Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 28 сентября 2011 г. № 14-12/50773@

О ПОДТВЕРЖДЕНИИ РАСХОДОВ НА НИОКР

УФНС России по Московской области направляет для сведения и использования в работе разъяснения по вопросу подтверждения налогоплательщиками расходов на НИОКР, изложенные в письме ФНС России от 22.09.2011 № ЕД-4-3/15590@ по следующему вопросу:
- в статье 262 Налогового кодекса Российской Федерации не указано, каким документом может быть подтверждена правомерность отнесения налогоплательщиком произведенных им НИОКР к Перечню научных исследований и опытно-конструкторских разработок, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 988 (далее - Перечень), а также не установлен государственный орган, на который возложена обязанность принятия решения о правомерности отнесения НИОКР к видам, предусмотренным Перечнем. Какими нормативными документами следует руководствоваться налоговому органу при проведении контрольных мероприятий по данному вопросу?
Ответ: Расходами на научные исследования и научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) согласно пункту 1 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются затраты:
1) относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство;
2) на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
При получении положительного результата организация может учитывать расходы на НИОКР при выполнении следующих условий (пункт 2 статьи 262 Кодекса):
- работы (отдельные этапы работ) по осуществлению НИОКР завершены;
- сторонами подписан акт сдачи-приемки;
- результаты НИОКР используются в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Следует учитывать, что подписание акта сдачи-приемки возможно в случае, когда НИОКР для организации осуществляют иные лица. Поэтому если исследования и разработки осуществлялись налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями, то необходимо оформить внутренний документ, подтверждающий завершение работ или их отдельных этапов.
При этом надо учитывать, что произведенные после 1 января 2009 года расходы на НИОКР, которые включены в Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 988 (далее - Перечень), отражаются в составе прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 (абзац 5 пункта 2 статьи 262 Кодекса).
Расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. Одним из условий признания расходов является подтверждение расходов документами, оформленными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 25 Кодекса не содержит перечня документов, которые подтверждают расходы на НИОКР.
В соответствии с нормами статьи 313 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, который осуществляется также в целях обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.
Согласно статье 313 Кодекса подтверждением данных налогового учета, отражающих в том числе порядок формирования сумм доходов и расходов, являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Исходя из изложенного, документальным подтверждением затрат, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, будут являться первичные документы. Это может быть любой документ (название документа не имеет значения), содержащий установленные действующим законодательством Российской Федерации реквизиты.
Таким образом, для признания в целях налогообложения прибыли расходов на НИОКР налогоплательщик может использовать любые соответствующие требованиям пункта 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ первичные документы, подтверждающие виды работ, объем выполненных работ и их стоимость.
При этом соответствие выполняемых НИОКР Перечню должно подтверждаться налогоплательщиком. Такой вывод следует из письма Минфина России от 29.06.2010 № 03-03-06/1/495.
Учитывая, что нормами Кодекса не указано, какими документами может быть подтверждена правомерность отнесения произведенных налогоплательщиком затрат на НИОКР к Перечню, налоговый орган в целях получения дополнительных аргументов может на основании нормы статьи 95 Кодекса привлечь эксперта.
Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и признаваемых в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 устанавливается требование о представлении налогоплательщиками отчетов о выполненных исследованиях (разработках). При этом предусматривается право налогового органа назначить экспертизу представленного отчета.
Указанный Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением отдельных положений, - для которых Законом предусмотрены иные сроки вступления их в силу.

Советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
М.Н. Семенов




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> УФНС РФ по МО от 28.09.2011 № 14-12/50773@
"О подтверждении расходов на НИОКР"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru