актуальность приобретает вопрос наиболее эффективного использования и реализации научно-технических достижений, что непосредственно связано с развитием рынка интеллектуальной собственности, обеспечивающего действенный механизм передачи новых наукоемких технологий в реальный сектор экономики страны, а также с совершенствованием механизмов управления интеллектуальной собственностью.
В республике развивается инновационная инфраструктура (технопарки, индустриальные парки, технополис), с другой стороны, потенциал интеллектуальной собственности для создания и коммерческого использования инновационных технологий, полученных по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР), выполненных в университетах, научных учреждениях и на предприятиях, активно не используется.
Сегодня в Республике Татарстан создан законодательный каркас инновационной деятельности. Однако необходимо отметить, что законодательное обеспечение инновационной деятельности в настоящий момент все еще не соответствует требованиям участников инновационного процесса. Несмотря на вступление в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, законодательная база для нужд коммерциализации интеллектуальной собственности до настоящего времени не разработана в полном объеме. До сих пор не существует единой государственной политики в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.
Основной целью региональной инновационной политики является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности местной продукции, эффективное использование научно-технических результатов и решение задач социально-экономического развития. В Республике Татарстан реализован комплекс мер законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач.
Среди основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности Республики Татарстан выделены вопросы совершенствования механизмов системы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов, повышения эффективности деятельности региональной инновационной инфраструктуры, развития единой системы государственного учета исследований и разработок Республики Татарстан.
Удельный вес внутренних расходов на научные исследования и разработки в странах Европейского союза, США и Японии составляет 2,2, 2,8 и 3 процента от валового внутреннего продукта соответственно. Российская Федерация со своими скромными расходами на научные исследования и разработки в размере 1,1 процента от валового внутреннего продукта уступает флагманам мирового рынка инновационных товаров и услуг. Однако здесь следует иметь в виду, что за рубежом решающую роль в затратах на НИОКР играют предприятия частного сектора - на их долю приходится примерно 70 - 80 процентов подобных издержек, в то время как в нашей стране ситуация прямо противоположная.
Анализ расходов бюджета Республики Татарстан показал, что за 2007 - 2010 годы и первое полугодие 2011 года на финансирование 424 проектов НИОКР в Республике Татарстан направлены государственные ассигнования в объеме 690 100,5 тыс. рублей. Это, конечно, далеко не малая цифра. При этом только 6,4 процента работ из общего количества профинансированных проектов НИОКР завершились получением охранных документов (патенты на изобретения, полезные модели, свидетельства на программы для ЭВМ, патенты на селекционные достижения и другое), доля расходов на мероприятия, связанные с охраной и управлением интеллектуальной собственностью, составила не более 2 процентов в расходах на НИОКР университетов и научных учреждений, а доля нематериальных активов в общей сумме активов предприятий составила в среднем менее 3 процентов.


│    │предприятия:                │                     │                 │
│    ├────────────────────────────┼─────────┬───────────┼─────────────────┤
│    │количество      используемых│ежегодно │ ежегодный │годовая  форма  N│
│    │собственных      результатов│         │  прирост  │4-НТ             │
│    │интеллектуальной            │         │  5 - 10   │                 │
│    │деятельности                │         │ процентов │                 │
│    ├────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────────────┤
│    │количество       заключенных│ежегодно │ ежегодный │годовая  форма  N│
│    │договоров   о   распоряжении│         │  прирост  │4-НТ             │
│    │исключительными  правами  на│         │  5 - 10   │                 │
│    │результаты  интеллектуальной│         │ процентов │                 │
│    │деятельности  на  внутреннем│         │           │                 │
│    │рынке                       │         │           │                 │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────────────┤
│    │количество         лицензий,│ежегодно │ ежегодный │годовая  форма  N│
│    │проданных за рубеж          │         │  прирост  │4-НТ             │
│    │                            │         │  5 - 10   │                 │
│    │                            │         │ процентов │                 │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────────────┤
│    │количество         лицензий,│ежегодно │ ежегодный │Татарстанская    │
│    │приобретенных из-за рубежа  │         │  прирост  │таможня          │
│    │                            │         │  5 - 10   │                 │
│    │                            │         │ процентов │                 │
├────┴────────────────────────────┴─────────┴───────────┴─────────────────┤
│Индикаторы  реализации  Программы  в  рамках   задачи   инфраструктурного│
│обеспечения процесса коммерциализации прав на результаты интеллектуальной│
│деятельности (экономическое, кадровое, нормативно-правовое и другое)     │
├────┬────────────────────────────┬─────────┬───────────┬─────────────────┤
│13. │Обеспеченность              │ежегодно │    100    │Территориальный  │
│    │квалифицированными   кадрами│         │ процентов │орган            │
│    │в  области  интеллектуальной│         │  к 2020   │Федеральной      │
│    │собственности               │         │   году    │службы           │
│    │                            │         │           │государственной  │
│    │                            │         │           │статистики     по│
│    │                            │         │           │Республике       │
│    │                            │         │           │Татарстан        │
│    │                            │         │           │(Татарстанстат)  │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────────────┤
│14. │Доля  инновационно  активных│ежегодно │    100    │организации      │
│    │организаций,         имеющих│         │ процентов │                 │
│    │собственные   патентные    и│         │  к 2020   │                 │
│    │иные   службы   по    охране│         │   году    │                 │
│    │интеллектуальной            │         │           │                 │
│    │собственности,    в    общем│         │           │                 │
│    │количестве      инновационно│         │           │                 │
│    │активных организаций        │         │           │                 │
└────┴────────────────────────────┴─────────┴───────────┴─────────────────┘




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Начало действия документа - 15.10.2011.

Постановление КМ РТ от 15.10.2011 № 857
"Об утверждении Концепции Долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012 - 2020 годы"


Постановление
Концепция Долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012 - 2020 годы"
1. Введение
2. Предложения о целях, задачах и целевых индикаторах Программы
3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
4. Риски, возникающие при различных вариантах реализации Программы
5. Основные мероприятия Программы
6. Ориентировочные сроки и этапы реализации Программы
7. Предложения об объемах и источниках финансирования Программы
8. Предложения об участии исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, ответственных за формирование и реализацию Программы, о ее государственных заказчиках и разработчиках
Приложение. Система целевых индикаторов для оценки результатов внедрения Долгосрочной целевой программы "Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012 - 2020 годы"
Основные индикаторы
Индикаторы реализации Программы в рамках задачи охраны, обеспечения поддержания интеллектуальной собственности и защиты прав на нее
Индикаторы реализации Программы в рамках задачи формирования механизма вовлечения в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности
Индикаторы реализации Программы в рамках задачи инфраструктурного обеспечения процесса коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (экономическое, кадровое, нормативно-правовое и другое)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru