Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. по делу № 37-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 30.05.2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 14.06.2011 г.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике;
Члены Комиссии:
Железина Л.А. - начальник отдела естественных монополий и рекламы;
Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы.
от заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "К.": С. - директор,
от ответчика - Муниципального предприятия "У.": К. - юрисконсульт, Т. - главный инженер,
рассмотрев дело № 37-АМЗ-2011 по признакам нарушения МП "У." (юридический адрес: <...>) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Чувашское УФАС России 22.02.2011 г. обратилось ООО "К." с заявлением о выставлении МП "У." в счете на оплату за отопление за январь 2011 года, кроме размера платы за потребленную тепловую энергию, согласно показаний прибора учета тепловой энергии, дополнительной платы за потребление сетевых ресурсов в объеме 48,343 Гкал.
В заявлении сообщается, что между ООО "К." и МП "У." заключен договор № 241 на отпуск тепловой энергии от 11.01.2011 года. По условиям договора Общество должно оплачивать потребленную тепловую энергию ежемесячно согласно показаниям приборов учета тепловой энергии. За январь 2011 г. ООО "К." потреблено 116,13 Гкал тепловой энергии. Однако МП "У." выставило в счете на оплату № 41 от 18.02.2011 г. дополнительно 48,343 Гкал за потребление сетевых ресурсов.
В связи с данными обстоятельствами, ООО "К." просит рассмотреть правомерность действий МП "У." по взиманию дополнительной платы за потребление сетевых ресурсов.
В целях рассмотрения заявления и на основании пункта 3.24 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, Чувашское УФАС России запросило от МП "У." письменное объяснение на заявленное с обоснованием требования дополнительной платы за сетевой ресурс при наличии прибора учета у заявителя.
ООО "К." в письме от 02.03.2011 г. № 13-2 сообщило Чувашскому УФАС России о том, отношения по оплате с МП "У." урегулированы и оплата, согласно заверений руководителя МП "У." будет предъявлена по показаниям прибора учета, без требования платы за сетевой ресурс.
МП "У." в пояснении от 17.03.2011 г. № 165 сообщило, что выставленные за январь т.г. счет на оплату от 18.02.2011 г. № 41 и счет-фактура от 27.01.2011 г. № 142 на сумму 209 586 руб. 93 коп., включающие: 125 409 руб. 95 коп. - за отопление и 52 206 руб. 09 коп. - за потребление сетевых ресурсов, признаны недействительными, в связи с допущенной ошибкой в расчетах. В отношении размера оплаты за январь будет произведен перерасчет и оплата за потребление сетевых ресурсов будет исключена.
Позже, после осуществления перерасчета за потребление тепловой энергии за январь т.г. ООО "К." была выставлена плата за потребленную теплоэнергию по нормативам потребления, а не по показаниям прибора учета.
Вышеуказанные действия МП "У.", по мнению заявителя, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии.
В заседание Комиссии, представитель ООО "К." представил копии документов, свидетельствующие о наличии прибора учета тепловой энергии у ООО "К.", об ограничении МП "У." подачи тепловой энергии (акта от 18.03.2011 г.), копии платежных документов и справку ООО "К." об осуществлении расчета за потребляемую тепловую энергию по показаниям прибора учета.
Представители ответчика доводы заявителя не признали, пояснив, что ООО "К." при заключении договора на отпуск тепловой энергии никаких претензий по изменению условий договора в части осуществления платы по нормативам в адрес МП "У." не направляло. В договоре оговоривается, что плата за потребленные ресурсы определяется расчетным путем. МП "У." является новым поставщиком тепловой энергии для ООО "К.", поэтому согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя для допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию потребитель должен представлять документы, а МП "У." не обязано собирать документы у потребителей. Письмо о наличии прибора учета тепловой энергии у ООО "К." в адрес МП "У." поступило только 09.02.2011 г. Однако этих документов, согласно Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, недостаточно для коммерческого учета тепловой энергии, поэтому за январь т.г. первоначально счет на оплату, был выставлен ошибочно и заменен на другой, предусматривающий оплату по объему здания, а не по показаниям прибора учета, определенную согласно условиям договора.
Представитель ООО "К." не согласился с данными возражениями и сообщил, что письмо о принятии тепловых счетчиков на учет ООО "К." было направлено в адрес МП "У." 11.01.2011 г. Первоначально счет-фактура на оплату потребленной теплоэнергии выставлялась МП "У." 27.01.2011 г. по показаниям прибора учета, что свидетельствует о наличии у МП "У." сведений о показаниях прибора учета. Обстоятельство обращения ООО "К." в Чувашское УФАС России с жалобой на необоснованность требования платы за сетевой ресурс, явилось основанием выставления счета на оплату по нормативу, а не показаниям прибора учета тепловой энергии, расчетный размер которой значительно превышает размер платы по показаниям прибора учета.
Представитель ООО "К." также указал, что переход от одной ресурсоснабжающей организации к другой произошел в середине отопительного сезона по причинам, не зависящим от потребителя, но при этом прибор учета ООО "К." был введен в эксплуатацию до начала отопительного сезона и принят в эксплуатацию как коммерческий, отвечающий требованиям Правил учета тепловой энергии.
МП "У." владело информацией о наличии прибора учета тепловой энергии у ООО "К.", т.к. представители МП "У." приходили и осматривали узел учета тепловой энергии Общества, снимали показания прибора учета, поэтому первоначально и был предъявлен счет к оплате по показаниям прибора учета, но дополнительно с объемом сетевого ресурса.
Кроме того, ООО "К." оплатило за отопление за январь т.г., согласно выставленной счет-фактуре первоначально, без оплаты за сетевой ресурс. За февраль оплатило полностью по счет-фактуре, выставленной согласно показаниям прибора учета тепловой энергии. Однако 18.03.2011 г. МП "У." было произведено ограничение подачи тепловой энергии, со ссылкой на неоплату потребленной тепловой энергии.
При рассмотрении дела и исследования документов, представленных в материалы дела Комиссия установила следующее.
Согласно статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Взаимные расчеты между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за поставку и потребление тепловой энергии регулируются Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. № Вк-4936 (далее - Правила).
Согласно пункту 1.1 требования указанных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Правил расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил.
Таким образом, потребители тепловой энергии должны оплачивать тепловую энергию, полученную по договору на отпуск и потребление тепловой энергии с энергоснабжающей организацией, на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих.
Порядок отпуска тепловой энергии и расчета за потребленную энергию установлен в пункте 2.6 договора № 241 от 11.01.2011 г., заключенного между МП "У." и ООО "К." на отпуск тепловой энергии. Условием данного договора предусмотрено, что расчет количества фактически потребляемой тепловой энергии может быть определен в соответствии с прибором учета, установленным потребителем (ООО "К."). За отпущенную тепловую энергию потребитель должен оплачивать энергоснабжающей организации стоимость единицы тепловой энергии и стоимость услуг по передаче тепловой энергии, установленных Постановлением Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам № 42-10/т от 30.11.2010 г.
Довод МП "У." об отсутствии сведений о наличии у ООО "К." коммерческого прибора учета тепловой энергии, Комиссией признается несостоятельным в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ) к общим принципам организации отношений и в сфере теплоснабжения относятся:
обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;
обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;
обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;
Основами государственной политики в сфере теплоснабжения является обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных настоящей статьей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что переход от одной ресурсоснабжающей организации к другой произошел в середине отопительного сезона по причинам, не зависящим от потребителя, а согласно решения собственника тепловых сетей о передаче участка тепловых сетей от ООО "Канашский завод технологический оснастки" МП "У.".
В целях обеспечения надежности теплоснабжения статья 20 Закона № 190-ФЗ определяет подлежащим проверке потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения на предмет готовности к отопительному периоду.
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с безопасностью электрических и тепловых установок, тепловых сетей, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
В силу части 5 статьи 20 Закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации обязаны организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии и обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Часть 6 указанной статьи Закона определяет, что проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Учитывая, что смена теплоснабжающих организаций произошла уже в период отопительного сезона, данное обстоятельство свидетельствует о том, что проверкой готовности к отопительному периоду отопительной системы ООО "К." установлено ее соответствие требованиям к работе.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети. Таким образом, при заключении договора стороны договоры должны были согласовать точку поставки тепловой энергии и ее обследовать.
Согласно части 2 статьи 19 Закона № 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Точка учета тепловой энергии и теплоносителя - это место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии и теплоносителя для целей коммерческого учета (часть 24 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).
В силу части 5 статьи 20 Закона № 190-ФЗ организация коммерческого учета приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии лежит на МП "У.", поэтому при заключении договора вопросы исследования места подключения, разграничения эксплуатационной ответственности и наличие (отсутствие) прибора учета у потребителя подлежали проверке именно теплоснабжающей организацией.
Другой довод ответчика, обосновывающий определение объема тепловой энергии расчетным путем, согласно условий договора, Комиссией также признается несостоятельным в силу следующих обстоятельств.
Комиссия, исследовав условия договора № 241 на отпуск тепловой энергии от 11.01.2011 г., заключенный между заявителем и ответчиком установила, что предметом договора является договор теплоснабжения и условия договора (пункты 2.6, 2.7) предусматривают два варианта расчета потребленной тепловой энергии.
Наличие прибора учета тепловой энергии позволяло заявителю предположить, что расчет потребленной тепловой энергии будет осуществляться по показаниям прибора учета.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона № 190-ФЗ осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
отсутствие в точках учета приборов учета;
неисправность приборов учета;
нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Таким образом, действующее законодательство не допускает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем при наличии прибора учета тепловой энергии у потребителя.
Одновременно статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Следовательно, МП "У." обязано было заключить договор теплоснабжения, отвечающий требованиям вышеизложенных законоположений.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в т.ч. действия
3) по навязыванию контрагенту условий договора, не выгодных для него или экономически или технологически необоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 4 ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности естественных монополий и силу статьи 3 этого же закона под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством товаров в условиях естественной монополии и согласно статьи 8 закона не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 5 Федерального закона, а не части 1, 5.

Согласно частей 1, 5 ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
С учетом исследованных документов представленных в материалы дела: устава Муниципального предприятия "У.", статистической отчетности Форма № 1-предприятие за 2010 г., предприятие осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии и перетранспортировке тепловой энергии через ЦТП от чужих источников тепла МП "У." является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в пределах границ своих тепловых сетей в г. Канаш.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв с 16.30 час. 27.05.2011 г. до 14.00 час. 30.05.2011 г.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к заключению о совершении МП "У." действий, нарушающих требования пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", в связи с необоснованным требованием оплатить ООО "К." за потребленную в январе 2011 года теплоэнергию в размере определенном расчетным путем, отказываясь от определения размера платы за теплоэнергию по показаниям коммерческого прибора учета тепловой энергии.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать МП "У." нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", в связи с необоснованным требованием оплатить ООО "К." за потребленную в январе 2011 года теплоэнергию в размере определенном расчетным путем, отказываясь от определения размера платы за теплоэнергию по показаниям коммерческого прибора учета тепловой энергии.
2. Выдать МП "У." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
В.И.СОКОЛОВА
А.Р.ГАДИЛОВА

Решение может быть обжаловано в суд в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Чувашского УФАС РФ от 14.06.2011 по делу № 37-АМЗ-2011
<О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции, энергосбережения, теплоснабжения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru