Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2011 г. № 33

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 26 января 2011 г.

Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 711 от 23.12.2010 по признакам нарушения ООО "Ш" (далее - ООО "Ш") <...> пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в уклонении ООО "Ш" от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Ш" с гр-кой Ч.О.А. на дачный участок (стройплощадка), принадлежащий ей на праве собственности, который расположен по адресу: <...>, результатом которого является ущемление интересов гр-ки Ч.О.А. в пользовании электрической энергией в личных целях,

установила:

в Иркутское УФАС России поступило заявление (вх. № 9704 от 12.11.2010) от гр-ки Ч.О.А., проживающей по адресу: <...>, (представитель по доверенности К.С.А.) о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО "Ш" (далее - ООО "Ш").
В ходе проведенного Иркутским УФАС России антимонопольного расследования и изучения документов, представленных представителем Ч.О.А. и ООО "Ш" по данному заявлению, установлено следующее.
1. 28.07.2010 гр-ка Ч.О.А. письменно обратилась в адрес ООО "Ш" <...> с заявкой на технологическое присоединение к электрической сети объекта - дачного участка (стройплощадка), принадлежащего ему на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права № 38-38-16/009/2010-052 от 08.06.2010), расположенного по адресу: <...>, к электрической сети ООО "Ш" (вх. № 811 от 28.07.2010), что подтверждается входящим № 810 от 28.07.2010.
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 100-10 от 17.09.2010 (далее - Договор) подписан руководителем сетевой организации и не подписан заявителем - Ч.О.А. Кроме того, ООО "Ш" не представило в Иркутское УФАС России документов, подтверждающих направление и (или) получение данного договора Ч.О.А. и (или) ее представителем К.С.А.
ООО "Ш" является сетевой организацией на территории Шелеховского района Иркутской области.
Согласно п. 15 Правил сетевая организация обязана направить заявителю заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. Срок направления проекта договора и технических условий истек 29.08.2010. Проект Договора же датирован 17.09.2010.
Приказом от 24.12.2009 № 113-спр Службой по тарифам Иркутской области для ООО "Ш" установлен тариф за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Ш" с 01.01.2010.
ООО "Ш" является ближайшей сетевой организацией в Шелеховском районе, куда может обратиться гражданка Ч.О.А., и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и рынке услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Ш".
ООО "Ш" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" от 17.08.1995 № 147-ФЗ определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике", возникает у сетевой организации в силу ст. 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а п. 6 Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения (договор является публичным).
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются неразрывной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
2. Согласно п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 (зарег. в Минюсте РФ 31.01.2008 № 11067) (далее - Регламент), при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на признаки нарушения ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает наличие (отсутствие) доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано такое заявление, материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Процедура установления доминирующего положения определена Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5 (зарег. в Минюсте 23.05.2007 № 9541).
В п. 3.26 Регламента указано, что при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 (зарег. в Минюсте 02.08.2010 № 18026) (далее - Порядок).
Исходя из положений, указанных в п. 1.4 Порядка, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться допущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Поэтому в действиях юридического лица - ООО "Ш" присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства в части уклонения от заключения договора, обязательного для сетевой организации.
Отказ ООО "Ш" в технологическом присоединении нарушает права и законные интересы гр-ки Ч.О.А.
Гр-ка Ч.О.А. уведомила Иркутское УФАС России (вх. № 10371 от 03.12.2010) о том, что отзывает свое заявление, поданное представителем по доверенности К.С.А. на действия ООО "Ш" в связи с тем, что К.С.А. превысил свои полномочия в рамках выданной доверенности.
Иркутское УФАС России самостоятельно провело антимонопольное расследование и выявило в действиях (бездействии) ООО "Ш" признаки нарушения пункта 5 части 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части совершения действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, а именно пункта 5 части 1 статьи 10 в части уклонения ООО "Ш" от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Ш" с гр-кой Ч.О.А.
3. Приказом № 711 от 23.12.2010 возбуждено дело № 711 по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО "Ш". Определением № 845 от 23.12.2010 рассмотрения дела назначено на 20.01.2011.
На заседании Комиссии Иркутского УФАС России установлено, что только 17.09.2010 ООО "Ш" был подготовлен и направлен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 100-10 от 17.09.2010 и технические условия к данному договору, что подтверждается пояснениями должностного лица ООО "Ш" - главного инженера.
В связи с несогласием с условиями, изложенными в договоре и технических условиях к нему, представителем Ч.О.А. К.С.А. в адрес ООО "Ш" (вх. № 1291 от 25.10.2010) направлено требование о приведении договора в соответствие с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила). На данное требование ООО "Ш" 02.11.2010 (исх. № 698) подготовлен ответ, к которому приложен новый вариант договора № 100-10, датированный 29.10.2010. На момент рассмотрения дела № 711 договор подписан, т.е. сторонами урегулированы его спорные моменты.
4. Как следует из пункта 1 статьи 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Пункт 2 статьи 34 Конституции РФ устанавливает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьей 10 ГК РФ также не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
В соответствии со статьей 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона (часть 1).
Отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (часть 2 статьи 2).
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения регулируют отношения между хозяйствующими субъектами, физическими лицами, возникающие на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Соответственно, указанные Правила распространяются на отношения, связанные с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, защитой конкуренции.
На заседании Комиссии Иркутского УФАС России ООО "Ш" представил письменные пояснения (исх. № 8 от 12.01.2011) о том, что между ООО "Ш" и гражданкой Ч.О.А. подписан договор № 169-10 от 20.12.2010 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО "Ш".
При указанных обстоятельствах Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что в настоящий момент ООО "Ш" устранило в добровольном порядке нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Прекратить рассмотрение дела № 711 от 23.12.2010, возбужденного в отношении ООО "Ш" (далее - ООО "Ш") <...> по нарушению пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемуся в уклонении ООО "Ш" от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Ш" с гр-кой Ч.О.А. на дачный участок (стройплощадка), принадлежащий ей на праве собственности, который расположен по адресу: <...>, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ООО "Ш".
2. Копии решения направить в адрес ООО "Ш" и гр-ке Ч.О.А.
3. Материалы дела передать должностному лицу Иркутского УФАС РФ для возбуждения административного производства в отношении ООО "Ш" по ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Иркутской области от 26.01.2011 № 33
<О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru