Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. по делу № А73-6331/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 26 июля 2011 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Степиной С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.Н.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
3-и лица - Правительство Хабаровского края, Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Прокуратура Хабаровского края
о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 30 от 03.06.2011 г. и выданного этим решением предписания № 11 от 03.06.2011 г.
в судебном заседании приняли участие:
от Амурского территориального управления Росрыболовства - З.М. по доверенности № 1567 от 24.03.2011 г. начальник отдела правового обеспечения; М.С. по доверенности № 3324 от 22.06.2011 г. заместитель руководителя управления; К.Д. № 3323 от 31.12.2011 г. заместитель руководителя управления;
от Управления ФАС по Хабаровскому краю - Г.Е. по доверенности № 1/8914 от 24.11.2010 г., заместитель руководителя управления; Ф.И. по доверенности от 01.07.2009 г., начальник отдела контроля органов власти; С.Л. по доверенности 3/31 от 11.01.2011 г. начальник отдела контроля за размещением заказов;
от Министерства природных ресурсов Хабаровского края - А.В. по доверенности № 9.3.26-11612 до 04.06.2011 г. заместитель председателя комитета рыбного хозяйства - начальник отдела переработки и новых технологий; З.С. по доверенности № 9.3.28-7442 от 04.05.2011 г., заместитель начальника отдела правового обеспечения;
от Правительства Хабаровского края - З.Т., по доверенности № 9.3.28-597 от 19.01.2011 г., начальник отдела судебной работы управления правовой работы главного юридического управления;
от Прокуратуры Хабаровского края - не явились, извещены надлежащим образом

установил:

Амурское территориальное управления Федерального агентства по рыболовству обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 30 от 03.06.2011 г. и предписания № 11 от 03.06.2011 г.
Определением суда, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Хабаровского края, Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Прокуратура Хабаровского края.
Представители заявителя требования поддержали полностью, настаивают на их удовлетворении. По мнению заявителя, организатор конкурса (Амурское территориальное управление Росрыболовства) установил предельное количество рыбопромысловых участков (РПУ) на одного пользователя в размере 35%, в связи с установлением указанного процента в Постановлении Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключения такого договора", в связи с чем отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Заявитель считает, что необходимость предоставления максимально возможного количества рыбопромысловых участков в пользование ограниченного количества хозяйствующих субъектов преследует цель развития таких субъектов, повышением качества готовой продукции, предоставлением долгосрочных гарантий для развития бизнеса, стабильной, эффективной работе предприятий. Стимулирование развитие самих предприятий, так и края в целом.
Заявитель также считает, что организатор конкурса не имеет возможности внесения изменений в конкурсную документацию в силу п. 18 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 14.04.08 № 264.
Кроме того, по мнению заявителя, антимонопольным органом допущены нарушения процессуального порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Оспариваемым решением № 30, предписанием № 11 от 03.06.2011 г. нарушаются права и законные интересы рыбопромысловых предприятий.
Представители Управления ФАС по Хабаровскому краю в отзыве и судебном заседании требования отклонили, указав на то, что установленное организатором конкурса ограничение в размере 35% может привести к распределению в приблизительно равном количественном соотношении всех рыбопромысловых участков между 3-5 участниками конкурса (в зависимости от муниципального образования), что в свою очередь может привести к созданию для хозяйствующего субъекта возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке промышленного и прибрежного рыболовства в границах муниципальных образований. Сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке промышленного и прибрежного рыболовства (участники конкурса, которые не смогут получить в пользование РПУ), росту или снижению цены на водные биологические ресурсы.
Представители третьих лиц - Министерства природных ресурсов Хабаровского края, Правительства Хабаровского края поддержали требования Амурского территориального управления Росрыболовства по данному делу.
Прокуратура Хабаровского края явку в судебное заседание своего представителя не обеспечила, отзыв на заявление АТУ Росрыболовства в материалы дела не представила.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
В ходе осуществления контроля соблюдения органами власти антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю усмотрены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, выразившиеся в установлении в конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского муниципального района, Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Охотского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советского-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, утвержденной приказом Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16.05.2011 г. № 158/П, максимального количества рыбопромысловых участков на одного участника, в случае признания его победителем в размере 35 % для Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советского-Гаванского муниципального района Хабаровского края, что может привести к ограничению конкуренции на рынке промышленного и прибрежного рыболовства.
В связи с чем, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю возбуждено дело № 8-01/178.
По результатам рассмотрения указанного дела УФАС по Хабаровскому краю вынесено решение № 30 от 03.06.2011 г. о признании действий Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, выразившиеся в установлении в конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского муниципального района, Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Охотского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советского-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, утвержденной приказом Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16.05.2011 г. № 158/П, максимального количества рыбопромысловых участков на одного участника, в случае признания его победителем, в размере 35 % для Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советского-Гаванского муниципального района Хабаровского края, нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
На основании решения № 30 от 03.06.2011 г. Управлением ФАС по Хабаровскому краю вынесено предписание № 11 от 03.06.2011 г., согласно которому Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству в срок до 08.06.2011 г. предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении в конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского муниципального района, Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Охотского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советского-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, утвержденной приказом Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 16.05.2011 г. № 158/П, максимального количества рыбопромысловых участков на одного участника, в случае признания его победителем, в размере 35 % для Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советского-Гаванского муниципального района Хабаровского края, с целью чего:
Внести изменения в приложение 6 к конкурсной документации указанного конкурса, установив максимального количества рыбопромысловых участков на одного участника, в случае признания его победителем:
- на территории Нанайского муниципального района в пределах 15%;
- на территории Николаевского муниципального района в пределах 10%;
- на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района в пределах 15 %;
- на территории Ульчского муниципального района в пределах 10%;
- на территории Советско-Гаванского муниципального района в пределах 15 %.
Продлить срок подачи заявок на участие в указанном конкурсе с учетом положений п. 25 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 г. № 264 (со дня внесения изменений в конкурсную документацию срок подачи заявок должен составлять не менее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок).
Не согласившись с принятыми решением и предписанием антимонопольного органа Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие в законодательстве норм, обязывающих организатора конкурса обосновать устанавливаемый размер ограничения количества рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключения такого договора" утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.
Федеральное агентство по рыболовству является организатором конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб (п. 3 Правил).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 16.05.2011 г. приказом № 158/П Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Амурского муниципального района, Нанайского муниципального района, Николаевского муниципального района, Охотского муниципального района, Тугуро-Чумиканского муниципального района, Ульчского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
В приложении 5 к конкурсной документации указаны выставленные на конкурс рыбопромысловые участка (лоты).
В приложении 6 к конкурсной документации сформулированы критерии оценки конкурсных предложений и их значимость, срок, на который заключается договор, ограничение количества рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса.
По результатам конкурса заключается договор о предоставлении рыбопромыслового участка.
Следовательно, возможность выхода на рынок промышленного и прибрежного рыболовства, а как следствие осуществление соответствующей деятельности для хозяйствующего субъекта обусловлена необходимостью участия в конкурсных процедурах.
Получение в пользование рыбопромыслового участка обеспечивает осуществление предпринимательской деятельности на рынке промышленного и прибрежного рыболовства.
В связи с чем, суд считает, что проведение конкурса направлено на создание равных условий участникам конкурса для получения рыбопромысловых участков в пользование.
Именно проведение конкурса влияет на состояние конкуренции на данном участке рынка (количество хозяйствующих субъектов, получивших доступ к пользованию участками).
Заявитель, победивший в конкурсе, не вправе претендовать на заключение договора, если в результате его заключения совокупное количество рыбопромысловых участков, передаваемых в пользование заявителю (группе лиц, в которую входит заявитель) и расположенных на территории 1 муниципального образования соответствующего субъекта РФ, составит более 35 процентов общего количества рыбопромысловых участков, расположенных на территории этого муниципального образования или прилегающих к территории такого муниципального образования.
При этом организатор конкурса вправе уменьшить указанный предельный процент, установив его в конкурсной документации (п. 14 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 14.04.08 № 264).
Предусмотренное вышеуказанной нормой право организатора конкурса (в рассматриваемом случае Амурского территориального управления Росрыболовства) уменьшить предельный размер рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса, по мнению суда как раз и направлено на учет особенностей сложившейся рыбопромысловой деятельности в конкретном муниципальном образовании.
Рассмотрение организатором конкурса количества рыбопромысловых участков, количество хозяйствующих субъектов осуществляющих или имеющих возможность осуществлять рыбопромысловую деятельность, количество существующих договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в пользование и другую информацию, а кроме того обеспечение равных условий осуществления рыбопромысловой деятельности.
Ограничение в размере 35 процентов, установленное организатором конкурса не учитывает сложившейся ситуации рыбопромысловой деятельности в границах Нанайского, Николаевского, Ульчского, Тугуро-Чумиканского, Советско-Гаванского муниципальных районов Хабаровского края.
Делает возможным сконцентрировать такие участки в пользовании 3-5 хозяйствующих субъектов. Что ведет к ограничению конкуренции на рынке промышленного и прибрежного рыболовства.
Ограничение количества рыбопромысловых участков напрямую связано с получением хозяйствующим субъектом определенного количества РПУ.
Влияет на осуществление таким хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности, а потому не может и не должно быть произвольным.
Федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов, органам или организациям запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ч. 1 ст. 15 Закона о конкуренции).
В материалы дела сторонами представлены документы, свидетельствующие о том, что вопросы по обеспечению равного конкурентного доступа к рыбопромысловым участкам обсуждались с участием рыбодобывающих предприятий, Амурского территориального управления Росрыболовства, Правительства Хабаровского края, Министерства природных ресурсов Хабаровского края.
Так в протоколе заседания межведомственного совета при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в развитии предпринимательства от 30.03.2011 г. отражены рекомендации Амурскому территориальному управлению Росрыболовства снизить предельный размер участков на одного победителя конкурса до 10%, что позволит распределить участки в справедливом соотношении и обеспечит конкуренцию на рынке промышленного и прибрежного рыболовства.
Документы, свидетельствующие о принятии мер по исполнению рекомендаций совета при Правительстве Хабаровского края ни на рассмотрение дела № 8-01/178 антимонопольным органом, ни суду, ни в материалы дела Амурским управлением Росрыболовства не представлено.
В связи с чем, суд отклоняет довод заявителя о том, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие организатора конкурса обосновывать установленное ограничение в отношении количества РПУ на одного победителя конкурса и об отсутствии нарушения Закона "О защите конкуренции".
Следующий довод заявителя сводится к необходимости установления ограничения в размере 35% с целью развития предприятий, что уменьшение установленного ограничения приведет к искусственному ограничению доступа добросовестных хозяйствующих субъектов, которые уже имеют в пользовании РПУ.
На территории Нанайского, Николаевского, Ульчского, Тугуро-Чумиканского, Советско-Гаванского муниципальных районов Хабаровского края осуществляют деятельность на рынке промышленного и прибрежного рыболовства 46 хозяйствующих субъектов.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции Российской Федерации).
Закрепленные в указанной статье принципы гарантируют равенство всех субъектов предпринимательства при осуществлении коммерческой деятельности, не допускают создания приоритетных условий осуществления экономической деятельности для отдельных субъектов предпринимательства.
Законом "О защите конкуренции" установлены нормы, предусматривающие защиту конкуренции.
Судом установлено, что указанный размер ограничения количества РПУ на одного победителя конкурса будет способствовать концентрации максимального количества участков в пользовании ограниченного круга хозяйствующих субъектов.
При этом оставшиеся рыбопромысловые предприятия могут быть лишены возможности получить в пользование по результатам конкурса участки, что повлияет на конкуренцию на рынке промышленного и прибрежного рыболовства, а также на социальную обстановку в муниципальных районах.
Как пояснили представители заявителя в судебном заседании, необходимость предоставления максимально возможного количества рыбопромысловых участков в пользование ограниченного количества хозяйствующих субъектов обусловлена целью развития таких субъектов, повышением качества готовой продукции, предоставлением долгосрочных гарантий для развития бизнеса.
Что, по мнению суда как раз и свидетельствует о намеренном сокращении количества хозяйствующих субъектов на рынке промышленного и прибрежного рыболовства и является невозможным с позиции Федерального закона "О защите конкуренции".
Любой из хозяйствующих субъектов заинтересован в получении в пользование рыбопромысловых участков, с целью осуществления предпринимательской деятельности, в том числе развития предприятия, производственной базы, создания новых рабочих мест, обеспечение качества производимой продукции.


А для этого необходимо обеспечить конкурентные (равные) условия для осуществления такими субъектами хозяйственной деятельности.
В материалы дела представлена информация о поступлении доходов в бюджет края, по итогам аналогичного конкурса в 2009 году.
ООО "Восточный комбинат" - вылов 4284, всего поступления в бюджет (налог на прибыль, НДФЛ, ЕНВД, ЕСХН, налог на имущество, транспортный, ВБР, аренда земли, плата за негативное воздействие, прочие налоговые доходы) (тыс.руб.) 3 430; налог на доходы физических лиц - 1 051.
ООО "Усадьба" - вылов 113, всего поступлений в бюджет 2 249; НДФЛ - 561.
Рыболовецкий колхоз "Пуир" - вылов 1583, всего поступлений в бюджет 3 276; НДФЛ - 2 166; ЕСХН - 164.
Рыболовецкая артель колхоз "Ленинец" - вылов 875, всего поступлений 4 385; НДФЛ - 2 972; ЕСХН - 903.
Из данной информации видно, что в Николаевском муниципальном районе Хабаровского края два предприятия (колхоз "Ленинец" и колхоз "Пуир") при наименьшем количестве рыбных ресурсов перечислили в бюджет больше налогов.
Рыболовецким колхозом "Пуир" построены: причальная стенка длиной 460м, отсыпана промышленная территории, построен холодильник на 400тн, новый икорный цех, ведется строительство нового цеха по переработке рыбопродукции, что даст новые рабочие места.
Данные факты опровергают доводы заявителя, о том, что предоставление рыбопромысловых участков в большем количестве ведет к стабильной, эффективной работе крупных предприятий и не исключает, что обещание поддержки социальной сферы останется обещанием только до окончания проведения конкурса.
Проведение конкурсов в 2009, 2010г.г. показывает, что рыбопромысловые участки достаются в основном одним и тем же компаниям.
При этом в 2010г. без рыбопромысловых участков остались градо- и поселковообразующие рыбохозяйственные организации р/к "Пуир", р/к "Ленинец", р/к "Память Куйбышева" и другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере рыболовства на протяжении нескольких десятков лет.
Снижение установленного процента максимального количества рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса будет способствовать справедливому распределению рыбопромысловых участков, обеспечению конкуренции на рынке промышленного и прибрежного рыболовства, т.к. Правила организации и проведения конкурса не исключают право любого хозяйствующего субъекта участвовать в конкурсе, вне зависимости от количества имеющихся у него рыбопромысловых участков.
В связи с чем, вышеизложенный довод заявителя отклоняется судом.
Суд не может согласиться с доводом заявителя об отсутствии возможности внесения изменения в конкурсную документацию позднее 15 рабочих дней со дня вскрытия конвертов, а также о невозможности внесения изменений в конкурсную документацию со ссылкой на пункт 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.08. № 264.
Позиция заявителя о невозможности исполнить предписание антимонопольного органа основана на содержании п. 25 Правил, который предусматривает право организатора конкурса по собственной инициативе или в соответствии с запросом внести изменения в конкурсную документацию исключительно уточняющего характера не позднее, чем за 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок.
Данная норма устанавливает право организатора конкурса в определенных случаях внести изменения в конкурсную документацию.
В рассматриваемом случае речь идет об исполнении предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое в силу п. 3 ч. 1 ст. 23, ст. 51 Закона о защите конкуренции является обязательным для исполнения.
Следует различать установленное пунктом 25 Правил право организатора конкурса внести изменения в конкурсную документацию и обязанность организатора конкурса совершить предписанные антимонопольным органом действия.
Таким образом, при внесении изменений в конкурсную документацию Амурское территориальное управление Росрыболовства должно исходить не только из содержания пункта 25 Правил (которым установлено право внести изменения), а из положений Закона о защите конкуренции, которым установлена обязанность исполнить предписание антимонопольного органа.
Предписывая организатору конкурса внести в конкурсную документацию изменения, антимонопольный орган исходил из необходимости устранения нарушения антимонопольного законодательства, создания равных условий в распределении РПУ, обеспечения прав и законных интересов рыбопромысловых предприятий.
В связи с чем, ссылка заявителя на п. 18 Правил признана судом необоснованной, т.к. в предписании не указаны требования об отмене конкурса.
По мнению заявителя, комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства нарушен процессуальный порядок рассмотрения дела.
Кроме того, заявитель указывает о невозможности исполнения предписания от 03.06.2011 г., в связи с истечением срока его действия - 08.06.2011 г.
Доводы заявителя подлежат отклонению судом в связи со следующим.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу (ст. 50 Закона о конкуренции).
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок (ст. 51 Закона о защите конкуренции).
В оспариваемом предписании от 03.06.2011 г. № 11 срок исполнения установлен до 08.06.2011 г.
08.06.2011 г. определением арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-6331/2011 принято к производству заявление Амурского территориального управления Росрыболовства о признании недействительными решения № 30 от 03.06.2011, предписания № 11 от 03.06.2011 г, вынесенные Управлением УФАС по Хабаровскому краю.
В связи с чем, с 08.06.2011 г. исполнение предписания антимонопольного органа № 11 от 03.06.2011 г. приостановлено до вступления решения суда в законную силу (ст. 52 Закона о защите конкуренции).
Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ответчик по делу о нарушении антимонопольного законодательства является лицом, участвующим в деле.
Часть 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя.
Материалами дела подтверждается, что в заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от имени ответчика - Амурского территориального управления Росрыболовства приняли участие по доверенности его представители Б.А. (начальник отдела регулирования рыболовства и рыбопромысловых участков), З.М. (начальник отдела правового обеспечения).
В связи с чем, Амурскому территориальному управлению Росрыболовства была предоставлена возможность реализовать свои права в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Что касается доводов заявителя о причинении оспариваемыми решением и предписанием Управления ФАС по Хабаровскому краю ущерба рыбопромысловым предприятиям, судом установлено, что по информации Амурского территориального управления Росрыболовства от 26.06.2011 г. № 03-49/2725 следует, что на сегодняшний день все рыбопромысловые предприятия на территории Нанайского, Николаевского, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Советско-Гаванского муниципальных районов Хабаровского края имеют в пользовании рыбопромысловые участки, предоставленные по результатам ранее проведенных конкурсов (2008, 2009, 2010 годы).
Срок окончания действия договоров установлен от 2013 до 2030 годов.
Следующий довод заявителя сводится к законности действий Амурского территориального управления Росрыболовства в связи с установлением размера ограничения в рамках предусмотренных пунктом 14 Правил, а также о неправомерном представлении антимонопольным органом аналитического отчета о состоянии конкуренции на рынке промышленного вылова лососей Хабаровского края в 2010г.
В соответствии с пунктом 14 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2088 № 264 установлено требование о невозможности нахождения в пользовании заявителя более 35% рыбопромысловых участков от общего их количества.
При этом организатор конкурса вправе уменьшить указанный предельный процент, установив его в конкурсной документации.
Анализ материалов дела в совокупности с обстоятельствами, установленными в ходе судебного заседания, позволяет суду сделать вывод о том, что возможность снижения количества рыбопромысловых участков на одного победителя конкурса, предусмотренная Постановлением Правительства РФ № 264 направлена на учет различных ситуаций на рынке промышленного и прибрежного рыболовства в Хабаровском крае.
Где оценивается не только общее количество рыбопромысловых участков, но и количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке промышленного и прибрежного рыболовства, возможное количество допустимых объемов вылова водных биологических ресурсов, сложившаяся структура договорных отношений (для каждого региона указанные показатели различны и требуют основательного, индивидуального подхода).
Применение того или иного размера ограничения не должно быть отдано на усмотрение организатора конкурса, не должно быть произвольным, а требует обоснования.
В рассматриваемом случае вопрос ставиться не об определении победителей конкурса, с использованием предусмотренных Правилами критериев оценки конкурсных заявок (до стадии оценки конкурсных заявок невозможно определить победителя конкурса по отдельному лоту), а о передаче рыбопромысловых участков в пользование хозяйствующим субъектам.
При установленном размере ограничения по результатам конкурса существенным образом сократиться количество хозяйствующих субъектов, получивших РПУ в пользование, что приведет к ограничению конкуренции на рынке промышленного и прибрежного рыболовства.
Использование возможности права на снижение размера ограничения будет способствовать созданию равных условий для всех рыбопромысловых предприятий, получить в пользование определенное количество РПУ.
В соответствии с п. 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 28.04.2010 г. № 220 не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 1.2 и 3 ст. 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.
В рассматриваемом случае аналитический отчет представлен УФАС по Хабаровскому краю в материалы дела в качестве доказательства фактов установленных антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Суд не может согласиться с пояснениями представителей заявителя в судебном заседании, что представленный отчет это математика, так как конкурс это не только математика и игра цифр, но и анализ большого количества сведений и фактов, а не распределение прав и возможностей.
Кроме того, анализируя документы, представленные в материалы дела, суд установил, что в рассматриваемом случае нет оснований для установления количества рыбопромысловых участков в размере 35% на одного участника конкурса.
Нанайский муниципальный район - 1. количество хозяйствующих субъектов, имеющих возможность осуществлять промышленное рыболовство на территории района - 2; 2. общее количество рыбопромысловых участков - 7; 3. количество РПУ, переданных по договорам хозяйствующим субъектам - 3; 4. среднее количество РПУ, приходящихся на одного хозяйствующего субъекта в процентах - 50%.
Николаевский муниципальный район, соответственно - 1. - 13; 2. - 85; 3. - 57; 4. - 7,7%.
Тугуро-Чумиканский муниципальный район, соответственно - 1. - 11; 2. - 39; 3. - 36; 4. - 9%.
Ульчский муниципальный район, соответственно - 1. - 18; 2. - 80; 3. - 63; 4. - 5,6%.
Советско-Гаванский муниципальный район, соответственно - 1. - 10; 2. - 46; 3. - 43; 4. - 10%.
Данные сведения показывают, что предлагаемый в конкурсной документации уровень участков, приходящихся на одного участника - 35%, не обоснован и может привести к перераспределению участков между несколькими хозяйствующими субъектами, а как следствие к росту монополизации в сфере рыболовства на территории Хабаровского края.
По результатам конкурсов проходивших в предыдущие годы усматривается, что значительное число рыбопромысловых участков концентрируется у небольшого числа рыбопромысловых предприятий.
В Николаевском муниципальном районе около 60% переданных хозяйствующим субъектам участков находятся у двух предприятий: ООО "УхтаПром" - 19 участков или 33%; р/а Нижнее Пронге - 15 участков или 26%.
В Ульчском муниципальном районе у двух рыбопромысловых предприятий сконцентрирована почти половина от переданных хозяйствующим субъектам участков.
В Тугуро-Чумиканском муниципальном районе - более 40%.
В Советско-Гаванском муниципальном районе 30% всех участков находится в пользовании ООО "ДВ Рыбак".
Что ведет к дальнейшей монополизации производства в сфере добычи биоресурсов и сосредоточению рыбопромысловых участков в пользовании ограниченного числа лиц, что является нарушением Закона о конкуренции.
В зоне реки Амур и лимана 5 предприятий добывают более 60% лосося, в зоне Охотского побережья Хабаровского края 60% улова лосося приходится на долю четырех крупнейших предприятий, а в подзоне Приморье - на долю 4 организаций приходится 84% улова.
Однако обоснование эффективности такого роста концентрации заявителем ни суду, ни в материалы дела не представлено.
ООО "УхтаПром", имеющее в пользование по Николаевскому муниципальному району 33% РПУ, улов лосося в зоне реки Амур и лимана составила лишь 11,9%, а в зоне побережья Охотского моря в Хабаровском крае квоты на вылов лосося этим обществом вообще не освоены.
Таким образом, если конкурсы будут проводиться с предлагаемыми Амурским территориальным управлением Росрыболовства условиями это приведет к дальнейшей концентрации рыбопромысловых участков у небольшого количества хозяйствующих субъектов и вытеснению с рынка промышленного и прибрежного рыболовства, а также их разорению большого числа других рыбопромысловых предприятий, традиционно занимающихся этим видом деятельности и составляющих основу проживания местного населения, содержания социальной сферы.
В 2010 году не получили рыбопромысловые участки поселкообразующие предприятия: р/а "Ленинец", р/к "Пуир", р/к "Память Куйбышева", соответственно в 2010г. у этих предприятий не было ни квот, ни вылова лосося.
Притом, что муниципальные образования (где рыбная отрасль является одной из бюджетообразующих) заинтересованы в сохранении и развитии всех предприятий, обеспечивающих занятость населения, поступлении доходов в бюджет, решение социальных проблем.
Рыбопромысловые участки предоставляются в пользование хозяйствующим субъектам на достаточно длительный период 20 лет, в связи с чем, суд считает, что на этапе формирования конкурсной документации важным является экономически обоснованный подход к установлению условий конкурса и соблюдения принципов конкуренции, что в последующем определит структуру рынка промышленного и прибрежного рыболовства.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения или действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд находит установленным, что решение № 30 от 03.06.2011, предписание № 11 от 03.06.2011 г. Управления ФАС по Хабаровскому краю вынесены в пределах полномочий установленных законодательством.
Не нарушают интересов заявителя, не препятствуют проведению конкурса, а защищают интересы всех рыбопромысловых предприятий, а также публичные интересы, установленные в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
В связи с чем, требования Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о признании недействительными решения № 30 от 03.06.2011, предписания № 11 от 03.06.2011 г. вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службой по Хабаровскому краю удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о признании недействительными решения № 30 от 03.06.2011 г., предписания № 11 от 03.06.2011 г., вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отказать.
Принятие данного решения является основанием к отмене обеспечения иска, принятого определением арбитражного суда Хабаровского края от 16 июня 2011 г. по делу № А73-6331/2011.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Судья
С.Д.СТЕПИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2011 по делу № А73-6331/2011
<В удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа отказано, поскольку установление в документации по проведению конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка их максимального количества на одного участника, в случае его признания победителем, ведет к ограничению конкуренции на рынке промышленного и прибрежного рыболовства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru