Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. № 438

(извлечение)

Резолютивная часть оглашена 14 декабря 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 декабря 2010 г.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Думы Казачинско-Ленского района по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

Приказом УФАС по Иркутской области № 643 от 19.11.2010 в отношении Думы Казачинско-Ленского района возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с принятием решения от 30.01.2009 № 379 "Об утверждении положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район", устанавливающего:
- в пункте 1.17 части 1 Положения сдачу арендатором муниципального имущества в субаренду более 10% площади арендованного имущества, что противоречит ч. 4 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции";
- в пункте 1.21 части 1 Положения, что порядок проведения торгов в форме конкурса регламентируется данным положением и постановлениями мэра района, что противоречит части 5 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства признал и пояснил, что решение от 30.01.2009 № 379 "Об утверждении положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район" принято составом Думы предыдущего созыва с нарушением норм антимонопольного законодательства.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 указанного закона, органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством РФ.
Согласно части 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в безвозмездное пользование, аренду хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
Статья 17.1. ФЗ РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества как закрепленного, так и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Во исполнение указанных норм Думой Казачинско-Ленского района принято решение от 30.01.2009 № 379 "Об утверждении положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район".
В соответствии с пунктом 1.17 части 1 Положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район" при наличии письменного согласия арендодателя арендатор имеет право сдавать до 40% арендованных площадей и имущества в субаренду.
Передача в субаренду более 40% арендуемых площадей и имущества возможна в случаях:
а) использования арендуемых имущества и имущественных комплексов для обслуживания муниципального имущества, объектов бюджетной сферы, объектов жилищно-коммунального хозяйства района (тепло-, водо-, электроснабжение, прием и очистка канализационных стоков, эксплуатация инженерных сетей, коммуникаций, жилого фонда района);
б) проведения, реконструкции, капитального ремонта муниципального имущества объектов за счет средств арендатора.
Согласно пункту 3.5 части 3 Положения в случае положительного решения о согласовании сдачи недвижимого имущества в субаренду с арендатором оформляется соглашение к действующему договору аренды о порядке и условиях сдачи объекта, имущества (его части) в субаренду.
Указанное соглашение должно предусматривать увеличение годовой арендной платы по действующему договору аренды в зависимости от размера сдаваемой в субаренду площади имущества.
Годовая арендная плата увеличивается в следующем порядке:
- в 1,3 раза при сдаче в субаренду до 20% арендуемой площади имущества;
- в 1,5 раза при сдаче в субаренду более 40% арендуемой площади имущества.
В соответствии с частью 4 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", вступившей в законную силу 23.07.2009, лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров.
Также пунктом 1.21 части 1 Положения установлено, что сдача в аренду муниципального имущества осуществляется в том числе по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона), при этом порядок проведения торгов в виде конкурса регламентируется данным положением и постановлениями мэра района.
Согласно части 4 статьи 17.1. ФЗ "О защите конкуренции" (вступившей в законную силу 02.07.2008) порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 статьи 53 ФЗ "О защите конкуренции" определяет, что до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
23.07.2009 вступили в законную силу изменения в статью 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которым порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказ Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении государственного и (или) муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" вступил в законную силу 07.03.2010.
Из изложенного следует, что конкурсы или аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении государственного и (или) муниципального имущества, с 07.03.2010 должны проводиться в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 № 67.
Часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, действия Думы Казачинско-Ленского района по принятию решения от 30.01.2009 № 379 "Об утверждении положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район", устанавливающего:
- в пункте 1.17 части 1 Положения сдачу арендатором муниципального имущества в субаренду более 10% площади арендованного имущества, что противоречит ч. 4 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции";
- в пункте 1.21 части 1 Положения, что порядок проведения торгов в форме конкурса регламентируется данным положением и постановлениями мэра района, что противоречит части 5 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушают часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать Думу Казачинско-Ленского района нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с принятием решения от 30.01.2009 № 379 "Об утверждении положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район", устанавливающего:
- в пункте 1.17 части 1 Положения сдачу арендатором муниципального имущества в субаренду более 10% площади арендованного имущества, что противоречит ч. 4 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции";
- в пункте 1.21 части 1 Положения, что порядок проведения торгов в форме конкурса регламентируется данным положением и постановлениями мэра района, что противоречит части 5 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Думе Казачинско-Ленского района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены пунктов 1.17 и 1.21 части 1 Положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район", утвержденного решением Думы Казачинско-Ленского района от 30.01.2009 № 379.
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 21 декабря 2010 г. № 303

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 438 от 21.12.2010 по делу № 643 от 19.112010 г. о нарушении Думой Казачинско-Ленского района части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

1. Думе Казачинско-Ленского района прекратить нарушение части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии решения от 30.01.2009 № 379 "Об утверждении положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район", устанавливающего:
- в пункте 1.17 части 1 Положения сдачу арендатором муниципального имущества в субаренду более 10% площади арендованного имущества, что противоречит ч. 4 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции";
- в пункте 1.21 части 1 Положения, что порядок проведения торгов в форме конкурса регламентируется данным положением и постановлениями мэра района, что противоречит части 5 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем отмены пунктов 1.17 и 1.21 части 1 Положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области "Казачинско-Ленский район", утвержденного решением Думы Казачинско-Ленского района от 30.01.2009 № 379, в срок до 31 января 2011 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Иркутской области от 21.12.2010 № 438
<О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

Решение
Предписание УФАС по Иркутской области от 21.12.2010 № 303

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru