Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 28 июля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 1 августа 2011 г.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Жданова Г.И. - зам. руководителя - начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России;
членов Комиссии:
Гребенщикова М.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Ивановой И.А. - государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Ягодиной Л.О. - специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
в присутствии:
от ООО "В":
представителей по доверенности <...>,
от заявителя <...>:
представителя по доверенности <...>,
рассмотрев дело № 72 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "В" (далее - ООО "В", Общество, хозяйствующий субъект) (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес УФАС по Липецкой области 17.06.2011 поступило заявление от гражданина <...> № 54-з по вопросу правомерности действий общества с ограниченной ответственностью "В" по отключению гражданину водоснабжения, а также произведенного гражданину перерасчета за потребленную воду в соответствии с постановлением Правительства № 167 от 12 февраля 1999 года.
Так, в заявлении указано, что ООО "В" оказывает гражданину <...> услугу водоснабжения на условиях согласно договору № 109511 от 29.08.2007, а также с учетом выданного разрешения на подключение к городскому водопроводу домов частного сектора от 09.06.1998 № 1250.
27 мая 2011 года, а также 06.06.2011 сотрудниками ООО "В" были составлены акты технического осмотра водопроводно-канализационных устройств у абонента с прилагаемыми фотоснимками.
В данных актах указано, что в колодце имеются две врезки в водопровод, одна из которых незаконна. Также указано про имеющееся заземление.
В последующем Общество применило к гражданину меры, предусмотренные Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167 (далее - Постановление № 167, Правила), и меры, указанные в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23 мая 2006 года № 307 (далее - Постановление № 307). Общество прекратило подачу воды гражданину 06.06.2011, а также представило квитанцию на оплату воды в размере 40900 рублей.
Гражданин в своем заявлении указывает, что дополнительных присоединений к магистральному трубопроводу он не осуществлял: в трубопроводе имеется одна врезка и стоит запорный кран, от которого имеется тройник, присоединенный одним концом к запорному крану, от двух других имеется два отвода - в дом и на полив.
При этом ООО "В" предъявляло отдельные счета как за полив приусадебного участка, так и за пользование водой как коммунальной услугой в доме, данные квитанции гражданином оплачивались.
Для полного и всестороннего рассмотрения данного заявления УФАС по Липецкой области в адрес ООО "В", гражданину <...>, в филиал ОАО "М" был направлен письменный запрос о представлении дополнительной информации и документов.
Также для дачи письменных пояснений по вопросу наличия незаконного присоединения к магистральной трубе Липецкое УФАС сделало запрос информации в адрес управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
Согласно представленным письменным пояснениям, полученным от гражданина <...>, следует, что к магистральной трубе имеется одно присоединение (врезка), данный факт гражданин подтверждает представленными фотоснимками, на которых также видно, что произведено отключение водоснабжения от магистральной трубы. Гражданином представлены Разрешение № 1250 на подключение к городскому водопроводу и технические условия на подключение водопровода к дому.
В документах и письменных пояснениях ООО "В" от 29.06.2011 № 899, от 06.07.2011 № 402 Общество утверждает, что из магистральной сети все-таки имеется два присоединения, одно из которых является самовольным, поскольку гражданину выдавалось разрешение на одно присоединение - диаметром 20 мм.
Также хозяйствующий субъект указывает, что на месте законного присоединения имеется заземление от сетей электроснабжения.
Централизованная сеть водоснабжения на улице, где проживает гражданин <...>, находится на балансе ООО "В" и передана вместе с имуществом в безвозмездное пользование администрацией города Грязи от 22.07.2010 № 34.
Ввиду вышеуказанных фактов Обществом были совершены следующие действия:
ООО "В" применило к гражданину п. 78, п. 57 Постановления № 167, согласно которым:
п. 78 гласит: "При обнаружении самовольно возведенного устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и канализации представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства оформляет акт и выписывает владельцу указанных устройств и сооружений, не являющемуся абонентом, платежный документ для оплаты за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, объемы которых определяются в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил. Кроме того, владелец этих устройств и сооружений оплачивает прямой ущерб, нанесенный им организации водопроводно-канализационного хозяйства в результате самовольного пользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Владелец самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации подлежит отключению без уведомления. Затраты, связанные с отключением и возможной ликвидацией этих устройств, оплачиваются их владельцем".
П. 57 гласит: "В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления".
Таким образом, на основе вышеуказанных пунктов ООО "В" произвело отключение гражданина от системы водоснабжения, а также предъявило платежный документ за полученную питьевую воду из расчета, указанного в п. 57, на сумму, равную 40900 руб.
Также Общество указывает, что прекращение предоставления водоснабжения от одного из присоединений было осуществлено на основании того, что оно незаконное (самовольное), технические условия на присоединение и проект на данную врезку отсутствуют, в связи с чем согласно п. 78 Постановления № 167 ООО "В" без уведомления отключило холодное водоснабжение гражданину <...>.
Что касается отключения на месте второго подключения, то оно осуществлено на основании пп. "а" п. 79 Постановления № 307 - "исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляется водоснабжение", поскольку было обнаружено заземление от сетей электроснабжения, приводящее к порче участка централизованного водопровода, как следствие - постоянная угроза возникновения аварийной ситуации, кроме того, имелась угроза причинения вреда здоровью других потребителей.
Проанализировав полученные сведения, можно сделать вывод о наличии в действиях ООО "В" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ООО "В" в своих письменных пояснениях утверждает о совершении гражданином <...> действий по незаконному присоединению к централизованной сети водоснабжения (незаконная врезка).
Под самовольным присоединением к системам водоснабжения или канализации понимается присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий (Постановление № 167).
Водопроводная сеть представляет собой систему трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения (Постановление № 167).
Однако из представленных фотоматериалов, сделанных как хозяйствующим субъектом, так и гражданином <...>, данный факт не находит своего подтверждения, поскольку на представленных снимках имеется одно присоединение к магистральной трубе и, как указывает само ООО "В", диаметр данного присоединения - 20 мм, что соответствует диаметру, указанному в технических условиях. На данном присоединении имеется запорный кран, к которому в последующем гражданин <...> присоединил тройник, через который имеется два отвода - один из которых диаметром 20 мм, другой - 15 мм.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в своих письменных пояснениях указывает на то, что непосредственное присоединение абонента к водопроводной сети выполнено в соответствии с техническими условиями, выданными МУП "В", а именно: ввод в дом осуществлен трубой диаметром 20 мм, с установкой вентиля того же диаметра. Дополнительной врезки непосредственно в уличный водопровод нет. Независимо от количества точек водоразбора вода будет подаваться абоненту из водопроводной сети через единственную врезку диаметром 20 мм.
Исходя из вышеизложенного, следует, что <гражданин> не осуществлял действий по дополнительному (незаконному) присоединению к магистральной трубе, дополнительная врезка в централизованную сеть водоснабжения отсутствует.
Таким образом, хозяйствующий субъект, неправильно применив нормы материального права и неправильно определив количество присоединений, не имел законных оснований для предъявления расчета стоимости потребленной воды через самовольную врезку согласно расчетам по п. 57 Постановления № 167 в связи с отсутствием факта незаконного присоединения.
Согласно п. 2 Постановления № 167 настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Под абонентом же понимается (п. 1 Постановления № 167) юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
Таким образом, Постановление № 167 регулирует отношения, складывающиеся между следующими субъектами: юридическим лицом, а также предпринимателями без образования юридического лица и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
И, как прямо прописано в п. 3, Правила № 167 не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации № 307 от 23.05.2006.
Пункт 1 Постановления № 307 указывает на то, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Таким образом, положения Постановления № 307 регулируют отношения между собственниками жилого дома и ресурсоснабжающей организацией.
Из вышесказанного следует, что в соответствии с действующим законодательством, Правилами о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, взыскание стоимости ресурсов по правилам п. 57, 78 Правил № 167 не предусмотрено. По смыслу указанных нормативно-правовых актов следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно письменным пояснениям ООО "В" действия <гражданина> по присоединению нулевого провода от сетей электроснабжения приводят к порче (быстрому износу) участка магистрального трубопровода (как следствие - постоянная угроза возникновения аварийной ситуации и угроза причинения вреда здоровью других потребителей). Данное обстоятельство послужило основанием применения положения постановления Правительства № 307, пп. "а" п. 79 - "Исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляется водоснабжение".
Также следует учитывать, что согласно пункту 82 того же постановления предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней с момента устранения причин, указанных в пункте 79.
Из представленных материалов следует, что ликвидация провода заземления была осуществлена 06.06.2011 (письмо ООО "В" от 21.07.2011 № 416).
Таким образом, 06.06.2011 были осуществлены действия по устранению причин, указанных в пп. "а" п. 79, что, в свою очередь, возлагает на ресурсоснабжающую организацию обязанность в течение указанного в Постановлении № 307 времени возобновить водоснабжение.
Однако, как указано в письменном акте, представленном <гражданином> и подписанном гражданами <...>, водоснабжение отсутствует по состоянию на 30.07.2011.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении ООО "В" сроков восстановления водоснабжения, указанных в п. 82 Постановления № 307.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела представителями Общества был заявлен довод о том, что в целях надлежащего оказания услуг водоснабжения и неущемления прав <гражданина> рядом с домовладением абонента была установлена водоразборная колонка, откуда он осуществляет потребление воды. Однако данное заявление антимонопольный орган считает несостоятельным и имеющим противоречия с нормами права, поскольку между ООО "В" и <гражданином> действует договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 29.08.2007. По настоящему договору Исполнитель (ООО "В") обязуется подавать Абоненту <...> через присоединенную сеть питьевую воду и принимать сбрасываемые сточные воды. Данный договор между сторонами не расторгнут и продолжает свое действие, соответственно, новый договор на оказание холодного водоснабжения через водоразборную колонку не заключался, как то требуется п. 87 Постановления № 307. Данные действия ООО "В" еще раз указывают на нарушение норм действующего законодательства и ущемление интересов потребителя.
ООО "В" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, на основании приказа Липецкого УФАС России № 28 от 09.03.2011, доля хозяйствующего субъекта на исследуемом рынке составляет менее 65%.
ООО "В" является единственной организацией, оказывающей услуги водоснабжения на территории города Грязи.
Таким образом, положение ООО "В" признано доминирующим на рынке услуг водоснабжения и канализации на территории города Грязи Липецкой области.
Исходя из анализа представленных правовых норм, а также письменных пояснений, ООО "В" нарушило требования постановления Правительства № 307 "О Порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", предусматривающего определенный порядок возобновления водоснабжения, а также незаконно предъявило гражданину <...> требования постановления Правительства № 167, что, в свою очередь, свидетельствует о признаках нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135 "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях ООО "В" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем вменения гражданину <...> факта самовольного (незаконного) присоединения в магистральную трубу водопровода, применения к исполнению требований постановления Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 (которое в силу п. 3 указанного постановления неприменимо в данных правовых отношениях), а также невыполнения п. 82 постановления Правительства № 307 от 23.05.2006, в части возобновления подачи коммунального ресурса.
2. Выдать ООО "В" для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.





ПРЕДПИСАНИЕ
от 1 августа 2011 г. № 72

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Жданова Г.И. - заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы;
членов Комиссии:
Гребенщикова М.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,
Ивановой И.А. - государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,
Ягодиной Л.О. - специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 1 августа 2011 г. по делу № 72 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "В" (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ООО "В" в срок до 12 августа 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем вменения гражданину <...> факта самовольного (незаконного) присоединения в магистральную трубу водопровода, применения к исполнению требований постановления Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 (которое в силу п. 3 указанного постановления неприменимо в данных правовых отношениях), а также невыполнения п. 82 постановления Правительства № 307 от 23.05.2006, в части возобновления подачи коммунального ресурса.
ООО "В" прекратить применение постановления Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 как не подлежащего применению, а также осуществить действия в соответствии с п. 82 постановления Правительства № 307 от 23.05.2006.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Липецкого УФАС РФ от 01.08.2011
<О нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом путем вменения гражданину факта самовольного (незаконного) присоединения в магистральную трубу водопровода>
(вместе с предписанием от 01.08.2011 № 72)

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru