Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2011 г. по делу № А29-1799/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2011 года, полный текст решения изготовлен 22 июня 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и Информационных технологий"
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
третьи лица: Комитет лесов Республики Коми, Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Вычегда"
об обязании к совершению определенных действий
при участии
от истца: К.А. - по доверенности от 05.05.2011,
от ответчика: Б.Н. - по доверенности от 29.11.2010, Б.В. - по доверенности от 23.05.2011,
от третьего лица (Комитета лесов РК): З.Ю. - по доверенности от 19.01.2011,

установил:

ООО "Центр лесоустройства и Информационных технологий" (далее по тексту - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее по тексту - Министерство, ответчик) об обязании заключить охотхозяйственное соглашение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Комитет лесов Республики Коми (далее по тексту - Комитет) и Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Вычегда".
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 01.12.2009 между Обществом и Комитетом заключен договор № 3 аренды лесного участка, площадью 40,607,8 га, расположенного по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, ГУ "Локчимское лесничество", Лопыдинское участковое лесничество, квартала 10 - 24, 31 - 45, 54 - 68, для использования в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, сроком на 20 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Общество не единожды (09.09.2010 и 19.10.2010) обращалось в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми с просьбой заключить охотхозяйственное соглашение. В настоящее время органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим полномочия в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, рассмотрев обращение Общества, в письме № 19-58/5656 от 01.10.2010, указало, что заключить соглашение не представляется возможным ввиду того, что Общество не является юридическим лицом, у которого право пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий и акваторий.
Письмом от 08.11.2010 Обществу было повторно отказано в заключении охотхозяйственного соглашения.
В связи с полученным отказом Общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании заключить охотхозяйственное соглашение. Требования основаны на нормах статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив доводы иска и имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к выводу, что исковые требования не могут быть удовлетворены ввиду следующего.
До вступления в силу с 01.04.2010 закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 209-ФЗ) пользование животным миром осуществлялось на основании выданной долгосрочной лицензии на пользование животным миром и в порядке, определенном Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (далее по тексту - Закон о животном мире) и Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Закона о животном (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Территории, которые используются для ведения сельского или лесного хозяйства и на которых ранее осуществлялись или могут осуществляться охота, рыболовство и другие виды пользования животным миром, могут быть обременены необходимыми условиями в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения договора аренды лесного участка № 3 от 01.12.2009) ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.
Пункт 3 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения договора аренды лесного участка № 3 от 01.12.2009) предусматривал, что охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения договора аренды лесного участка № 3 от 01.12.2009) на основании договоров аренды граждане и юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства.
Общество обратилось в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми с требованием о заключении охотхозяйственного соглашения после принятия Закона № 209-ФЗ.
В связи с введением в действие с 01.04.2010 Закона № 209-ФЗ предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 27 Закона № 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона № 209-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 27 Закона № 209-ФЗ).
Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (статья 71 Закона № 209-ФЗ).
Юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (части 3, 4 статьи 71 Закона № 209-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 71 Закона № 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 названной статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 указанной статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья.
Таким образом, законодатель, предоставляя право владельцам долгосрочных лицензий на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, предусмотрел и ряд обязательных условий. К такого рода условиям относится единовременное внесение платы за заключение таких соглашений (часть 5 статьи 71 Закона № 209-ФЗ).
Требование части 5 настоящей статьи о единовременном внесении платы за заключение охотхозяйственных соглашений не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (часть 7 статьи 71 Закона № 209-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного, следует, что право на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии у них:
- долгосрочных лицензий на пользование животным миром и договора о предоставлении в пользование территорий или акваторий - с внесением единовременной платы,
- долгосрочных лицензий на пользование животным миром, договора о предоставлении в пользование территорий или акваторий, договора аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства - без внесения единовременной платы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что у Общества до вступления в силу Закона № 209-ФЗ имелся только договор аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства.
При отсутствии долгосрочной лицензии и договора о предоставлении в пользование территории (акваторий), необходимых для осуществления пользования животным миром, Обществу обоснованно было отказано в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Кроме того, из материалов дела следует, что Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Вычегда" имеет действующую по 10.01.2012 долгосрочную лицензию серия XX № 0101 на пользование объектами животного мира и договор о предоставлении в пользование территории (акваторий), необходимых для осуществления пользования животным миром от 06.02.2002, действующий по 10.01.2012 на часть участка, на который истец просит заключить охотхозяйственное соглашение.
Таким образом, заключение с истцом охотхозяйственного соглашения нарушит права Коми республиканской общественной организации охотников и рыболовов "Вычегда".
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180 - 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В иске отказать.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и Информационных технологий" в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
3. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
4. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2011 по делу № А29-1799/2011
<В удовлетворении исковых требований об обязанности заключить охотхозяйственное соглашение отказано, поскольку имеется действующая долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира и договор о предоставлении в пользование территории (акваторий), необходимых для осуществления пользования животным миром на часть участка, на который истец просит заключить охотхозяйственное соглашение>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru