Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 03 июня 2011 г. № 30

Резолютивная часть решения оглашена 03 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 июня 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего В.А.Бодрова - руководитель Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: И.С.Федоренко - начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, В.Г.Оттева - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России (далее - Комиссия),
в присутствии представителей:
Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству - Б. (доверенность от <...>), З. (доверенность от <...>),
Комитет рыбного хозяйства Министерства природных ресурсов Хабаровского края - А.,
рассмотрев дело № 8-01/178 по признакам нарушения Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Хабаровским УФАС России, в ходе осуществления контроля соблюдения органами власти антимонопольного законодательства, в действиях Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении в конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского муниципального района, Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Охотского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, утвержденной приказом Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16.05.2011 № 158/П, максимального количества рыбопромысловых участков на одного участника в случае признания его победителем в размере 35% для Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, что может привести к ограничению конкуренции на рынке промышленного и прибрежного рыболовства.
В данной связи Хабаровским УФАС России возбуждено настоящее дело.
В заседании Комиссии представители Управления пояснили, что конкурс проводится в соответствии с Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264. Организатору торгов предоставлено право самостоятельно устанавливать ограничение количества рыбопромысловых участков, которые могут быть предоставлены одному участнику конкурса, в случае признания его победителем, в рамках 35%. Правила не определяют критерии установления указанного ограничения. Также указали, что само по себе ограничение количества рыбопромысловых участков не влияет на состояние конкурентной среды, так как Правилами предусмотрено, что в случае превышения такого количества, участник вправе отказаться от имеющихся у него в пользовании участков, в том числе по ранее заключенным договорам, кроме того, организатор конкурса вправе отказать участнику в заключении договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Определением от 02.06.2011 у Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству запрошена информация:
- перечень заключенных договоров с хозяйствующими субъектами о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Нанайского муниципального района, Охотского муниципального района, Николаевского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства (с указанием наименования пользователя рыбопромыслового участка, срока действия договора пользования рыбопромысловым участком),
- обоснованное пояснение целесообразности установления максимального количества рыбопромысловых участков на одного участника в случае признания его победителем в размере 35% для Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края. Данную информацию необходимо было представить в заседание Комиссии.
Представители Управления указали, что в связи с большим объемом запрошенной информации и ограниченными сроками ее предоставления, исполнить запрос Комиссии не представляется возможным. Информация о количестве договоров о предоставлении рыбопромысловых участков ранее (в 2009 году) направлялась в Хабаровское УФАС России.
Пояснить и обосновать целесообразность установления максимального количества рыбопромысловых участков на одного участника в случае признания его победителем в размере 35% для Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края представители Управления затруднились.
Представитель Комитета рыбного хозяйства Министерства природных ресурсов Хабаровского края указал, что установленное ограничение по количеству рыбопромысловых участков существенным образом влияет на распределение таких участков, на возможность осуществления добычи водных биологических ресурсов. Данный вопрос рассматривался на заседании межведомственного совета при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в развитии предпринимательства (протокол от 23.03.2011). Советом рекомендовано Управлению уменьшить процент общего количества рыбопромысловых участков, передаваемых в пользование одному участнику в Николаевском и Ульчском муниципальных районах края, с целью создания равных условий осуществления рыбопромысловой деятельности.
В заседание Комиссии также приглашался представитель Министерства природных ресурсов Хабаровского края для формирования единой позиции по существу рассматриваемого дела, но министерство явку своего представителя в заседание Комиссии не обеспечило, позицию по делу не представило.
До начала рассмотрения дела по существу представителями лиц, участвующих в деле, дополнительных материалов и информации не представлено, ходатайств не заявлено.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон № 166-ФЗ) договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 33 Закона № 166-ФЗ).
В целях реализации указанного законоположения Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264 утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил Федеральное агентство по рыболовству является организатором конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
Из содержания пунктов 4, 19, 20 Правил следует, что организатор конкурса принимает решение о его проведении, разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, которая должна содержать необходимый объем информации о порядке и условиях проведения конкурса, о предмете конкурса.
16.05.2011 приказом Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 158/П утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского муниципального района, Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Охотского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
В приложении 5 к конкурсной документации приведен перечень рыбопромысловых участков, в отношении которых проводится указанный конкурс, при этом на территории Амурского муниципального района на конкурс выставлен 1 участок, на территории Нанайского муниципального района 7 участков, на территории Николаевского муниципального района 85 участков, на территории Охотского муниципального района 94 участка, на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района 39 участков, на территории Ульчского муниципального района 80 участков, на территории Советско-Гаванского муниципального района 46 участков.
В пункте 14 Правил указано, что заявитель, победивший в конкурсе, не вправе претендовать на заключение договора, если в результате его заключения совокупное количество рыбопромысловых участков, передаваемых в пользование заявителю (группе лиц, в которую входит заявитель) и расположенных на территории одного муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации или прилегающих к территории такого муниципального образования, составит более 35 процентов общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории этого муниципального образования или прилегающих к территории такого муниципального образования. При этом организатор конкурса вправе уменьшить указанный предельный процент, установив его в конкурсной документации.
В случае если заявитель в течение года, предшествовавшего году проведения конкурса, обладал правом пользования рыбопромысловыми участками, расположенными на территории одного муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации или прилегающими к территории такого муниципального образования, совокупное количество которых превышает указанные 35 процентов, заявитель вправе претендовать на заключение договора, предусматривающего предоставление рыбопромысловых участков, совокупное количество которых превышает указанные 35 процентов, но не более процентного соотношения совокупного количества рыбопромысловых участков, в отношении которых такой заявитель обладал правом пользования в течение года, предшествовавшего году проведения конкурса. Указанные ограничения не применяются в случае, если заявитель является единственным участником конкурса по отдельному лоту.
В приложении 6 к конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, срок, на который заключается договор, максимальное количество рыбопромысловых участков на одного участника в случае признания его победителем.
Исходя из общего количества рыбопромысловых участков, выставленных на конкурс в границах каждого муниципального образования (приложение 5 к конкурсной документации), организатором конкурса установлены следующие ограничения максимального количества участков на одного победителя конкурса:
- Амурский муниципальный район: максимальное количество рыбопромысловых участков на одного победителя 35% от общего количества участков, что составляет 1 участок,
- Нанайский муниципальный район: максимальное количество рыбопромысловых участков на одного победителя 35% от общего количества участков, что составляет 2 участка,
- Николаевский муниципальный район: максимальное количество рыбопромысловых участков на одного победителя 35% от общего количества участков, что составляет 29 участков,
- Охотский муниципальный район: максимальное количество рыбопромысловых участков на одного победителя 15% от общего количества участков, что составляет 14 участков,
- Тугуро-Чумиканский муниципальный район: максимальное количество рыбопромысловых участков на одного победителя 35% от общего количества участков, что составляет 13 участков,
- Ульчский муниципальный район: максимальное количество рыбопромысловых участков на одного победителя 35% от общего количества участков, что составляет 28 участков,
- Советско-Гаванский муниципальный район: максимальное количество рыбопромысловых участков на одного победителя 35% от общего количества участков, что составляет 16 участков.
В связи с тем, что на территории Амурского муниципального района на конкурс выставлен только один рыбопромысловый участок, а на территории Охотского муниципального района организатором конкурса ограничение количества рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса снижено до 15%, Комиссия пришла к выводу о необходимости рассмотреть вопрос влияния на состояние конкуренции установленного ограничения для Нанайского, Николаевского, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Советско-Гаванского муниципальных районов.
В заседании Комиссии представители ответчика затруднились пояснить на основе каких критериев организатором конкурса установлены поименованные ограничения, указав, что организатор конкурса вправе самостоятельно установить такое ограничение.
Вместе с тем, Комиссия полагает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1).
Из приведенной конституционной нормы следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения.
В развитие приведенных конституционных положений Закон № 166-ФЗ в числе основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов закрепил:
- учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;
- приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;
- приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;
- установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы;
- участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
- определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;
- и иные принципы.
Из указанного можно сделать вывод, что использование водных биологических ресурсов, в том числе их изъятие, должно основываться на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, обосновывающих целесообразность, допустимость и необходимость изъятия таких ресурсов, без чего невозможно обеспечение установленных Конституцией гарантий и закрепленных Законом № 166-ФЗ принципов.
Пунктом 14 Правил установлена возможность уменьшения предельного значения количества рыбопромысловых участков на одного победителя, что как раз направлено на учет особенностей сложившейся рыбопромысловой деятельности в конкретном муниципальном образовании (количество рыбопромысловых участков, количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих или имеющих возможность осуществлять рыбопромысловую деятельность, количество существующих договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в пользование и т.д.), а также обеспечение равных условий осуществления рыбопромысловой деятельности.
Таким образом, предельное значение количества рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса, установленное в конкурсной документации, должно быть обоснованным.
В силу статьи 14.1 Закона № 166-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.
Законом о защите конкуренции установлены правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции властными органами.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При этом, исходя из юридической конструкции статьи 15 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) органа власти могут быть признаны противоречащими данной правовой норме, если они нарушают принципы конкуренции, либо могут создать угрозу их нарушения (например, в будущем). То есть достаточно возможности наступления негативных последствий для конкуренции.
В данном случае правовой оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству подлежат действия организатора торгов - Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по установлению в конкурсной документации предельного значения количества рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции приведены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Данный перечень не является исчерпывающим.
Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству письмом от 25.08.2009 № 02/5166 направило в адрес Хабаровского УФАС России информацию о существующих договорах о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства.
Из указанной информации следует (по состоянию на 25.05.2009):
- на территории Нанайского муниципального района в отношении 3 рыбопромысловых участков с 2 хозяйствующими субъектами заключено 3 договора, договоры на сегодняшний день являются действующими,

- на территории Николаевского муниципального района в отношении 67 рыбопромысловых участков с 18 хозяйствующими субъектами заключено 67 договоров, из которых 31 на сегодняшний день являются действующими,
- на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района в отношении 36 рыбопромысловых участков с 11 хозяйствующими субъектами заключено 36 договоров, из которых 18 на сегодняшний день являются действующими,
- на территории Ульчского муниципального района в отношении 56 рыбопромысловых участков с 25 хозяйствующими субъектами заключено 56 договоров, из которых 34 на сегодняшний день являются действующими,
- на территории Советско-Гаванского муниципального района в отношении 45 рыбопромысловых участков с 19 хозяйствующими субъектами заключено 45 договоров, из которых 29 на сегодняшний день являются действующими.
Министерством природных ресурсов Хабаровского края по запросу Хабаровского УФАС России также представлена информация (письмо от 31.05.2011 № 9.3.26-9273) о хозяйствующих субъектах, которые могут осуществлять промышленное и (или) прибрежное рыболовство. Так, на территории Нанайского муниципального района таких субъектов 2, на территории Николаевского муниципального района - 12, на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района - 11, на территории Советско-Гаванского муниципального района - 10, на территории Ульчского муниципального района - 18. Таким образом, на рынке промышленного и прибрежного рыболовства в границах указанных муниципальных районов конкуренция достаточно развита.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона № 166-ФЗ промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов. Под прибрежным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации (пункт 10.1 статьи 1 Закона № 166-ФЗ).
В силу положений статьи 33.3 Закона № 166-ФЗ договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса. Возможность входа на рынок промышленного и прибрежного рыболовства и осуществления соответствующей деятельности для хозяйствующего субъекта обусловлена необходимостью участия в конкурсных процедурах. Получение в пользование рыбопромыслового участка обеспечивает осуществление предпринимательской деятельности на указанном рынке.
Следует также учесть, что рыбопромысловые участки предоставляются в пользование хозяйствующим субъектам на достаточно длительный период до 20 лет (пункт 5 Правил подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что по результатам конкурсного распределения рыбопромысловых участков происходит формирование сегмента рынка промышленного и прибрежного рыболовства, в связи с чем на этапе формирования конкурсной документации особенно важным является экономически обоснованный подход к установлению условий конкурса и соблюдение принципов конкуренции, что в последующем предопределит структуру указанного рынка.
В рассматриваемом случае конкурс по отдельным муниципальным образованиям разделен на лоты, каждый из которых образует самостоятельный рыбопромысловый участок:
- Нанайский муниципальный район - 7 лотов,
- Николаевский муниципальный район - 85 лотов,
- Тугуро-Чумиканский муниципальный район - 39 лотов,
- Ульчский муниципальный район - 80 лотов,
- Советско-Гаванский муниципальный район - 46 лотов.
Исходя из установленного ограничения общего количества рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса (не более 35% от общего количества участков) один участник конкурса имеет возможность получить следующее количество участков:
- на территории Нанайского муниципального района - 2 участка из 7,
- на территории Николаевского муниципального района - 29 участков из 85,
- на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района - 13 участков из 39,
- на территории Ульчского муниципального района - 28 участков из 80,
- на территории Советско-Гаванского муниципального района - 16 участков из 46.
Комиссия приходит к выводу, что установленное ограничение может привести к распределению в приблизительно равном количественном соотношении всех рыбопромысловых участков между 3 - 5 участниками конкурса (в зависимости от муниципального образования), что в свою очередь может привести к созданию для хозяйствующего субъекта возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке промышленного и прибрежного рыболовства в границах указанных муниципальных образований, сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке промышленного и прибрежного рыболовства (участники конкурса, которые не смогут получить в пользование рыбопромысловые участки), росту или снижению цены на водные биологические ресурсы.
Данные последствия, в понятии пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, являются признаками ограничения конкуренции.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая тот факт, что организатором конкурса не представлено никакого обоснования целесообразности установления поименованных ограничений, Комиссия усматривает в действиях Управления нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод представителей ответчика о наличии у организатора конкурса права самостоятельно устанавливать ограничение количества рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса Комиссией отклоняется по указанным выше основаниям.
В соответствии со статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Учитывая наличие в действиях Управления нарушения антимонопольного законодательства, а также необходимость создания равных условий для осуществления на территориях Нанайского, Николаевского, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Советско-Гаванского муниципальных районов рыбопромысловой деятельности, недопущения ограничения конкуренции на рынке промышленного и прибрежного рыболовства, Комиссия считает необходимым выдать Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Совершение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать действия Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, выразившиеся в установлении в конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского муниципального района, Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Охотского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, утвержденной приказом Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16.05.2011 № 158/П, максимального количества рыбопромысловых участков на одного участника, в случае признания его победителем, в размере 35% для Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

В.А.Бодров
И.С.Федоренко
В.Г.Оттева





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 03 июня 2011 г. № 11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего В.А.Бодрова - руководитель Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: И.С.Федоренко - начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, В.Г.Оттева - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 03.06.2011 № 30 по делу № 8-01/178 о нарушении Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству в срок до 08 июня 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского муниципального района, Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Охотского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, утвержденной приказом Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16.05.2011 № 158/П, максимального количества рыбопромысловых участков на одного участника, в случае признания его победителем, в размере 35% для Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, с целью чего:
1.1. Внести изменения в приложение 6 к конкурсной документации указанного конкурса, установив максимальное количество рыбопромысловых участков на одного участника, в случае признания его победителем:
- на территории Нанайского муниципального района в пределах 15%,
- на территории Николаевского муниципального района в пределах 10%,
- на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района в пределах 15%,
- на территории Ульчского муниципального района в пределах 10%,
- на территории Советско-Гаванского муниципального района в пределах 15%.
1.2. Продлить срок подачи заявок на участие в указанном конкурсе с учетом положений пункта 25 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264 (со дня внесения изменений в конкурсную документацию срок подачи заявок должен составлять не менее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок).
1.3. В установленный пунктом 25 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264, срок разместить информацию о содержании внесенных изменений на официальном сайте, на котором размещена конкурсная документация указанного конкурса.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

В.А.Бодров
И.С.Федоренко
В.Г.Оттева




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Хабаровского УФАС РФ от 03.06.2011 № 30
<О нарушении антимонопольного законодательства при организации конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства>
(вместе с предписанием Хабаровского УФАС РФ от 03.06.2011 № 11)

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru