УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 2 августа 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 2 августа 2011 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - зам. руководителя управления Г.И. Жданова,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- специалиста-эксперта Т.С. Амелькиной,
рассмотрев дело № 59 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований ч. 7 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП У. <...> - представитель <...>, установила:
В городе Грязи Липецкой области, на фасаде здания гипермаркета "Л", расположенного по адресу: <...>, специалистом-экспертом отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России - Т.С. Амелькиной 8 июля 2011 года была зафиксирована распространявшаяся реклама следующего содержания: "А"_Натяжные потолки_кондиционеры_КРЕДИТ!_<...>". Данная реклама была сфотографирована фотоаппаратом марки "Panasonic".
П. 1 ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Посредством телефонного звонка было установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП У. В связи с этим в адрес ИП У. за № 2719-04 от 13.07.2011 был сделан письменный запрос о предоставлении информации. В ответ ИП У. представила: копию договора, заключенного с ЗАО "К", № Б 23 возмездного оказания услуг от 01.12.2010 по предоставлению 2 мест, расположенных на стекле фасада здания гипермаркета "Л", для размещения рекламных носителей с приложением; копию соглашения № 18/11-2010-ЛИП от 22.11.2010, заключенного с ООО "Р", о предоставлении кредита банком с приложениями.
Договор ИП У. с рекламоизготовителем не был представлен, т.к. не заключался между сторонами по причине того, что оформлением рекламы занималась сама ИП У.; макет рекламы был изготовлен самим вышеуказанным индивидуальным предпринимателем и не был согласован с рекламопроизводителем; счета и чеки, подтверждающие оплату заказа, также не были представлены, т.к. не сохранились. Данные факты являются нарушением ст. 12 ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", которая гласит: "Рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное".
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" связано с непредоставлением информации потребителю в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "кредиты", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара (на практике непонятно, какое лицо оказывает услуги кредитования: ООО "Р" или ИП У., из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными условиями).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В рекламе ИП У. указан вид финансовой услуги, а именно "кредитование", которую оказывает ООО "Р" при приобретении товаров у вышеуказанного индивидуального предпринимателя, и в связи с этим, руководствуясь ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I "О банках и банковской деятельности": "Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации".
Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Наименование юридического лица включает в себя, кроме непосредственного названия, также обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
Таким образом, реклама ИП У., распространяемая в городе Грязи Липецкой области, на фасаде здания гипермаркета "Л", расположенного по адресу: <...>, не содержит обязательного наименования банка, предоставляющего финансовую услугу, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с указанными выше фактами реклама ИП У. содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "А"_Натяжные потолки_кондиционеры_КРЕДИТ!_<...>", поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
2. Выдать ИП У. предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
от 2 августа 2011 года
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - зам. руководителя управления Г.И. Жданова,
членов Комиссии: начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- специалиста-эксперта Т.С. Амелькиной
на основании своего решения
от 2 августа 2011 г. по делу № 59 о признании ненадлежащей рекламы: "А"_Натяжные потолки_кондиционеры_КРЕДИТ!_<...>" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП У. <...> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, которая содержит нарушения ч. 7 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
2. ИП У. <...> представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1
настоящего предписания до 23 августа 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.