ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. № 610-П
О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2025 ГОДА
В целях определения основных направлений семейной политики Саратовской области до 2025 года Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
семейной политики Саратовской области до 2025 года.
2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции
семейной политики Саратовской области до 2025 года при решении задач в области семейной политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при планировании и осуществлении мероприятий в области семейной политики руководствоваться положениями Концепции семейной политики Саратовской области до 2025 года.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 2 ноября 2011 г. № 610-П
КОНЦЕПЦИЯ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
Введение
Концепция семейной политики Саратовской области до 2025 года (далее - Концепция) определяет общую стратегию, систему взглядов, исходных положений, принципов и приоритетов государственной семейной политики.
В основу Концепции положены основные принципы Конвенции ООН о правах ребенка, Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области и учитывает основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии
социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Концепции
демографической политики Саратовской области на период до 2025 года.
Концепция принимает во внимание:
результаты предыдущего этапа реализации государственной семейной политики в Саратовской области (2006 - 2010 годы);
изменения, происходящие в институте семьи, приводящие к возникновению и распространению многообразия форм семьи, особенности социального положения различных типов семей, интересы семьи, родителей и детей в современном обществе;
особенности этнического состава, культурные традиции, социально-экономические условия, географические и демографические особенности Саратовской области;
накопленный опыт социальной работы и социальной поддержки семьи, родительства и детства, методологические, теоретические и практические принципы, регулирующие взаимоотношения семьи и государства;
результаты научных исследований положения семьи, родительства и детства в Саратовской области, заинтересованность семьи и домашних хозяйств в направлениях и формах государственной помощи, ресурсы и возможности социальных служб по обеспечению социальной поддержки, сравнительный анализ опыта зарубежных стран и субъектов Российской Федерации по реализации мер семейной политики;
предложения и рекомендации органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций по осуществлению семейной политики Саратовской области:
возможности организационной системы по реализации семейной политики Саратовской области.
Семейная политика является составной частью социальной политики и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи.
Концепция устанавливает систему целей, задач и основных направлений реализации семейной политики в сфере социальной защиты, охраны здоровья, образования, воспитания, организации досуга семей с детьми.
Объектом семейной политики является семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли семьи в решении разнообразных проблем. Семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер семейной политики.
В качестве исходного ориентира для модели семьи принят тип благополучной семьи, под которой понимается семья, которая:
осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение и воспитание трех и более детей;
в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием законодательно определенных мер ее поддержки;
разработка и применение технологий социальной инклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
усиление ориентации системы социального обслуживания на семью;
совершенствование профилактической и реабилитационной работы с семьями путем внедрения межведомственных моделей патроната различных типов семей (благополучных, проблемных, кризисных, асоциальных, аморальных, антисоциальных), а также выпускников интернатных учреждений;
создание условий для обеспечения доступности дошкольного образования, развитие вариативных форм дошкольного образования, а также негосударственного сектора образовательных услуг в системе дошкольного образования области;
развитие инклюзивных моделей обучения и воспитания детей-инвалидов;
развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития и воспитания детей, освоения ценностей культуры;
проведение мероприятий по оказанию поддержки талантливым детям и молодежи;
формирование системы подготовки молодых людей к браку.
5. Профилактика насилия в семье:
формирование системы мониторинга случаев семейного насилия, создание единой информационной базы данных по семейному насилию с разграничением прав доступа;
совершенствование системы межведомственного взаимодействия по оказанию эффективной помощи пострадавшим от насилия в семье;
разработка и создание системы психологической реабилитации лиц, осуществивших насилие в семье, в целях изменения их насильственного поведения;
создание единообразной системы обучения специалистов, работающих со случаями семейного насилия, организаций разной ведомственной принадлежности, включая специалистов социальных служб и правоохранительных органов;
поддержка создания пострадавшими от насилия в семье групп взаимопомощи, привлечение волонтеров для оказания помощи пострадавшим;
формирование нетерпимого общественного мнения к насилию в семье, реализация просветительских программ по профилактике насилия в семье среди молодежи, проведение информационных кампаний о ресурсах, возможностях и услугах, доступных пострадавшим от насилия в семье;
поддержка гражданской инициативы и взаимодействие с негосударственными организациями, ведущими социальную работу с семьей, детьми, подростками и пожилыми людьми.
6. Повышение престижа семейного образа жизни:
регулярное отражение статистической и социологической информации о положении семей, проживающих в Саратовской области, в средствах массовой информации, научных журналах, в специальной литературе;
проведение социально значимых мероприятий, направленных на повышение престижа семьи;
повышение уровня информированности населения об учреждениях и комплексе услуг, предоставляемых семьям и детям различных категорий;
проведение мероприятий по реализации информационных проектов средств массовой информации, интернет-ресурсов, направленных на освещение и формирование ценностей устойчивой полной семьи с тремя и более детьми, семейного образа жизни, семейных форм воспитания детей, позитивного опыта становления молодых семей, ответственного материнства и отцовства, пропаганду здорового образа жизни, профилактику жестокого обращения с детьми, предупреждение насилия в семье;
освещение в средствах массовой информации благотворительной и добровольческой деятельности по оказанию помощи и поддержки семье и детям, защите материнства, детства и отцовства;
привлечение средств массовой информации для освещения действий органов государственной власти и местного самоуправления области по защите прав и законных интересов детей, социальной поддержке семей и оказанию содействия в решении их социальных проблем;
изготовление и размещение социальной рекламы, направленной на формирование позитивного имиджа семьи;
размещение информации в средствах массовой информации о ходе реализации Концепции для формирования общественного мнения и имиджа специалистов, работающих с семьей.
V. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
совершенствование областного законодательства, регулирующего вопросы семейной политики и защиты прав детей;
постоянную целенаправленную деятельность государственных органов и учреждений, направленную на сохранение и укрепление семьи, совершенствование межведомственного взаимодействия, создание и развитие структурных подразделений, занимающихся вопросами социальной политики в отношении семьи;
разработку и выполнение областных целевых программ, планов мероприятий, направленных на решение задач в области семейной политики, ежегодную их корректировку;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с семьей;
взаимодействие с общественными, религиозными и благотворительными организациями в решении проблем семьи;
формирование общественного мнения и поддержку гражданских инициатив, направленных на реализацию семейной политики;
создание механизма экспертизы проектов правовых актов области по вопросам защиты семьи и детей с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В ходе реализации Концепции ожидается получение следующих результатов:
повышение уровня доходов и имущественной обеспеченности семей (индикатор 1 - доля семей с детьми, получающих детские пособия, в общем количестве семей с детьми, индикатор 2 - доля безработных родителей, имеющих детей, в общем числе безработных);
улучшение уровня состояния здоровья детей и родителей (индикатор 1 - уровень общей заболеваемости взрослых, индикатор 2 - уровень общей заболеваемости детей, индикатор 3 - уровень младенческой смертности, индикатор 4 - доля жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности населения области);
повышение уровня обеспеченности жильем семей с детьми (индикатор - доля семей, получивших жилье, от общего числа семей состоящих на учете на получение жилых помещений);
повышение доступности образования детей (индикатор 1 - доля детей, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей дошкольного возраста, индикатор 2 - доля детей-инвалидов, охваченных инклюзивным образованием, от общего числа детей-инвалидов, способных к обучению);
укрепление института семьи (индикатор 1 - общий коэффициент разводимости, индикатор 2 - доля детей, рожденных вне брака, индикатор 3 - доля социальных сирот от общего числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индикатор 4 - доля многодетных семей в общем числе семей с детьми).
Ключевым индикатором оценки результатов реализации Концепции будет являться "Доля семей с детьми, жизнедеятельность которых соответствует стандартам качества и уровня жизни семей с детьми".