Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. по делу № А50-15152/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 25 октября 2011 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Торопицина С.В., судей Алексеева А.Е., Трефиловой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бородиной В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ивчанского Олега Степановича (ИНН 590403952652, ОГРН 304590436200614)
к Администрации города Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460),
третье лицо - Департамент дорог и транспорта Администрации города Перми (ИНН 5906056650, ОГРН 1045900994292),
об оспаривании нормативного правового акта в части,
при участии:
от заявителя - Шуклин С.А. представитель по доверенности от 30.09.2010, предъявлен паспорт,
от Администрации города Перми - Виноградов Ю.О. представитель по доверенности от 15.07.2011, предъявлен паспорт,
от Департамента дорог и транспорта Администрации города Перми - Виноградов Ю.О. представитель по доверенности от 15.07.2011, предъявлен паспорт,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

установил:


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац второй пункта 3.1.2 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 № 443, а не абзац первый пункта 3.1.2.

Индивидуальный предприниматель Ивчанский Олег Степанович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Перми (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о признании недействующими пунктов 3.1.1, 3.1.2 (абзац 1), 3.1.3 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 № 443, в редакции Постановления Администрации г. Перми от 03.09.2009 № 577 (далее - Порядок предоставления субсидий), в части применения при расчете размера субсидий: отчета об оценке качества; уровня качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров; коэффициента оценки качества "%К" (с учетом принятых судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнений заявленных требований, л.д. 55).
Определением от 29.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент дорог и транспорта Администрации города Перми (далее - Департамент) (л.д. 1-2).
В порядке, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ, произведена замена председательствующего судьи Мещеряковой Т.И. на судью Торопицина С.В. (л.д. 77).
В обоснование заявленных требований предприниматель указывает, что оспариваемые пункты Порядка предоставления субсидий определяют размер субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, с учетом коэффициента оценки качества "%К". В результате применения указанного коэффициента заявитель в период с мая по август 2010 года был полностью лишен субсидий. По мнению ИП Ивчанского О.С., установление данного коэффициента оценки качества является бюджетной санкцией, не предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о полном возмещении причиненных убытков.
Орган местного самоуправления требования не признал и полагает, что спор неподведомственен арбитражному суду, права заявителя оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены, установление коэффициента оценки качества не может быть квалифицировано как бюджетная санкция, поскольку является способом определения бюджетной субсидии. Кроме того, оценка качества осуществлялась только по одному параметру - количество невыполненных перевозчиком рейсов, иные параметры не учитывались.
Департамент поддержал позицию Администрации.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между Департаментом (организатор перевозок) и ИП Ивчанским О.С. (перевозчик) заключен договор от 18.09.2009 № 64-2009 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми. Пунктом 1.1 указанного договора определено, что перевозчик принял на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 44 "деревня Мостовая - микрорайон Кислотные дачи". В соответствии с пунктом 2.2.7 договора от 18.09.2009 № 64-2009 организатор перевозок обязан ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, перечислять перевозчику 1/60 обязательной субсидии в размере 75 033 рубля при достижении 100% качества выполнения перевозок на маршруте в соответствии с Порядком предоставления субсидий (л.д. 10-19).
В период с мая по август 2010 года предприниматель осуществлял пассажирские перевозки на маршруте регулярных перевозок города Перми № 44 "деревня Мостовая - микрорайон Кислотные дачи", что подтверждается актами центральной диспетчерской службы о выполнении перевозчиком объемов транспортной работы (л.д. 67-70).
Письмом от 28.03.2011 Департамент проинформировал предпринимателя о том, что сумма баллов по выявленным несоответствиям параметров качества за май 2010 года составила 250,4, оценка качества 2,5, процент качества 0%; за июнь 2010 года - 261,6 баллов, оценка качества 2,62, процент качества 0%; за июль 2010 года - 468,0 баллов, оценка качества 4,68, процент качества 0%; за август 2010 года - 232,0 балла, оценка качества 2,32, процент качества 0% (л.д. 31-36).
Доказательств выплаты заявителю субсидий с мая по август 2010 года в порядке пункта 2.2.7 договора от 18.09.2009 № 64-2009 материалы дела не содержат.
Считая, что пункты 3.1.1, 3.1.2 (абзац 1), 3.1.3 Порядка предоставления субсидий в части применения при расчете размера субсидий: отчета об оценке качества; уровня качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров; коэффициента оценки качества "%К" не соответствуют Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Бюджетному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, ИП Ивчанский О.С. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействующими.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ, полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 9 Постановления от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии со статьями 6.1, 8, 9, 59.1 Устава города Перми Администрация является органом городского самоуправления, которая вправе принимать постановления по вопросам местного значения, в том числе по вопросу создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
15.07.2009 Администрацией принято Постановление № 443 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения", которое опубликовано 21.07.2009 в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь.
Поскольку указанное Постановление принято органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на установление, изменение и прекращение существующих правоотношений, следовательно, Постановление от 15.07.2009 № 443 является нормативным правовым актом.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 192 Арбитражного процессуального кодекса часть 4 отсутствует.

Частями 1, 4 статьи 192 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания частей 4, 5 статьи 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов в сферах поименованных в пункте 1 части 1 указанной статьи, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Статьей 78 Закона № 131-ФЗ определено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 информационного письма от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", по существу Закон № 131-ФЗ установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что Постановление от 15.07.2009 № 443 является нормативным правовым актом, принято органом местного самоуправления, затрагивает права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в сфере перевозок пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения), спор о проверке законности указанного Постановления подведомственен арбитражным судам.
Доводы Администрации в указанной части (о неподведомственности спора арбитражному суду) подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании процессуального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 3 Постановления Администрации от 08.11.2006 № 2179 "Об опубликовании муниципальных правовых актов и иной официальной информации" с 01.01.2007 официальным печатным органом для опубликования информации о размещении муниципальных заказов средство массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
Постановление от 15.07.2009 № 443 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения" опубликовано 21.07.2009 в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь.
Постановление Администрации от 03.09.2009 № 577 "О внесении изменений в отдельные постановления администрации города Перми" вносящее изменения в Постановление от 15.07.2009 № 443 (редакция, в которой заявитель оспаривает постановление), опубликовано 08.09.2009 в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь.
Таким образом, Постановление от 15.07.2009 № 443 в оспариваемой редакции (Постановление от 03.09.2009 № 577) опубликовано в средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых Администрацией.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 8 Устава города Перми к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Следовательно, Постановление от 15.07.2009 № 443, в редакции Постановления от 03.09.2009 № 577, принято в пределах полномочий Администрации.
Пунктом 3 Постановления от 15.07.2009 № 443 установлено, что постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Постановлением Администрации от 03.09.2009 № 577 "О внесении изменений в отдельные постановления администрации города Перми" в Постановление от 15.07.2009 № 443 внесены изменения, - в заголовке, пунктах 1, 2 исключены слова "распределенным на конкурсной основе" (опубликовано 08.09.2009 в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь; вступило в силу с момента официального опубликования (пункт 8)).
Пунктом 3.1.1 Порядка предоставления субсидий установлено, что при определении размеров субсидий используются следующие отчетные данные:
отчет муниципального учреждения "Горпассажиртранс" об удельном весе поездок отдельных категорий пассажиров, использующих проездные документы,
отчет муниципального учреждения "Горпассажиртранс" о количестве проданных проездных документов по видам,
отчет об оценке качества.
В соответствии с пунктом 3.1.2 указанного Порядка размер субсидий при перевозке пассажиров по маршруту определяется ежемесячно и зависит от:
уровня качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров,
количества реализуемых проездных документов для отдельных категорий пассажиров,
размера обязательной субсидии, установленного в договоре.
Согласно пункту 3.1.3 Порядка предоставления субсидий размер субсидий на маршруте оформляется по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, рассчитывается по формуле:

                              n
                  РС = (ОС + SUM (УВi x РВЗi)) x %К, где
                             i=1

ОС - размер обязательной субсидии при достижении 100%-ного качества выполнения перевозок на маршруте, определенный в договоре,
УВi - удельный вес поездок пассажиров, пользующихся i-м видом проездного документа, на данном маршруте в общем количестве поездок пассажиров, пользующихся i-м видом проездного документа, по данным последнего обследования пассажиропотока,


РВЗi - расчетная величина возмещения затрат от перевозки отдельных категорий пассажиров по i-му проездному документу,
%К - процент качества, изменяющийся в пределах от 0 до 100 в зависимости от оценки качества перевозки, выполняемой организатором пассажирских перевозок в соответствии с Порядком оценки качества перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, распределенных на конкурсной основе, согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
Постановлением Администрации от 28.09.2010 № 589 "О внесении изменений в отдельные правовые акты администрации города Перми" (опубликовано 01.10.2010 в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь; вступает в силу с момента официального опубликования (пункт 5)) в Постановление от 15.07.2009 № 443 внесены изменения, в соответствии с которыми в пункте 3.1.1 Порядка предоставления субсидий абзац 4 (отчет об оценке качества) изложен в следующей редакции: отчет муниципального учреждения "Горпассажиртранс" о выполнении транспортной работы на поселенческих маршрутах городского сообщения города Перми.
Пункт 3.1.3 изложен в следующей редакции:
Расчет размера субсидий на маршруте оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и рассчитывается по формуле:

                                    n
                   РС = ОС x %ВР + SUM (УВi x РВЗi), где
                                   i=1

ОС - размер обязательной субсидии, установленный в договоре при выполнении 100% плановых рейсов за месяц;
УВi - удельный вес поездок пассажиров, пользующихся i-м видом проездного документа, на данном маршруте в общем количестве поездок пассажиров, пользующихся i-м видом проездного документа, по данным отчета муниципального учреждения "Горпассажиртранс" об удельном весе поездок отдельных категорий пассажиров, использующих проездные документы, с учетом процента выполнения плановых рейсов за отчетный месяц;
РВЗi - расчетная величина возмещения затрат от перевозки отдельных категорий пассажиров по i-му проездному документу;
%ВР - процент выполнения плановых рейсов по данным отчета муниципального учреждения "Горпассажиртранс" за месяц.
Таким образом, оспариваемые заявителем пункты 3.1.1, 3.1.3 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Администрации от 15.07.2009 № 443, в редакции Постановления Администрации от 03.09.2009 № 577, содержащие показатель отчет об оценке качества и коэффициента оценки качества "%К", действовали в период с момента утверждения указанного Порядка, - 21.07.2009, и до внесения в него изменений Постановлением Администрации от 28.09.2010 № 589, - 01.10.2010.
С 01.10.2010 показатель отчет об оценке качества заменен на отчет муниципального учреждения "Горпассажиртранс" о выполнении транспортной работы на поселенческих маршрутах городского сообщения города Перми, а коэффициент оценки качества "%К" заменен на процент выполнения плановых рейсов по данным отчета муниципального учреждения "Горпассажиртранс" за месяц (%ВР). Пункт 3.1.2 остался без изменений и действует по настоящее время.
Соответственно, на момент обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отдельных положений постановления, а также на дату принятия судом решения по настоящему делу, размер субсидий перевозчикам определяется без учета коэффициента оценки качества "%К".
Вместе с тем, оснований для прекращения производства по делу об оспаривании нормативного правового акта в обжалуемой части по мотиву прекращения его действия не имеется, поскольку применение указанного коэффициента могло привести к нарушению прав предпринимателя в части получения последним субсидий.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.01.2010 № 12939/09 по делу № A38-421/2009.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат по осуществлению перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения.
Правом на получение субсидий обладают юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - перевозчики), осуществляющие пассажирские перевозки автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми на основании договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми (пункт 2.1 Порядка предоставления субсидий).
Условиями предоставления субсидий перевозчикам является выполнение условий договора, в том числе осуществление перевозки пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, а также пассажиров, имеющих проездные документы, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Пермского края, нормативными правовыми актами города Перми (пункт 2.2.2 Порядка предоставления субсидий).
При определении размеров субсидий используются, в частности, следующие отчетные данные, - отчет муниципального учреждения "Горпассажиртранс" об удельном весе поездок отдельных категорий пассажиров, использующих проездные документы; отчет муниципального учреждения "Горпассажиртранс" о количестве проданных проездных документов по видам (пункт 3.1.1 Порядка предоставления субсидий).
Размер субсидий при перевозке пассажиров по маршруту определяется ежемесячно и зависит, в том числе, от количества реализуемых проездных документов для отдельных категорий пассажиров (пункт 3.1.2 Порядка предоставления субсидий).
Расчет величины возмещения затрат от перевозки отдельных категорий пассажиров на маршруте по виду проездного документа производится исходя из установленного тарифа на перевозку пассажиров на маршруте, количества проданных проездных документов, стоимости проездных документов, количества поездок по видам проездных документов (пункт 3.1.4 Порядка предоставления субсидий).
Из приложений № 1 и 3 к Порядку предоставления субсидий усматривается, что размер субсидий, а также величина возмещения затрат определяется в разрезе отдельных категорий пассажиров по видам проездного документа - учащихся учреждений высшего и среднего специального образования дневной формы обучения; учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; жителей города Перми, имеющих право на трудовую пенсию по старости.
Системный анализ названных положений показывает, что Порядок предоставления субсидий регулирует организацию возмещения перевозчикам выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий пассажиров, использующих проездные документы, посредством выплаты субсидий.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 указано, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Из названных положений следует, что публично-правовое образование, установив определенные льготы и преимущества по провозной плате, обязано компенсировать убытки (выпадающие доходы) перевозчикам. На территории муниципального образования город Пермь таким нормативным актом, регулирующим размер возмещения, является Порядок предоставления субсидий.
Вместе с тем, введя в пунктах 3.1.1, 3.1.2 (абзац 1), 3.1.3 Порядка предоставления субсидий такой показатель как уровень (оценка) качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров, орган местного самоуправления поставил сумму выплачиваемой субсидии в зависимость от коэффициента оценки качества "%К", который принимает значение от 0 до 100 процентов. При этом, исходя из формулы определения размера субсидии РС = (ОС + SUM (УВi x РВЗi)) x %K (пункт 3.1.3 Порядка предоставления субсидий), субсидия может составить 0 рублей, т.е. перевозчик может полностью лишиться субсидии.
Пунктом 3.1.3 Порядка предоставления субсидий установлено, что коэффициент оценки качества "%К" определяется в соответствии с Порядком оценки качества перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, распределенных на конкурсной основе, согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
Расчет процента качества оформляется по форме согласно приложению № 2 к Порядку оценки качества и определяется исходя из значения оценки качества перевозки:
если значение оценки качества перевозки на маршруте больше либо равно 0,90, то процент качества равен 0 (ноль) процентов,
если значение оценки качества перевозки на маршруте меньше либо равно 0,35, то процент качества равен 100 (сто) процентов,
если значение оценки качества перевозки на маршруте меньше 0,90 и больше 0,35, то процент качества рассчитывается по формуле:

%К = (0,9 - ОК) x 100 / 55 x 100%,

где, %К - процент качества перевозки на маршруте, ОК - оценка качества перевозки на маршруте (пункт 7 приложения № 2 к Порядку предоставления субсидий).
Оценка качества перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, распределенных на конкурсной основе, определяется по формуле: ОК = СБ / (МСБ x КГ), где

ОК - оценка качества перевозки пассажиров на поселенческом маршруте регулярных перевозок городского сообщения,
СБ - сумма баллов по выявленным несоответствиям параметров качества на маршруте за отчетный период,
МСБ - максимальная сумма баллов по несоответствиям параметров качества на 1 график (принимается равным 20, - пункт 5 приложения № 2 к Порядку предоставления субсидий),
КГ - количество графиков на маршруте (пункт 3 приложения № 2 к Порядку предоставления субсидий).
Сумма баллов по выявленным несоответствиям параметров качества на маршруте, набранная перевозчиком за отчетный период (СБ), определяется в соответствии с приложением № 1 к Порядку оценки качества (пункт 4 приложения № 2 к Порядку предоставления субсидий), в котором содержится 53 параметра качества, - соблюдение перевозчиком утвержденного маршрута движения; соблюдение перевозчиком установленного графика движения; выполнение перевозчиком рейсов с отметками в контрольных пунктах через автоматизированную систему контроля ЦДС; информация, размещенная на бортах автобуса, согласована с организатором пассажирских перевозок; информация в салоне автобуса согласована с организатором пассажирских перевозок; информация в салоне автобуса размещена на специально отведенном для этого месте; информация, размещенная в салоне автобуса, не ограничивает обзор из окон пассажирам; автобус укомплектован книгой жалоб и предложений, заверенной печатью департамента; автобус укомплектован схемой маршрутов городского пассажирского транспорта; автобус оборудован передним, боковым, задним указателями маршрутов с номером, остановочными пунктами маршрута; автобус оборудован передним, боковым, задним указателями маршрутов в соответствии с требованиями законодательства; автобус укомплектован информацией о действующем тарифе на проезд и провоз ручной клади; автобус укомплектован информацией о контролирующем органе; автобус укомплектован информацией о перевозчике; автобус укомплектован информацией о местах для пассажиров с детьми и инвалидов; автобус укомплектован информацией о местах расположения огнетушителей, кнопки экстренной остановки, аптечки; автобус укомплектован информацией о местах входа-выхода, аварийных выходах с указанием способа их использования; автобус укомплектован информацией о фамилии, имени, отчестве водителя и кондуктора, обслуживающих данный автобус; автобус укомплектован Правилами пользования городским пассажирским транспортом общего пользования на территории города Перми; справочно-информационные материалы (формы представления) в салоне автобуса утверждены организатором пассажирских перевозок; перевозчиком произведена своевременная замена справочно-информационных материалов при загрязнении, ветхости; наличие при осуществлении перевозок пассажиров схемы маршрута с указанием опасных участков, согласованной с организатором пассажирских перевозок; наличие при осуществлении перевозок пассажиров машинного расписания, соответствующего графику движения автобуса; наличие при осуществлении перевозок пассажиров действительного талона техосмотра; наличие при осуществлении перевозок пассажиров путевого листа; наличие копии лицензии; наличие при осуществлении перевозок пассажиров лицензионной карточки на автобус; наличие при осуществлении перевозок пассажиров документа, подтверждающего имущественное право на автобус; перевозчиком обеспечен ежедневный предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей; перевозчиком обеспечен предрейсовый технический осмотр автобусов в соответствии с действующим законодательством; перевозчиком обеспечено техническое обслуживание подвижного состава; водители автобусов имеют категорию, квалификацию, опыт и стаж работы, иные профессиональные характеристики и состояние здоровья, соответствующие требованиям положений и инструкций по обеспечению безопасности дорожного движения, действующих на автомобильном транспорте; персонал перевозчика соблюдает общепринятые нормы поведения; перевозчиком обеспечено объявление названия каждого остановочного и следующего за ним пункта; перевозчиком при изменении маршрута обеспечено объявление об этом на каждой остановке; кондуктор соблюдает правила продажи билетной продукции; водитель соблюдает нормы вместимости автобуса; персонал осуществляет перевозку в униформе; водитель и кондуктор не курят в салоне автобуса; водитель отправляет автобус от остановки с закрытыми дверями после высадки и посадки пассажиров; водитель производит посадку в автобус и выход пассажиров из автобуса на остановочном пункте; водитель использует для посадки в автобус и выхода пассажиров из автобуса все двери; водитель не разговаривает по сотовому телефону во время движения; Водитель осуществляет остановки по требованию; в салоне не распространяется через громкоговорители и(или) локальные звуковоспроизводящие устройства музыка; салон автотранспортного средства укомплектован: поручнями, сиденьями, осветительными приборами и др.; внешнее состояние автотранспортного средства соответствует нормам технической безопасности; обеспечен хороший обзор через лобовое и боковые стекла автобуса; соблюдение общей опрятности салона автобуса; персонал поддерживает пол автобуса в чистом виде; в 5-дневный срок перевозчиком устранены выявленные нарушения условий выполнения перевозок пассажиров; использование перевозчиком необходимого оборудования, при возникновении чрезвычайной ситуации (или ее угрозе) в течение 2 часов выделен подвижной состав и обеспечена эвакуация населения с территорий, представляющих опасность для жизнедеятельности людей.
Каждому параметру качества соответствует удельный балл от 0,1 до 1. Количество выявленных несоответствий умножается на удельный балл по соответствующему параметру качества, а затем суммируется.
Принимая во внимание формулу определения оценки качества (ОК = СБ / (МСБ x КГ)), при установлении более 18 несоответствий по одному графику на маршруте, показатель "ОК" принимает значение 0,9 (18/20) и, как следствие, коэффициент оценки качества "%К" равен 0 (ноль) процентов.
Однако, из анализа 53 параметров качества, по которым определяется сумма баллов по выявленным несоответствиям параметров качества на маршруте, следует, что большинство из них никак не связаны с возмещением перевозчикам выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий пассажиров, использующих проездные документы.
Более того, установленный Порядком предоставления субсидий расчет субсидий, с учетом коэффициент оценки качества "%К", позволяет уменьшить размер субсидии до 0 рублей. Следовательно перевозчик может полностью лишиться субсидии, даже при условии фактического осуществления перевозок пассажиров, что противоречит Закону № 131-ФЗ, Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Ссылки Администрации и Департамента на то, что оценка качества осуществлялась только по одному параметру - количество невыполненных перевозчиком рейсов, а иные параметры не учитывались, судом рассмотрены и отклонены, поскольку проверка соответствия нормативного правового акта иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, осуществляется вне зависимости от применения либо неприменения его отдельных положений.
Кроме того, из акта центральной диспетчерской службы о выполнении перевозчиком объемов транспортной работы за май 2010 года следует, что предприниматель должен был выполнить 2627 рейсов, фактически он осуществил 2314 рейса (л.д. 67). Количество выявленных нарушений за месяц по параметру качества - выполнение перевозчиком рейсов с отметками в контрольных пунктах через автоматизированную систему контроля ЦДС - 313 (2627 рейсов - 2314 рейсов) (л.д. 33).
Применяя Порядок предоставления субсидий, сумма баллов по выявленным несоответствиям параметров качества на маршруте за отчетный период "СБ" составит 250,4 (313 рейсов x 0,8 баллов). Оценка качества перевозки "ОК" определяется по формуле ОК = СБ / (МСБ x КГ) и составит 2,5 (250,4 / (20 x 5), где 5 - количество графиков у заявителя на маршруте (л.д. 67)). Поскольку оценка качества перевозки больше 0,9, то процент качества "%К" равен 0 процентов, соответственно, сумма субсидии, подлежащая выплате ИП Ивчанскому О.С., будет равняться нулю.
Таким образом, при наличии фактического осуществления предпринимателем перевозок пассажиров в мае 2010 года (2314 рейсов), заявитель полностью утратил право на компенсацию выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий пассажиров, использующих проездные документы. Следовательно, установление оспариваемых показателей (коэффициента оценки качества "%К"), во взаимосвязи с порядком их определения, нарушает права перевозчиков на возмещение убытков от перевозки отдельных категорий граждан.
При таких обстоятельствах, пункты 3.1.1, 3.1.2 (абзац 1), 3.1.3 Порядка предоставления субсидий в оспариваемой редакции, в части применения при расчете размера субсидий: отчета об оценке качества; уровня качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров; коэффициента оценки качества "%К" подлежат признанию недействующими, как несоответствующие Закону № 131-ФЗ, Гражданскому кодексу Российской Федерации.
При этом, признание указанных пунктов недействующими не означает невозможность установления органом местного самоуправления при определении размера субсидий, направленных на компенсацию перевозчикам выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий пассажиров, показателей и формул, непосредственно связанных с объемом выпадающих доходов (выполнения плановых рейсов за отчетный месяц, количество проданных проездных документов, количество поездок по определенному виду проездного документа и другие).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 года № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ", законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Учитывая, что заявленные требования предпринимателя удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, перечисленной по чек-ордеру от 26.07.2011 года № 37 (л.д. 5), подлежат взысканию с Администрации, нормативный акт которой оспаривался в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 168-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

решил:

1. Признать недействующими пункты 3.1.1, 3.1.2 (абзац 1), 3.1.3 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 № 443, в редакции Постановления Администрации г. Перми от 03.09.2009 № 577, в части применения при расчете размера субсидий: отчета об оценке качества; уровня качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров; коэффициента оценки качества "%К", как несоответствующие Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданскому кодексу Российской Федерации.
2. Взыскать с Администрации города Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460) в пользу индивидуального предпринимателя Ивчанского Олега Степановича (ИНН 590403952652, ОГРН 304590436200614) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информация о деле, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы размещена в сети Интернет на соответствующих сайтах Арбитражного суда Пермского края по адресу - perm.arbitr.ru, и Федерального арбитражного суда Уральского округа - fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
С.В.ТОРОПИЦИН

Судьи
А.Е.АЛЕКСЕЕВ
Е.М.ТРЕФИЛОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", № 84, 08.11.2011


Решение Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2011 по делу № А50-15152/2011
<О признании недействующими пункта 3.1.1, абзаца второго пункта 3.1.2, пункта 3.1.3 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 № 443 (ред. от 03.09.2009) в части применения при расчете размера субсидий: отчета об оценке качества; уровня качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров; коэффициента оценки качества "%К">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru