Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2011 г. по делу № 33-1194/2011г.

Судья Иванова Л.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Яроцкой Н.В.
судей Хряпиной Е.П., Ениславской О.Л.
при секретаре С.А.А.
рассмотрела в судебном заседании 13 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе Главы Администрации Плюсского района С.А.В. на решение Плюсского районного суда Псковской области от 8 августа 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Плюсского района удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации городского поселения "Плюсса" и Администрации Плюсского района по организации местного самоуправления в части выполнения требований об организации благоустройства территории поселения, организации осуществления мероприятий по работе с детьми в поселении, незаконным.
1. Обязать Администрацию городского поселения "Плюсса" в срок до 01.09.2011 года устранить следующие нарушения:
- произвести скос травяного покрова, расположенного на территории стадиона;
- очистить от ржавчины и покрасить спортивные конструкции, а непригодные к использованию убрать.
2. Обязать Администрацию Плюсского района в срок до 01.06.2012 года устранить следующие нарушения:
- спортивную площадку у Плюсской средней школы под названием "стадион" очистить, разровнять и освободить от посторонних предметов;
- привести конструкции спортивной площадки в надлежащее техническое состояние и сделать занятия на них безопасными;
- заменить асфальтовое покрытие на игровых площадках для ручного мяча, расположенных в центре п. Плюсса, на соответствующее СанПиН 2.4.4.1251-03;
- привести беговую дорожку в соответствии с предъявленными требованиями (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Хряпиной Е.П., объяснения представителя Администрации Плюсского района Е.А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Лепихиной М.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Плюсского района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского поселения "Плюсса" о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части выполнения требований об организации благоустройства территории поселения, организации осуществления мероприятий по работе с детьми в поселении.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 28 Устава муниципального образования городского поселения "Плюсса" пункты 24 и 32.2 отсутствуют, имеются в виду подпункты 24 и 32.2 пункта 2 статьи 28.

В обоснование требований ссылался на статью 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", пункт 21 части 1 статьи 14 и часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункты 24, 32.2 статьи 28 Устава муниципального образования городского поселения "Плюсса", Постановление Администрации Псковской области от 26 мая 2008 года № 147 "Об утверждении регионального стандарта обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями", Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 апреля 2003 года № 27 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03".
В обоснование требования указал, что при проведении соблюдения указанного законодательства выявлено, что спортивная площадка возле МОУ "Плюсская средняя общеобразовательная школа" находится в состоянии, не соответствующем указанным санитарным нормам и правилам: футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых спортивных игр имеют нескошенный травяной покров, беговая дорожка не имеет твердого, хорошо дренирующего покрытия, на дорожке имеются ямы различных размеров, спортивные конструкции (турник, качели, лабиринт, горки, брусья) сломаны, покрыты ржавчиной, имеют сколы краски, на всей территории имеются камни, осколки кирпичей, на волейбольной и баскетбольной площадках в центре п. Плюсса нет травяного покрытия.
В ходе рассмотрения дела, с учетом соглашения между городским поселением "Плюсса" и Плюсским муниципальным районом о передаче части полномочий, изменил свои требования и просил признать незаконным бездействие Администрации Плюсского района в части выполнения требований об организации благоустройства территории поселения, организации осуществления мероприятий по работе с детьми в поселении и обязать Администрацию Плюсского района в срок до 01.06.2012 года очистить, разровнять и освободить от посторонних предметов спортивную площадку у Плюсской средней школы, привести конструкции спортивной площадки в надлежащее техническое состояние и сделать занятия на них безопасными; заменить асфальтовое покрытие на игровых площадках для ручного мяча, расположенных в центре п. Плюсса, на соответствующее СанПиН 2.4.4.1251-03; привести беговую дорожку на спортивной площадке возле Плюсской средней школы в соответствии с предъявленными требованиями (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Представитель ответчика Администрации городского поселения "Плюсса" иск не признал, указав, что спортивная площадка у МОУ "Плюсская средняя общеобразовательная школа" не является муниципальной собственностью, в реестре муниципальной собственности городского поселения не учтена, за счет муниципальных денежных средств произведено благоустройство спортивных площадок и скверов города на общую сумму 2,4 млн. руб., денежные средства на обустройство спортивной площадки, расположенной возле МОУ "Плюсская средняя общеобразовательная школа", у муниципального образования отсутствуют. Указал, что в соответствии с Соглашением между городским поселением "Плюсса" и Плюсским муниципальным районом о передаче части полномочий обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения приняла Администрация Плюсского муниципального района.
Представитель ответчика Администрации Плюсского муниципального района иск не признал, указав, что спортивная площадка у МОУ "Плюсская средняя общеобразовательная школа" находится на землях поселений, собственность на которые не разграничена, земельный участок во владение юридических лиц не предоставлялся, как объект права и как плоскостное спортивное сооружение не сформирована. Требования привести площадку в надлежащее состояние фактически сводятся к строительству нового спортивного сооружения, однако строительство стадиона на указанном месте запланировано в соответствии с Областной целевой программой "Развитие сети спортивных плоскостных сооружений в Псковской области в 2008 - 2010 годах", для чего составлено техническое задание и запланировано 5 млн. руб. из бюджета области. Данный проект до настоящего времени не реализован, строительство спортивной площадки (стадиона) требует значительных бюджетных средств, которые у городского поселения и муниципального района отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, МОУ "Плюсская средняя общеобразовательная школа" иск поддержал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Глава Администрации Плюсского района ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности, кассатор указывает на то, что строительство стадиона в п. Плюсса предусмотрено Областной целевой программой "Развитие сети спортивных плоскостных сооружений в Псковской области в 2008 - 2010 годах" за счет средств бюджета области. Возложение на Администрацию муниципального района обязанности по строительству стадиона за счет муниципальных средств противоречит положениям статьи 38 Федерального закона № 329-ФЗ от 04 декабря 2007 года, и конституционному принципу организации местного самоуправления, и положениям Федерального закона № 131-ФЗ от 96 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми полномочия, закрепляемые за органами местного самоуправления иными нормативными правовыми актами, должны соответствовать перечню вопросов местного значения (конкретизировать его), если же они выходят за рамки вопросов местного значения, то они понимаются как делегированные государственные полномочия и должны быть закреплены только законом с передачей соответствующих финансовых ресурсов, а в противном случае не подлежат исполнению органами местного значения. Строительство стадиона не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Данные полномочия возложены на субъект Российской Федерации. Указывает, что в соответствии с локальной сметой на благоустройство стадиона по решению суда потребуется 4 534 083,60 руб., такие денежные средства на благоустройство в бюджете муниципального района отсутствуют. Кроме того, Администрация района является лишь исполнителем бюджета, и не формирует бюджет района.
Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что спортивная площадка, расположенная на землях поселений, возле МОУ "Плюсская средняя общеобразовательная школа" плоскостным спортивным объектом, в понимании регионального стандарта обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 26 мая 2008 года № 147, не является, поскольку в качестве такового в установленном порядке сформирована не была. Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что спортивные сооружения на ней были установлены в разные периоды времени разными лицами, в том числе по личной инициативе. Земельный участок под возникшей таким образом спортивной площадкой как объект права не сформирован, спортивная площадка (стадион) в реестре муниципальной собственности городского поселения "Плюсса" и Плюсского муниципального района не включена. Прилегающая территория используется МОУ "Плюсская средняя общеобразовательная школа" для занятий спортом в связи с отсутствием у школы собственной спортивной площадки.
Однако данные обстоятельства не являются достаточным основанием для возложения на Администрацию Плюсского муниципального района обязанности по организации спортивной площадки в данном конкретном месте.
Действительно, в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного назначения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта к полномочиям органов местного самоуправления относятся популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения, организация проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований, осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.
В соответствии со статьей 38 названного Федерального закона РФ к расходным обязательствам муниципальных образований относятся обеспечение условий и иных мер для развития на территориях муниципальных районов, поселений, городских округов физической культуры и массового спорта.
Строительство плоскостных спортивных сооружений является одной из мер по обеспечению развития физической культуры и массового спорта.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ пункт 14 отсутствует, имеется в виду подпункт 14 пункта 1 статьи 14.

Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также к вопросам местного значения поселения относит обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (п. 14).
Однако органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью и решают иные вопросы местного значения.
Соответствующего решения органа местного самоуправления о создании плоскостного спортивного сооружения для занятия физической культурой и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения на указанном прокурором земельном участке возле МОУ "Плюсская средняя общеобразовательная школа" не принималось. Такой объект не сформирован в установленном порядке, не включен в реестр муниципального имущества, в связи с чем отсутствуют основания для возложения обязанности на орган местного самоуправления по приведению такой спортивной площадки в состояние, соответствующие требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, то есть фактически - по строительству такой площадки.
Органом местного самоуправления принято и реализовано решение о строительстве иных спортивных комплексов. Так, из отзыва Администрации городского поселения "Плюсса" следует, что в пос. Плюсса проведены следующие работы по благоустройству поселка и созданию условий для развития физической культуры и массового спорта, работы с детьми: строительство спортивной площадки у библиотеки, детский парк у библиотеки, игровая площадка на ул. Промышленной, все придомовые территории многоэтажных домов обеспечены песочницами, обустроены скверы у дома культуры, по ул. Школьной, ул. Коммунальной, ул. В.Гнаровской, в текущем году ведется строительство детской площадки по ул. Ленина (Юбилейной), планируется строительство катка в районе больницы.
При разрешении заявленных требований следовало также учесть то обстоятельство, что строительство стадиона в пос. Плюсса по ул. В.Гнаровской было включено в Областную целевую программу "Развитие сети спортивных плоскостных сооружений в Псковской области в 2008 - 2010 годах" за счет средств бюджета области, в связи с чем разработано техническое задание, в том числе на проектно-изыскательские работы. Решения о передачи обязанности по строительству стадиона органу местного самоуправления и передачей соответствующего финансирования полномочными органами принято не было. Региональный стандарт обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями утвержден постановлением Администрации Псковской области в целях утверждения областным целевых программ в области физической культуры и спорта и для органов местного самоуправления носит рекомендательный характер (п. 2 Постановления № 147 от 26 мая 2008 года).
В связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, решение суда первой инстанции в части возложения на Администрацию Плюсского района обязанности очистить, разровнять и освободить от посторонних предметов спортивную площадку у Плюсской средней школы, привести конструкции спортивной площадки в надлежащее техническое состояние и сделать занятия на них безопасными, привести беговую дорожку в соответствии с предъявленными требованиями (СанПиН 2.4.4.1251-03) подлежит отмене.
То обстоятельство, что асфальтовое покрытие на игровых площадках для ручного мяча, расположенных в центре п. Плюсса, не соответствуют СанПиН 2.4.4.1251-03, представителем Администрации Плюсского района не оспаривается. С учетом соглашения между городским поселением "Плюсса" и Плюсским муниципальным районом о передаче части полномочий решение суда первой инстанции в части возложения на Администрацию Плюсского муниципального района обязанности замены покрытия на указанных спортивных площадках соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, с ним соглашается судебная коллегия.
Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления отнесены благоустройство территории поселения и обеспечение безопасности людей на территории поселения, то решение суда в части признания бездействия незаконным и возложения на Администрацию городского поселения "Плюсса" обязанности произвести скос травяного покрова и убрать непригодные к использованию спортивные сооружения возле МОУ "Плюсская средняя общеобразовательная школа", также является законным и обоснованным, с ним соглашается судебная коллегия.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Плюсского районного суда Псковской области от 08 августа 2011 года отменить в части возложения обязанности Администрации Плюсского района в срок до 01.06.2012 года устранить следующие нарушения:
- спортивную площадку у Плюсской средней школы под названием "стадион" очистить, разровнять и освободить от посторонних предметов;
- привести конструкции спортивной площадки в надлежащее техническое состояние и сделать занятия на них безопасными;
привести беговую дорожку в соответствии с предъявленными требованиями (СанПиН 2.4.4.1251-03).
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.ЯРОЦКАЯ

Судьи
Е.П.ХРЯПИНА
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Псковского областного суда от 13.09.2011 по делу № 33-1194/2011г.
<Решение суда первой инстанции в части возложения на Администрацию района обязанности по организации спортивной площадки подлежит отмене, поскольку такой объект не сформирован в установленном порядке, не включен в реестр муниципального имущества, строительство стадиона на указанном месте запланировано областной программой, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по строительству такой площадки>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru