Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2011 г. по делу № А33-15404/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 января 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Акционерного коммерческого банка "РОСБАНК" в лице Восточно-Сибирского филиала
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
о признании недействительным предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий от 04.10.2010 № 601,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Я. Драчевой,

установил:

открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк "РОСБАНК" в лице Восточно-Сибирского филиала обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю о признании недействительным предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий от 04.10.2010 № 601 (с учетом заявления об изменении предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление принято к производству суда. Определением от 11.11.2010 возбуждено производство по делу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон (их представителей).
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
04.10.2010 заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В. вынесено предписание № 601 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в соответствии с которым Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ "РОСБАНК" обязали в том числе:
1. В соответствии с пунктом 2.1 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" организовать и обеспечить проведение сезонной иммунизации против гриппа среди работающего контингента Восточно-Сибирского филиала Акционерного коммерческого банка "РОСБАНК" с охватом не менее 70% от общего количества работающих на предприятии. Срок исполнения: с 10.10.2010 по 01.12.2010.
2. Информировать управление о наименовании учреждения здравоохранения, на базе которого планируется проведение прививок против гриппа, любым способом быстрой связи. Срок исполнения: до 15.10.2010.
3. Обеспечить предоставление информации о проведенных прививках против гриппа работающему контингенту в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в ежедневном режиме с 01.10.2010 и до завершения иммунизации против гриппа.
Ответственность за выполнения настоящего предписания возлагается на Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ "РОСБАНК".
Данное предписание оспорено заявителем в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Правовое регулирование отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно статье 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Пунктом 2 статьи 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Вместе тем, в силу статьи 35 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Согласно статье 1 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки - введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения (пункт 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Аналогичное полномочие главных государственных санитарных врачей и их заместителей предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 вышеприведенного Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу статьи 11 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность (пункт 1).
Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (пункт 4).
Санитарные правила СП 3.1./3.2.1379-03 "Профилактика инфекционных и паразитарных болезней. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", на которые имеется ссылка в оспариваемом предписании, утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 129 (зарегистрированы в Минюсте РФ 18.06.2003 № 4716).
Указанные СП 3.1./3.2.1379-03 устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) (пункт 1.2).
Пунктом 18.1 СП 3.1./3.2.1379-03 установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.06.2008 № 34 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" (зарегистрированы в Минюсте РФ 25.06.2008 № 11881).
Данные санитарно-эпидемиологические правила содержат требования к организации профилактических прививок населению и критерии оценки качества работы лечебно-профилактических организаций, осуществляющих деятельность в области иммунопрофилактики (пункт 1.2).
Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, осуществляют организацию проведения профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, в соответствии с объемом поставленных учреждениям муниципальной системы здравоохранения медицинских иммунобиологических препаратов (статья 6 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней") (пункт 2.3 СП 3.3.2367-08).
Руководитель организации является ответственным за организацию иммунопрофилактики (пункт 2.5 СП 3.3.2367-08).
Из системного толкования приведенных норм законодательства следует, в частности:
- профилактические прививки являются разновидностью санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней;
- решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации;
- финансовое обеспечение проведения профилактических прививок, является расходным обязательством соответствующего бюджета.
Как следует из отзыва ответчика, основаниями для принятия оспариваемого предписания являются Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.09.2010 № 109, а также Решение санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Красноярского края от 16.09.2010 № 14.
Однако, согласно пункту 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.09.2010 № 109 "Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезоне 2010 - 2011 гг." (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2010 № 18615) руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы рекомендовано: своевременно выделить ассигнования на закупку противогриппозных вакцин против гриппа для вакцинации сотрудников.
Пунктом 4 названного Постановления организация и проведение в осенний период 2010 года иммунизации против гриппа контингентов групп риска, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок, детей, - посещающих дошкольные учреждения, школьников, студентов, медицинских работников и работников образования, транспорта, коммунальной сферы, а также взрослых старше 60 лет возложена на руководителей управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
Следовательно, указанное Постановление не уполномочивает ответчика на выдачу предписания, возлагающего на хозяйствующий субъект обязанности по организации и обеспечению проведения сезонной иммунизации против гриппа.
Решением санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Красноярского края от 16.09.2010 № 14 на руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действительно возложена обязанность принять неотложные меры по организации иммунизации против гриппа среди работающего населения с охватом не менее 70% от числа работающих в каждом предприятии экономики и организации сферы обслуживания (пункт 9). При этом Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю указано подготовить и направить в адрес юридических лиц соответствующие предписания.
Вместе с тем, Положение о санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Красноярского края утверждено Постановлением Правительства Красноярского края от 12.02.2009 № 72-п.
Согласно пункта 1.1 названного Положения о санитарно-противоэпидемической комиссии комиссия является постоянным коллегиальным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления, организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан по предупреждению возникновения, распространения и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения на территории Красноярского края.
В силу Раздела 3 Положения о санитарно-противоэпидемической комиссии Комиссия вправе:
взаимодействовать с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления и организациями;
привлекать к работе Комиссии в установленном порядке организации, экспертов, консультантов;
запрашивать в установленном порядке у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, организаций информационные и иные материалы по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
приглашать на заседания Комиссии представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций.
Указанным Положением других прав санитарно-противоэпидемической комиссии не предоставлено.
Таким образом, решение санитарно-противоэпидемической комиссии само по себе не может выступать в качестве основания для выдачи ответчиком вышеуказанного предписания, адресованного хозяйствующему субъекту.
Указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о превышении управлением своих полномочий при выдаче ОАО АКБ "РОСБАНК" в лице Восточно-Сибирского филиала оспариваемого предписания от 04.10.2010 № 601.
Названное предписание от 04.10.2010 № 601 не соответствует закону, вынесено без достаточных правовых оснований, неправомерно возлагает на заявителя выполнение вышеуказанных обязанностей (то есть нарушает его права и законные интересы).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

решил:

Требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 04.10.2010 № 601 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.
Проверено на соответствие Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в пользу ОАО АКБ "Росбанк" в лице Восточно-Сибирского филиала 2000 рублей расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2011 по делу № А33-15404/2010
<Предписание службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий является недействительным, поскольку вынесено без достаточных правовых оснований, с превышением полномочий и неправомерным возложением на заявителя обязанностей по выполнению указанных мероприятий>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru