Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2010 г. по делу № А14-9766-2010/295/33

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2010 года, полный текст решения изготовлен 17 ноября 2010 года.
Прокурор Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 приложения № 2, утвержденного решением Совета народных депутатов городского поселения - город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области от 15.06.2006 № 110 "О нормативах на коммунальные услуги для населения городского поселения - город Острогожск".
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Совет народных депутатов городского поселения - город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области (далее - Совет) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном ходатайстве заинтересованное лицо просило рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с положениями ст. ст. 123, 156, ч. 4 ст. 194 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие неявившихся представителей Совета.
Как следует из материалов дела, решением Совета народных депутатов городского поселения - город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области № 110 от 15.06.2006 "О нормативах на коммунальные услуги для населения городского поселения - город Острогожск" утверждены, в частности, среднегодовые нормативы накопления твердых бытовых отходов для предприятий торговли (пункт 1 приложения № 2 к Решению), административных зданий, учреждений, контор (пункт 2 приложения № 2 к Решению), автотранспортных предприятий (пункт 3 приложения № 2 к Решению), медицинских учреждений (пункт 4 приложения № 2 к Решению), дошкольных и учебных заведений (пункт 5 приложения № 2 к Решению), предприятий службы сбыта (пункт 6 приложения № 2 к Решению), культурно-спортивных учреждений (пункт 7 приложения № 2 к Решению). Решение опубликовано 27.06.2006 в газете "Острогожская жизнь" N№ 77 - 78.
Полагая, что решение Совета от 15.06.2006 № 110 в части установления нормативов образования отходов принято за пределами полномочий представительного органа местного самоуправления, противоречат пункту 7 части второй статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", прокурор Воронежской области обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев представленные суду доказательства, заслушав пояснения заявителя, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое Решение рассчитано на неоднократное применение, установленные в нем нормативы распространяются на неограниченный круг потребителей - субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое Решение относится к числу нормативных правовых актов и рассмотрение данного спора подведомственно Арбитражному суду Воронежской области.
В силу части четвертой статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно данной норме к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений установлены пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что нашло свое отражение в Уставе городского поселения - город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области.
В силу пунктов 3, 4 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов в области обращения с отходами ограничиваются вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочиями по утверждению нормативов образования отходов от деятельности предприятий, учреждений, организаций органы местного самоуправления поселений не обладают. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение входит в компетенцию органов федеральной власти, в данном случае утверждение нормативов образования отходов и лимитов входит в компетенцию Территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 № 703 и зарегистрированными в Минюсте РФ 17.01.2008 № 10891, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, т.е. представляет собой удельный показатель образования отходов на расчетную единицу, за которую в зависимости от источника образования отходов могут быть приняты:
единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;
единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;
единица площади - для отходов при уборке территории;
человек - для отходов жилищ;
место в гостинице, столовой и пр.
Таким образом, утвержденные оспариваемым Решением № 110 обязательные к применению нормативы накопления подпадают под понятие нормативов образования отходов, указанных в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Исполнение органом местного самоуправления функций, связанных с нормированием деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере образования отходов, не может рассматриваться как деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, поскольку в соответствии с положениями статьи 5 Закона об отходах производства и потребления и статьи 5 Закона об охране окружающей среды установление государственных стандартов, правил, нормативов в сфере обращения с отходами отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Руководствуясь тем, что действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормы, регулирующие предельные размеры образования (накопления) отходов потребления, в том числе в целях их сбора и вывоза, арбитражный суд пришел к выводу о признании пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 приложения № 2 к решению Совета от 15.06.2006 № 10 недействующими, как противоречащие Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Заявитель и заинтересованное освобождены от уплаты государственной пошлины действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать недействующими пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 приложения № 2, утвержденного решением Совета народных депутатов городского поселения - город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области от 15.06.2006 № 110 "О нормативах на коммунальные услуги для населения городского поселения - город Острогожск", как несоответствующие Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Решение Арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 приложения № 2, утвержденного решением Совета народных депутатов городского поселения - город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области от 15.06.2006 № 110 "О нормативах на коммунальные услуги для населения городского поселения - город Острогожск" не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены Советом народных депутатов городского поселения - город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области в соответствие с законом, имеющими большую юридическую силу.
Копии решения Арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.11.2010 по делу № А14-9766-2010/295/33
Суд пришел к выводу о признании пунктов приложения к решению Совета народных депутатов городского поселения недействующими как противоречащих ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", так как действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления права устанавливать обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормы, регулирующие предельные размеры образования (накопления) отходов потребления, в том числе в целях их сбора и вывоза.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru