Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. № 436

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 декабря 2010 г.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 645 от 19.11.2010, возбужденное по признакам нарушения ООО "Р" <...> пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в прекращении подачи электрической энергии с 10-00 05.07.2010 управляющей организации ООО "З" (п. Янталь) к следующим жилым домам, расположенным по адресу: <...>, результатом которого является ущемление прав добросовестных потребителей коммунальных услуг,

установила:

В Иркутское УФАС России поступило заявление № 191 от 16.09.2010 (вх. № 8181 от 21.09.2010) от ООО "З" <...> о признаках нарушения ООО "Р" <...> антимонопольного законодательства.
В ходе проведенного Иркутским УФАС России антимонопольного расследования и изучения документов, представленных ООО "З" и ООО "Р" по данному заявлению, установлено следующее.
1. По итогам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в пос. Янталь Усть-Кутского района от 25.05.2010 между администрацией Янтальского городского поселения и ООО "З" заключен договор на управление многоквартирными домами (далее - Договор) от 01.06.2010. В соответствии с п. 6.1 Договора срок его действия установлен на 1 год: с 01.06.2010 по 31.05.2011. В приложении № 1 к данному договору указан перечень 38 многоквартирных жилых домов, переданных в управление ООО "З".
Кроме того, между администрацией Янтальского городского поселения и ООО "З" заключен договор безвозмездного пользования от 01.06.2010 № 2 (далее - договор № 2). В соответствии с п. 1 договора № 2 администрация Янтальского городского поселения передала в безвозмездное пользование ООО "З" для использования по назначению следующее имущество согласно акту приема-передачи от 01.06.2010: водоснабжение СКВ № 1, 3, 4; очистные сооружения и КНС; наружные сети ТВС; наружные сети канализации; здание столярного цеха; центральная котельная ДКВР; котельная ж/д поселка; водозабор; полигон твердых бытовых отходов.
Ранее такие договоры на период с 01.06.2009 по 31.05.2010 были заключены с ООО "Б".
2. Между ООО "Р" в лице Коршуниха-Ангарского отдела Восточно-Сибирского филиала ООО "Р" и ООО "Б" был заключен договор поставки электрической энергии с потребителем - юридическим лицом от 01.06.2009 № ВСФ-К/79П. В приложении № 3 к договору № ВСФ-К/79П указан перечень точек поставки и приборов коммерческого учета, входит население ж/д домов, тарифная группа потребителей - городское население.
В соответствии с актом размещения поставки электрической энергии потребителю на границе балансовой принадлежности электрических сетей от 01.06.2009, заключенным между ООО "Р", ОАО "Р" (сетевая организация) и ООО "Б", точкой поставки являются болтовые соединения отходящих кабелей 0,4 кВ к рубильникам 0,4 кВ, ввод № 1, 2 электробойлерной, рубильнику фидера ж.д. дома РУ-0,4 кВ ТП-1 ст. Янталь.
ООО "Б" письмом № 46 от 12.04.2010 (вх. № 331 от 19.04.2010) уведомило ООО "Р" о расторжении договора № ВСФ-К/79П на поставку электрической энергии для электробойлерной и населению <...> с 01.06.2010 в связи с окончанием действия договора на управления жилыми домами, расположенными в п. Янталь, заключенного с администрацией Янтальского городского населения.
ООО "З" письмом б/н от 08.06.2010 (вх. № 450 от 25.06.2010) сообщило, что с 01.06.2010 является управляющей компанией для многоквартирных домов пос. Янталь и просит заключить договор энергоснабжения. В ответ на данное письмо Коршуниха-Ангарский отдел ООО "Р" (исх. № 124 от 16.07.2010) сообщил о невозможности заключить договор поставки электрической энергии без представления заключения федерального органа исполнительной власти по государственному техническому надзору о надлежащем состоянии энергопринимающих устройств в п. Янталь.
В адрес ООО "Р" мэром Усть-Кутского муниципального образования направлено письмо № 1-0-1213 от 09.07.2010, касающееся заключения договора поставки электроэнергии с ООО "З", а также по вопросу отключения электрической энергии в п. Янталь с 05.07.2010.
Между ООО "Р" и ООО "З" заключен договор № ВСФ-К/198 от 01.11.2010, в п. 10.1 договора указано, что договор распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.06.2010. Предметом договора является поставка Поставщиком (ООО "Р") Потребителю (ООО "З") электрической энергии и мощности через электрические сети, принадлежащие на праве собственности либо ином законном основании сетевым организациям, входящим в зону деятельности Поставщика, в определенном количестве и определенного качества. Потребитель обязуется оплачивать поставщику полученную электрическую энергию, а также соблюдать режим потребления электроэнергии. Согласно приложению № 3 к договору следует, что поставка электроэнергии осуществляется в том числе населению ж.д. домов, тарифная группа потребителя - городское население.
В соответствии с уведомлением № 246 от 25.06.2010 (вх. № 24-14-00 от 29.06.2010) ООО "Р" уведомило и.о. главы администрации п. Янталь о введении полного ограничения режима потребления электроэнергии в связи с бездоговорным пользованием.
Согласно наряду № 66 (исх. № 102 от 02.07.2010), на основании заявки ООО "Р" от 28.06.2010 введено полное ограничение потребления электрической энергии потребителя путем отключения рубильника фидера 0,4 кВ, "Электрокотельная" в РУ-0,4 кВ, ТП-1 ст. Янталь; рубильника фидера "ж.д. дома" в РУ 0,4 кВ, ТП-1 ст. Янталь.
Исходя из данных, представленных ООО "З" (исх. № 205 от 05.10.2010), в жилых домах п. Янталь (ул. Железнодорожная, 1 и 2) имеются добросовестные плательщики, что подтверждается справкой ООО "З" от 04.10.2010 № 203, а также по состоянию на 04.10.2010 отсутствует подача электроэнергии от ООО "Р" на электрокотельную п. Янталь (справка - подтверждение администрации п. Янталь).
ООО "Р" имеет статус гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Р" на территории Иркутской области, а также является основным поставщиком электроэнергии для ОАО "Р", с которым заключен 15-летний контракт о сотрудничестве. ООО "Р" осуществляет поставки электроэнергии крупным промышленным, жилищно-коммунальным, коммерческим предприятиям и населению России, в том числе на территории Иркутской области.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с п. 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается.
Согласно пп. "в" п. 81 указанных Правил в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю (жильцам) на основании договора, заключаемого исполнителем (ООО "З") с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ (п. 4 Правил).
Исполнителем является управляющая организация - ООО "З", в обязанности которой входит заключение договора с ресурсоснабжающей организацией для предоставления коммунальных услуг потребителям (пп. "в" п. 49 Правил).
Потребителем в соответствии с названными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с п. 9 Правил должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных услуг.
Следовательно, в обязанности ООО "З" входит заключение договоров на подачу коммунальных услуг и оплату услуг по их предоставлению, в связи с чем ООО "З" является посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями.
ООО "Р" осознавало и должно предвидеть, что действия по приостановке и прекращению подачи горячего водоснабжения могут повлечь негативные последствия путем ущемления прав и законных интересов граждан и могут привести к причинению вреда, не соизмеримого с личными потерями, но все равно произвело отключение.
Несмотря на то, что ООО "Р" имеет реальную возможность защиты своих прав другим способом, ООО "Р" применило такой способ защиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи.
Статьей 9 ФЗ "О введении в действие части второй ГК РФ" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему липу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.
Частью 2 статьи 430 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица.
Согласно ст. 1 ГК РФ гражданские права юридического лица осуществляются на основании непротиворечия законодательству, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 78 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII настоящих Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода. Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: следует читать "В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона".

В силу ст. 309 обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Введение ограничения режима потребления электрической энергии повлекло нарушение требований ст.ст. 310, 450, 536 ГК РФ, согласно которым не допускается расторжение договора энергоснабжения в одностороннем порядке с гражданами - добросовестными плательщиками.
Пункт 1 ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике" содержит запрет ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате. Соответственно, ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике" содержит гарантии обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при энергоснабжении в виде запрета на ограничение режима потребления неплательщика в случае, если такое ограничение приведет к отключению иных потребителей.
Пункт 170 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, установил, что ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
В соответствии с п. 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
В нарушение данных положений ответчиком допущено неправомерное ограничение режима потребления электроэнергии гражданами - добросовестными плательщиками, использующими электрическую энергию для бытовых нужд, проживающих <...>.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Из приложения к договору № ВСФ-К/198 следует, что в перечень точек поставки и приборов коммерческого учета входит население ж.д. домов, тарифная группа потребителей - городское население.
Таким образом, ООО "Р" было известно, что одним из основных потребителей электрической энергии по договору от 1 ноября 2010 г. является население, проживающее в железнодорожных домах п. Янталь. Указанное обстоятельство фактически налагает на ООО "Р" дополнительные обязанности по обеспечению прав и законных интересов граждан. Кроме того, на момент введения ограничения подачи электроэнергии ответчику было известно, что ООО "З" только с 01.06.2010 стало управлять жилым фондом п. Янталь, следовательно, задолженность возникла за 1 период оплаты, а жители указанных домов задолженности по оплате не имеют. Поэтому введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении жителей домов <...> необоснованно.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии нормы, в соответствии с которой допускалось бы введение полного ограничения режима потребления электрической энергии для граждан - потребителей электроэнергии для бытовых нужд при отсутствии задолженности последних за потребленную электрическую энергию.
Энергоснабжающая организация ООО "Р" не имеет права ограничить или прекращать подачу электрической энергии населению домов <...>, добросовестным плательщикам - потребителям электроэнергии для бытовых нужд. На территории Янтальского городского поселения в районе железнодорожного поселка (жилые дома <...>) единственным поставщиком электрической энергии является ООО "Р". ООО "З" не вырабатывает электрическую энергию и не имеет иных источников этой энергии, является управляющей организацией между ООО "Р" и гражданами, проживающими в жилых домах <...>, являющимся потребителями электроэнергии для бытовых нужд.
Таким образом, выдача уведомления на основании бездоговорного пользования электроэнергией (один платежный период) противоречит требованиям п. 78 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, согласно которому гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода.
В силу ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Статьей 10 Закона "О защите конкуренции" установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Согласно положениям Закона "О защите прав потребителей" устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В результате произведенного в 10 часов 00 минут 5 июля 2010 года отключения электроснабжения жилых домов <...> были нарушены права неопределенного круга лиц - граждан, добросовестных плательщиков на получение коммунальных услуг по электроснабжению, право на достойную жизнь, поддержание здоровья.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещается экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Поэтому в действиях ООО "Р" усматриваются признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в прекращении подачи электрической энергии с 10-00 05.07.2010 управляющей организации ООО "З" (п. Янталь) к следующим жилым домам, расположенным по адресу: <...>, результатом которого является ущемление прав добросовестных потребителей коммунальных услуг.
3. Приказом № 645 от 19.11.2010 возбуждено дело № 645 по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО "Р". Определением № 752 от 19.11.2010 рассмотрение дела назначено на 13.12.2010. В качестве третьего лица (сетевой организации) привлечено ОАО "Р" в лице "Т" - филиала ОАО "Р".
На заседании Комиссии Иркутского УФАС России установлено, что между ООО "Р" и ООО "З" договор купли-продажи (поставки) электрической энергии № ВСФ-К/198 от 01.11.2010 (далее - Договор). В п. 10.1 договора указано, что договор вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.06.2010, и действует до 24-00 31.12.2010. Согласно п. 10.5 договора договор считается пролонгированным на один календарный год и далее ежегодно, если за 90 календарных дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Из письменных пояснений ОАО "Р" от 06.12.2010 № 821001/195 (вх. № 10475 от 07.12.2010) следует, что на территории Иркутской области ОАО "Р" в лице Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения "Т" - филиала ОАО "Р" осуществляет функции сетевой организации по оказанию услуг по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим ВСЖД - филиалу ОАО "Р". ООО "Р" на территории Иркутской области является гарантирующим поставщиком электрической энергии в границах электрических сетей ВСЖД - филиала ОАО "Р".
28.06.2010 в адрес начальника Коршуниха-Ангарского линейного отдела Восточно-Сибирской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения "Т" - филиала ОАО "Р" поступила заявка ООО "Р" на введение полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекты поселка Янталь, основанием введения ограничения в заявке указывалось бездоговорное потребление электроэнергии.
В соответствии с п. 172 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила), фактические действия по ограничению режима потребления осуществляется сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Пунктом 181 Правил предусмотрена ответственность сетевой организации за неисполнение заявки на введение ограничения режима потребления электроэнергии в размере стоимости электрической энергии, отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления.
Учитывая, что указанные в заявке от 28.06.2010 объекты имеют технологическое присоединение к сетям ВСЖД - ОАО "Р", начальником Коршуниха-Ангарского линейного отдела был выдан наряд № 66 от 02.07.2010 на проведение работ по введению ограничения режима потребления электрической энергии с 10-00 ч. 05.07.2010.

4. ООО "Р" утверждает следующее.
4.1. Основанием для направления заявки на введение ограничения послужило расторжение договора поставки электрической энергии № ВСФ-К/79П от 01.06.2009 с ООО "Б", что в соответствии с пп. "б" п. 161 Правил является одним из оснований ограничения режима потребления электрической энергии. Кроме того, прекращение исполнения обязательств сторон по договору в силу п. 169 Правил является основанием для введения полного ограничения режима потребления, если не вступил в силу новый договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии, заключенный с потребителем. Таким образом, у ООО "Р" имелись законные основания для инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии на объекты электросетевого хозяйства, обслуживанием которых ранее занималось ООО "Б".
4.2. 19.04.2010 ООО "Б" обратилось в ООО "Р" в лице Коршуниха-Ангарского отдела Восточно-Сибирского филиала ООО "Р" с письмом о расторжении договора № ВСФ-К/79П от 01.06.2010 с 01.06.2010 в связи с прекращением действия договора управления многоквартирными домами п. Янталь, заключенного с администрацией Янтальского городского поселения. ООО "З" - новая управляющая компания обратилось с заявкой на заключение договора в адрес гарантирующего поставщика только 25.06.2010.
4.3. Также ООО "Р" утверждает, что на территории Иркутской области не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
5. Комиссия Иркутского УФАС России рассмотрела вышеуказанные доводы ООО "Р" и признает их несостоятельными по следующим основаниям.
5.1. В соответствии с положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии.
Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно ст. 546 Гражданского кодекса РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Пунктом 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила) установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается введение ограничения режима потребления электроэнергии, к которым относится в том числе: а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств); б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору); в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии.
Согласно п. 174 Правил в случае нарушения потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, прекращения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации.
При этом в соответствии с п. 171 Правил инициаторами введения ограничения режима потребления электроэнергии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств по договору или в случае прекращения обязательств сторон по договору могут быть лишь лица, перед которыми не исполнены обязательства по договору.
Инициатором введения с 05.07.2010 ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов ООО "З" являлось ООО "Р", основанием введения ограничения - неоплата потребленной ООО "Б" в течение 2009 - 2010 гг. потребленной электроэнергии.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: здесь и далее по тексту следует читать "Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307".

Правила № 307 предусматривают право исполнителя коммунальных услуг приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае неполной оплаты коммунальных услуг (п. 80). При этом п. 50 Правил № 307 определен перечень коммунальных услуг, предоставление которых можно приостановить или ограничить.
Пп. 8, 79 - 86 Правил № 307 запрещено приостанавливать либо прекращать подачу электрической энергии в многоквартирные дома в санкции за имеющуюся задолженность управляющей организации либо товарищества собственников жилья перед ресурсоснабжающей организацией, если в доме проживают потребители, полностью выполняющие обязательства по оплате за коммунальные услуги. Данная норма направлена на обеспечение недопущения нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства в соответствии с законодательством либо договором.
5.2. Понятием "законодательство" охватывается не только собственно закон, но и нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение федерального закона либо закона субъекта РФ по вопросам, отнесенными федеральным законом в полномочия субъекта РФ.
Подпунктом "в" п. 49 Правил № 307 установлена обязанность управляющей организации заключить договор с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг или их производство. В соответствии с пп. "а" п. 17 ст. 2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004 управляющие организации, которые приобретают услуги в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых бытовых отходов для предоставления данных коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирных домах, являются потребителями указанных выше товаров и услуг указанных организаций. Поэтому у ООО "З" как у потребителя оказанных ООО "Р" услуг электро-, теплоснабжения имеется обязанность по их оплате.
Согласно пп. 1 и 4 п. 1 ст. 137, п. 4 ст. 154, п. 5 ст. 155 ЖК РФ, п. 3 Правил № 307 исполнителем услуги является как управляющая организация, так и организация, предоставляющая коммунальные ресурсы, если с ней заключен договор управления. Ресурсоснабжающей организацией является организация (предприниматель), осуществляющая продажу коммунальных ресурсов.
ООО "З" как управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, в том числе по предоставлению электроэнергии для граждан, проживающих в управляемом жилищном фонде, в числе которых находятся жилые дома, расположенные <...>. ООО "З" как исполнитель согласно договору приобретает у ООО "Р" как ресурсоснабжающей организации необходимые коммунальные ресурсы, поскольку последние непосредственно им не производятся. Граждане, проживающие в этих домах, являются потребителями соответствующих коммунальных услуг, а потребителем коммунального ресурса, необходимого для предоставления этих услуг, является ООО "З".
В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Анализ ст. 546 ГК РФ свидетельствует о том, что права энергоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения ограничены законом или правовыми актами только в случае неоднократного нарушения абонентом, являющимся юридическим лицом, сроков оплаты полученной энергии. Исключение составляют случаи, когда возникает необходимость принятия мер по предупреждению или ликвидации аварии, опасность.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. 546 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При этом согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядком № 1 прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (в ред. постановления Правительства РФ от 17.07.1998 № 789, с изменениями внесенными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530), установлен специальный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии и газа отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательства по оплате. Данный порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств угольных и горнорудных организаций и метрополитена. Соглашение с абонентом в данном случае должно достигаться энергоснабжающей организацией после возникновения у нее необходимости во введении режима ограничения подачи энергии.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" имеет номер № 491, а не 461.

5.3. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 461 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера оплаты на содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 7).
В ходе рассмотрения дела № 645 установлено, что отключение электроснабжения было произведено на трансформаторной подстанции сетевой организации - ОАО "Р" в связи с указанием гарантирующего поставщика ООО "Р", куда доступ работников управляющей организации, с которыми управляющей организацией заключен договор на обслуживание жилых домов, исключается.
Географические границы рассматриваемого товарного рынка определяются в соответствии с границами зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Правилами.
ООО "Р" присвоен статус гарантирующего поставщика в границах балансовой принадлежности электрических сетей гарантирующего поставщика постановлением Правления РЭК Иркутской области (в ред. постановления Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 № 46-П).
Следовательно, в качестве географических границ исследуемого товарного рынка принимаются географические границы в пределах балансовой принадлежности электрических сетей территориальной сетевой организации (ОАО "Р") для граждан, проживающих по адресам: <...>.
На товарном рынке продажи (отпуска) электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей территориальной сетевой организации (ОАО "Р") для граждан, проживающих по адресам: <...>, в силу технологических и экономических особенностей оказания рассматриваемой услуги действует единственный продавец - ООО "Р", доля которого на данном рынке составляет 100%. Следовательно, ООО "Р" занимает доминирующее положение на товарном рынке продажи (отпуска) электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей территориальной сетевой организации (ОАО "Р") для граждан, проживающих по адресам: <...>.
6. Как следует из пункта 1 статьи 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Пункт 2 статьи 34 Конституции РФ устанавливает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьей 10 ГК РФ также не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
В соответствии со статьей 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона (часть 1).
Отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (часть 2 статьи 2).
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (п. 3); экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (п. 6); нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10).
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) договор с поставщиком электрической энергии (мощности) должен содержать условие о праве покупателя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью при условии оплаты стоимости потребленной до момента расторжения договора электрической энергии (мощности) и выполнения иных установленных основными положениями функционирования розничных рынков требований.
Согласно части 1 статьи 21 Закона Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает основные положения функционирования розничных рынков.
Пунктом 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, принятых во исполнение названной нормы части 1 статьи 21 Закона, предусмотрено, что договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В соответствии с пунктом 61 Правил гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения с заявителем в случае отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям, а также в случае нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Условие заключенного между ООО "Р" и ООО "З" договора энергоснабжения от 01.11.2010 о том, что он считается ежегодно продленным, если за 90 дней до окончания срока не последует заявление одной из сторон об отказе от договора на следующий год, соответствует указанному положению пункта 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, поскольку предусматривает возможность расторжения договора до окончания срока его действия.
Включение в договор согласованного условия о том, что заявление об отказе от договора может быть подано именно за 90 дней до окончания срока его действия, а не в течение всего срока действия договора вплоть до его окончания, обусловлено тем, что ООО "Р" до прекращения договора необходимо разрешить вопросы, связанные с предстоящим перераспределением освобождающейся электрической энергии, их реализацией в последующем периоде и, соответственно, с заключением нового договора (после прекращения действующего договора).
Как следует из пункта 63 Правил, срок рассмотрения гарантирующим поставщиком заявки о заключении договора энергоснабжения составляет 30 дней.
Поскольку действия ООО "Р" нарушают права и законные интересы ООО "З" при оказании им коммунальных услуг гражданам, а также создают угрозу нарушения прав граждан-потребителей, проживающих в соответствующих домах, поскольку ООО "Р" в силу пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, не имело законных оснований для направления уведомления от 28.06.2010, следовательно, в действиях ООО "Р" присутствуют признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о том, что действия ООО "Р", занимающего доминирующее положение на товарном рынке продажи (отпуска) электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей территориальной сетевой организации (ОАО "Р") для граждан, проживающих по адресам: <...>, нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в прекращении подачи электрической энергии с 10.00 05.07.2010 управляющей организации ООО "З" (п. Янталь) к следующим жилым домам, расположенным по адресу: <...>, результатом которого является ущемление прав добросовестных потребителей коммунальных услуг.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ООО "Р" <...>, занимающее доминирующее положение на товарном рынке продажи (отпуска) электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей территориальной сетевой организации (ОАО "Р") для граждан, проживающих по адресам: <...>, нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в прекращении подачи электрической энергии с 10.00 05.07.2010 управляющей организации ООО "З" (п. Янталь) к следующим жилым домам, расположенным по адресу: <...>, результатом которого является ущемление прав добросовестных потребителей коммунальных услуг.
2. Копии решения направить в адрес ООО "Р", "Т" - филиал ОАО "Р", ООО "З".
3. Материалы дела № 645 передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ООО "Р" по ст. 14.31 КоАП РФ.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Иркутской области от 21.12.2010 № 436
<О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru