Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2011 г. по делу № А73-2351/2011

Резолютивная часть судебного акта объявлена 17.05.2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Сумина Д.Ю., Шапошниковой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Н.
рассмотрел в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети"
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
третье лицо - МУП "Хорская ТЭЦ"
о признании постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.12.2010 г. № 44/5 недействующим
При участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель И.Ю. по дов. от 04.05.2010 г.
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - представитель М.И. по дов. № 4-3-7/5950 от 29.12.2010 г.,
от МУП "Хорская ТЭЦ" - представитель К.Н. по дов. № 02 от 14.01.2011 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" (далее заявитель и Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее Комитет) о признании постановления от 22.12.2010 г. № 44/5 (далее постановление № 44/5) недействительным, действий Комитета по установлению тарифа на тепловую энергию для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ" с учетом ставки платы за содержание системы теплоснабжения незаконными.
Определением суда от 11.03.2011 г. дело принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании судьей Степиной С.Д.
Определением суда от 29.03.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП "Хорская ТЭЦ".
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи Степиной С.Д. на судью Луговую И.М.
В судебном заседании 11.04.2011 г. представитель заявителя представил ходатайство об уточнении требований, в соответствии с которыми Общество просит: признать постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.12.2010 г. № 44/5 не соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Федеральный закон № 190-ФЗ) и не действующим полностью.
Согласно уточнению требований, постановление № 44/5 не соответствует понятиям п. 12, 16, 20, 23 ст. 2 и противоречит требованиям п. 6 ст. 13, п. 4 и 6 ст. 15, п. 6 ст. 17, ст. 18 Федерального закона № 190-ФЗ, а также п. 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
На основании ст. 49 АПК РФ уточнение требований судом принято.
Как пояснил представитель заявителя, из понятий, содержащихся в указанных нормах, следует, что тепловой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание тепловых сетей является ООО "Тепловые сети". Комитет без проведения оценки достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов, установил тариф для МУП "Хорская ТЭЦ", учтя при формировании тарифа расходы по передаче тепловой энергии, при том, что этому лицу тепловые сети не принадлежат.
Комитет в отзыве, дополнениях к отзыву и его представитель в судебном заседании требования Общества отклонили, полагая их необоснованными, указав, что постановление № 44/5 было принято в пределах полномочий и в установленном порядке. Также представитель Комитета пояснила, что заявитель в Комитет с пакетом документов для установления подобного тарифа ему не обращался.
МУП "Хорская ТЭЦ" в отзыве и его представитель в судебном заседании полагали заявление Общества не подлежащим удовлетворению, пояснив, что фактически заявитель оспаривает принадлежность тепловых сетей, однако сети находятся на обслуживании у предприятия, о чем имеются соответствующие подтверждающие документы.
Судом установлены следующие обстоятельства:
16.11.2010 года МУП "Хорская ТЭЦ" обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифа на услуги по транспортировке тепловой энергии по магистральной и внутриквартальной теплотрассе МУП "Хорская ТЭЦ" на 2011 г.
Распоряжением от 29.11.2010 г. № 491 Комитет открыл дело об установлении МУП "Хорская ТЭЦ" тарифа на тепловую энергию, отпускаемую предприятием потребителям на 2011 г., назначил экспертную группу для рассмотрения документов.
Извещением от 09.12.2010 г. № 2-1-12/5066 Комитет сообщил Предприятию о месте и времени рассмотрения дела по вопросу установления испрашиваемых организацией тарифов.
Постановлением от 22.12.2010 г. № 44/5 Комитет установил тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ".
Согласно постановлению, Комитет постановил:
1) установить тарифы на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо, согласно приложению к настоящему постановлению.
2) тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 01 января 2011 г.
3) признать с 01 января 2011 года утратившими силу постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: от 11.12.2009 г. № 55/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо"; от 11.12.2009 г. № 55/2 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо"; от 25.11.2008 г. № 56/4 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" в муниципальном районе имени Лазо".
Постановление было официально опубликовано в "Собрании законодательства Хабаровского края" 31.12.2010 г. № 12 (101) (часть 1).
Не согласившись с постановлением Комитета по ценам и тарифам № 44/5, полагая его незаконным, ООО "Тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 статьи 192 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Полномочия Комитета по установлению тарифов на тепловую энергию установлены Положением о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 г. № 142-пр, и заявителем не оспариваются.
Так пунктом 1.2 Положения определено, что Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
К полномочиям Комитета в обозначенной области относятся, в том числе, установление тарифов на тепловую энергию (пункт 4.1.3 в редакции, действовавшей в спорный период).
Порядок тарифного регулирования определен постановлениями Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Губернатора Хабаровского края от 27.08.2010 № 107 "О Правлении и экспертном совете комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края".
Как следует из материалов дела, во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов распоряжением Комитета от 29.11.2010 г. № 491 было открыто дело о регулировании тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Хорская ТЭЦ" на 2011 год и назначена экспертная группа.
Заявление от МУП "Хорская ТЭЦ" с расчетными материалами поступило в комитет 16.11.2010 г. вх. № 4232.
По результатам проведения экспертизы в установленный срок оформлено экспертное заключение (том 1 л.д. 36-43).
09.12.2010 г. в адрес МУП "Хорская ТЭЦ" направлено уведомление о дате рассмотрения дела на Правлении.
Тарифное решение (постановление № 44/5) принято по результатам голосования членов Правления 22.12.2010 г., что оформлено протоколом заседания правления № 44 и опубликовано в форме постановления в "Собрании законодательства Хабаровского края" № 12(101) часть 1 от 31.12.2010 г.
Из анализа названных нормативных актов и установленных по делу обстоятельств суд установил, что оспариваемое постановление № 44/5 принято Комитетом в пределах предоставленных полномочий и в установленном порядке.
Как указывает заявитель, постановление Комитета № 44/5 не соответствует требованиям пунктов 12, 16, 20, 23 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ.
Между тем, данная статья определяет только основные понятия в целях применения указанного Федерального закона (передача тепловой энергии, теплоносителя; теплосетевая организация; схема теплоснабжения; тарифы в сфере теплоснабжения) и не содержит обязательных требований по форме и содержанию нормативного правового акта, устанавливающего тариф на тепловую энергию.
Постановление Комитета № 44/5 принято в соответствии с формой, утвержденной приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э. Следовательно, ссылка заявителя о несоответствии оспариваемого постановления Комитета указанной статье несостоятельна.
ООО "Тепловые сети" настаивает, что оспариваемое постановление Комитета противоречит требованиям п. 6 ст. 13 Федерального закона № 190-ФЗ, в которой указано, что теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам).
Как усматривается из оспариваемого постановления, Комитетом был установлен тариф на тепловую энергию для МУП "Хорская ТЭЦ", а не определены договорные отношения между теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией. Вопрос отнесения организаций к теплоснабжающим или теплосетевым и оформление между ними договорных отношений не относится к компетенции Комитета, а определяется хозяйствующими субъектами самостоятельно.
Кроме того, заявитель считает, что постановление Комитета противоречит п. 4, 6 ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ.
Пункт 4 данной статьи говорит о том, что теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации
Вместе с тем, заявитель утверждает, что в нарушение пункта 4 ст. 15 Закона Комитет необоснованно включил в установленный для МУП "Хорская ТЭЦ" тариф на тепловую энергию затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Как следует из заключения о проведенной экономической экспертизе, такие затраты были включены в установленный Комитетом тариф в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее Правила).
Пунктом 57 Правил установлено, что тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму слагаемых: средневзвешенная стоимость тепловой энергии (мощности), стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Таким образом, оспариваемое постановление № 44/5 Комитета соответствует п. 4 ст. 15 Закона № 190-ФЗ, поскольку Комитетом был рассчитан и установлен тариф на тепловую энергию для МУП "Хорская ТЭЦ" с учетом услуг по транспортировке (передачи) тепловой энергии.
Пункт 6 ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ определяет порядок эксплуатации бесхозных тепловых сетей. Вместе с тем, при установлении тарифов на тепловую энергию для МУП "Хорская ТЭЦ" в Комитет были представлены документы, подтверждающие право пользования тепловыми сетями и их эксплуатацию, а именно: договор аренды муниципального имущества от 25.05.2009 г. № 20, дополнительное соглашение к нему от 28.09.2010 г. № 75 и акт приема-передачи имущества от 28.09.2010 г.
Как следует из пояснений представителя МУП "Хорская ТЭЦ" и материалов дела, на основании распоряжения Главы муниципального района имени Лазо от 10.02.2010 г. № 172-р. нереализованное в ходе конкурсного производства по делу № А73-8673/2004 в отношении МУ МПП ЖКХ п. Хор имущество, в том числе тепловые сети, было принято в муниципальную собственность муниципального района, а затем по названному договору и дополнительному соглашению переданы в пользование и на содержание МУП "Хорская ТЭЦ".
Распоряжение от 10.02.2010 г. № 172-р было оспорено в арбитражном суде. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.11.2010 г. по делу № А73-9580/2010 в удовлетворении требований о признании его недействительным отказано.
В связи с этим, суд находит, что п. 6 ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ не применим к рассматриваемым правоотношения, в связи с чем Комитетом не нарушен. При этом, в компетенцию Комитета не входит проверка достоверности представленных документов на предмет законности прав лица, обратившегося за установлением тарифа на имущество, посредством которого осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией. Следовательно, ссылка на указанную норму права несостоятельна.
Заявитель указывает о нарушении Комитетом п. 6 ст. 17 Федерального закона № 190-ФЗ, которым установлено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Вместе с тем, данный пункт обозначает запрет собственникам тепловых сетей в воспрепятствовании получения потребителями тепловой энергии.
Однако, как было указано судом выше, Комитет не обладает полномочиями по определению законности прав лица, обратившегося за установлением тарифа, на имущество, посредством которого осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией. В связи с этим, ссылки заявителя о несоответствии оспариваемого постановления п. 6 ст. 17 Закона № 190-ФЗ судом отклоняются как несостоятельные.
Статья 18 Федерального закона № 190-ФЗ, о нарушении которой указывает заявитель, определяет порядок распределения тепловой нагрузки и управление системами теплоснабжения. Вышеуказанным Федеральным законом и нормативными правовыми актами Хабаровского края не установлены полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих тарифное регулирование в сфере теплоснабжения, на утверждение схем теплоснабжения, распределения тепловой нагрузки между хозяйствующими субъектами и управления системами теплоснабжения в целом.
Соответственно и оспариваемое постановление Комитета не определяет вопросы распределения тепловой нагрузки и управления системами теплоснабжения.
Ссылка заявителя на обязанность Комитета, в порядке п. 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, проверять достоверность представленных данных, несостоятельна, поскольку ст. 19.7.1. КоАП РФ установлена административная ответственность хозяйствующих субъектов за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Кроме того, оспариваемое постановление устанавливает тарифы на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ". Как усматривается из существа заявленных требований ООО "Тепловые сети", фактически оспаривает принадлежность имущества, посредством которого осуществляется снабжение потребителей тепловой энергией.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что постановление Комитета № 44/5 соответствует положениям Федерального закона № 190-ФЗ, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает иные препятствия для осуществления иной экономической деятельности.
В связи с этим, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы за рассмотрение дела в арбитражном суде по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 110, 176, 191 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.12.2010 № 44/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо" соответствующим пунктам 12, 16, 20, 23 статьи 2, пункту 6 статьи 13, пунктам 4 и 6 статьи 15, пункту 6 статьи 17, статье 18 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
В удовлетворении требований ООО "Тепловые сети" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, но может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий:
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи:
Д.Ю.СУМИН
В.А.ШАПОШНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 17.08.2011 № Ф03-3489/2011 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2011 по делу № А73-2351/2011
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.12.2010 № 44/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Хорская ТЭЦ" в муниципальном районе имени Лазо">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru