Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


ПРОКУРАТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГОРОДА БАРНАУЛА

ИНФОРМАЦИЯ

от 10 ноября 2011 г. № 04-01-2011

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
(СТ. 20 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Федеральным законом № 242-ФЗ от 18.07.2011 в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, дополняющие и конкретизирующие вопросы государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и некоторые другие.
Указанным законом в оборот введено понятие "государственный жилищный надзор", под которым понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Как следует из комментируемой статьи, предметом проверки (при осуществлении государственного жилищного надзора) является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Также законодателем названы органы государственного жилищного надзора и определены права (полномочия) должностных лиц таких органов.
Большинство из указанных полномочий ранее были известны правоприменителю и широко использовались в своей деятельности. Например, основу проверок жилищными инспекциями, созданными на уровне субъектов Российской Федерации, составляли права на получение информации и документов на основании запросов из органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; на посещение территорий и расположенных на них многоквартирных домов, помещении общего пользования многоквартирных домов.
Реализация указанных прав сопровождалась и сопровождается до настоящего времени обязательным соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В связи с этим, возникает вопрос о возможности реализации нововведений ст. 20 ЖК РФ - таких прав органов жилищного надзора, как проверка соответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерности утверждения условий этого договора и его заключения.
По смыслу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - ФЗ № 294) основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Иных оснований для проведения внеплановых проверок органами государственного контроля законом не предусмотрено.
Возникает вопрос: каким образом органам государственного жилищного надзора провести проверку соответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, или, например, правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом?
Представляется, что при построении своей работы контрольно-надзорные органы должны исходить из следующего.
В силу ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ № 294 последний регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Системное и буквальное толкование указанных норм позволяет заключить, что в государственный жилищный надзор включается деятельность надзорных органов, которая реализуется с соблюдением требований ФЗ № 294 (выездные, документарные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и деятельность, которая под действие ФЗ № 294 не подпадает.
Вместе с тем, деятельность, не связанная с исполнением ФЗ № 294, должна соответствовать следующим условиям (критериям).
Во-первых, в предмет проверки не должна входить деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Фактически должны проверяться действия граждан (по выбору управляющей организации, утверждению условий договора управления многоквартирным домом, утверждению положений устава ТСЖ), отраженные в соответствующих документах (протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, договор управления многоквартирным домом, устав ТСЖ).
Во-вторых, проверяемые документы должны быть представлены самим заявителем, поскольку иным образом получение документов невозможно и приведет к нарушению ФЗ № 294.
В-третьих, при проверке и выявлении нарушений закона органы государственного жилищного надзора не вправе принимать какие-либо меры принудительного характера в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (направлять предписания, возбуждать дела об административных правонарушениях). Результат проверки в обязательном порядке должен сообщаться заявителю, который вправе использовать официальный ответ государственного органа при обращении в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов. Не исключена возможность информирования государственным органом лиц, использующих в своей работе документы, принятые в нарушение требований закона. Например, руководителю управляющей организации возможно указать, что утвержденные общим собранием собственников помещений многоквартирного дома условия договора управления, предложенные или используемые управляющей организацией, не соответствуют требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Изложенная позиция не претендует на абсолютную правоту, однако, представляется, что вполне применима при осуществлении государственного жилищного надзора.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса
А.И.ЗАЙЦЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Информация Прокуратуры Железнодорожного района города Барнаула от 10.11.2011 № 04-01-2011
"Некоторые вопросы правового регулирования государственного жилищного надзора (ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации)"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru