Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Донских В.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
с участием представителя заявителя (ООО "Н") Г. (доверенность <...>), представителей ответчика (мэрия города Новосибирска) Ч. (доверенность <...>), рассмотрев дело № 24 от 20.04.2011 по признакам нарушения мэрией города Новосибирска (ул. Красный проспект, 50, город Новосибирск, 630091) части 1 статьи 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции",

установила:

В Новосибирское УФАС России обратилось с заявлением ООО "Н" (вх. № 1677 от 09.03.2011) на действия мэрии г. Новосибирска по отказу в предоставлении земельного участка для размещения гостиницы и центра обслуживания туристов.
Заявитель сообщил, что мэрия г. Новосибирска отказала в просьбе выделить ему в аренду земельный участок площадью около 0,65 га, расположенный <...> (с предварительным согласованием места расположения), для строительства гостиницы, центра обслуживания туристов, без указания причин такого отказа.
ООО "Н" считает, что указанные действия мэрии г. Новосибирска необоснованно препятствуют его деятельности и содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Заявитель представил копии:
- письма департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 08.12.2010 № 15315-5/13;
- решения Арбитражного суда Новосибирской области от 21.02.2011 по делу № А45-408/2011;
- жалобы ООО "Н" на имя мэра г. Новосибирска № 08112010-ж.
На запрос Новосибирского УФАС России мэрия города Новосибирска сообщила, что ООО "Н" обращалось в мэрию с заявлением о выборе земельного участка от 19.07.2011. К заявлению были приложены:
- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 12.10.2009;
- схема зонирования и расположения земельного участка.
Заявление было рассмотрено в соответствии с Земельным кодексом РФ и Порядком подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о представлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 26.01.2005 № 71. По результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение отказать ООО "Н" в размещении заявленного объекта. Отказ был оформлен постановлением мэрии города Новосибирска от 01.10.2010 № 2660 "Об отказе в размещении объекта".
По мнению мэрии г. Новосибирска, закон не установил органу местного самоуправления обязанность при утверждении решения об отказе в размещении объекта обосновывать такой отказ.
Мэрия г. Новосибирска представила копии:
- заявления ООО "Н" от 19.07.2010 № 190710-зм с приложениями;
- постановления мэрии города Новосибирска от 01.10.2010 № 2660 "Об отказе в размещении объекта";
- протокола комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска от 09.09.2010 № 295.
Из представленных сведений и документов следует, что ООО "Н" в соответствии с ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ обратилось с заявлением о выборе земельного участка площадью около 0,65 га (улица <...> г. Новосибирска) и предварительном согласовании места размещения объекта (гостиницы, центра обслуживания туристов).
Мэрия города Новосибирска постановлением от 01.10.2010 № 2260 "Об отказе в размещении объекта" на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска отказала ООО "Н" в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. <...> г. Новосибирска.
Указанный отказ не мотивирован, в том числе комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска.
Отказ мэрии г. Новосибирска был обжалован ООО "Н" в Арбитражный суд Новосибирской области, который решением от 21.02.2011 по делу № А45-408/2011 удовлетворил требования ООО "Н":
- признал незаконным немотивированный отказ в выборе земельного участка для размещения вышеуказанного объекта;
- обязал повторно рассмотреть заявление ООО "Н" с принятием решения о предварительном согласовании места размещения или мотивированного решения об отказе в размещении объекта.
На запрос Новосибирского УФАС России (исх. № 05-1422 от 08.03.2011) мэрия г. Новосибирска также не обосновала (не указала причины и основания) отказ в размещении объекта ООО "Н", пояснив, что закон не обязывает орган местного самоуправления при утверждении решения об отказе в размещении объекта приводить обоснование такого отказа (исх. № 3853-7/13 от 30.03.2011).
Однако в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Действия мэрии города Новосибирска, выразившиеся в необоснованном отказе ООО "Н" в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. <...> г. Новосибирска, нарушают ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", так как они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По существу дела мэрия города Новосибирска пояснила следующее.
В ходе рассмотрения заявления ООО "Н" был произведен градостроительный анализ, в рамках которого был направлен запрос в адрес МУП г. Новосибирска "Г" о возможности размещения объекта на запрашиваемой ООО "Н" территории. МУП г. Новосибирска "Г" сообщило (письмо от 24.08.2010 № 57692), что по земельному участку предполагаемой застройки проходят магистральные напорные канализационные коллекторы 2Д = 800 мм от КНС-20, обеспечивающие прием стоков от р.п. Краснообск, пос. Левые Чемы и большей части Кировского района. Территория для эксплуатации коллекторов не может входить в отвод земельного участка и требует резервирования.
Кроме того, 26.08.2010 комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол № 294, подпункт 10.3) было принято решение об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - объектов водоснабжения и водоотведения местного значения по ул. <...> в Кировском районе.
11.10.2010 на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол № 294, подпункт 10.3) было издано Постановление мэрии города Новосибирска № 2916 "Об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения".
В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для муниципальных нужд осуществляется (среди прочих) в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ определяет порядок резервирования земель для муниципальных нужд, который установлен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
Согласно п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.


Согласно ст. 27 Устава города Новосибирска мэрия города Новосибирска входит в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска.
Постановление мэрии города Новосибирска № 2916 от 11.10.2010 является муниципальным правовым актом, который направлен на резервирование земель для муниципальных нужд в полном соответствии с требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства.
На заседании Комиссии представитель мэрии города Новосибирска Ч. поддержал ранее изложенную позицию мэрии.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам:
1. Поскольку ст. 31 Земельного кодекса РФ предусматривает: обязанность органа местного самоуправления обеспечивать выбор земельного участка путем реализации процедур, предусмотренных законом; право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ в размещении объекта, то данный отказ возможен только по основаниям, установленным законом и выявленным в ходе реализации указанных процедур.
Таким образом, вывод мэрии об отсутствии обязанности у органа местного самоуправления мотивировать отказ в размещении объекта необоснован и противоречит содержанию и смыслу ст. 31 Земельного кодекса РФ.
2. Отсутствие у хозяйствующего субъекта сведений о причине отказа в выборе земельного участка для размещения объекта создает препятствование осуществлению его деятельности, поскольку хозяйствующие субъекты не могут планировать свою деятельность (обжаловать отказ в выборе данного земельного участка или, с учетом имеющихся объективных препятствий для согласования этого земельного участка, обратиться за согласованием другого земельного участка).
3. Указанные действия мэрии города Новосибирска могут негативно повлиять на эффективность функционирования товарного рынка и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Основания для прекращения рассматриваемого дела отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать мэрию города Новосибирска нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" путем немотивированного отказа ООО "Н" в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. <...> г. Новосибирска, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи мэрии города Новосибирска предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: выдать ООО "Н" мотивированное решение об отказе в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. <...> г. Новосибирска.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
В.А.ДОНСКИХ





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 мая 2011 г. № 20

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Донских В.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 18.05.2011 по делу № 24 от 20.04.2011 о нарушении мэрией города Новосибирска (ул. Красный проспект, 50, город Новосибирск, 630091) части 1 статьи 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. Мэрии города Новосибирска в срок до 03.06.2011 устранить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившееся в немотивированном отказе ООО "Н" в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. <...> г. Новосибирска, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. С целью исполнения настоящего предписания мэрии города Новосибирска необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: выдать ООО "Н" мотивированное решение об отказе в размещении объекта - гостиницы, центра обслуживания туристов по ул. <...> г. Новосибирска.
3. Об исполнении настоящего предписания мэрии города Новосибирска сообщить в Новосибирское УФАС России до 08.06.2011, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Н.П.КАМНЕВА
В.А.ДОНСКИХ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского УФАС РФ от 18.05.2011
<О нарушении органом местного самоуправления антимонопольного законодательства, выразившемся в немотивированном отказе в предоставлении юридическому лицу земельного участка>
(вместе с предписанием Новосибирского УФАС РФ от 18.05.2011 № 20)

Решение
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru