Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2011 г. № 33-1078/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.,
судей Омского областного суда Дьякова А.Н., Масленкиной С.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи А.О.,
с участием прокурора Жигаловой Т.М.
рассмотрела в судебном заседании 16 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 30 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки Н., проживающему по адресу: Омская область, Омский район, с. Лузино, в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ "Омская центральная районная больница" Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 - 2010 годы.
Расходы по государственной пошлине отнести за счет государства".
Заслушав доклад судьи областного суда Зашихиной Н.Г., объяснения представителя Администрации Омского муниципального района Омской области Б., поддержавшей жалобу, заключение прокурора, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах Н., которому как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, а с 2009 года предоставление льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены.
Поскольку Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 года № 50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", которыми приостанавливается действие ст. ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" признаны противоречащими федеральному законодательству, и непредоставление Администрацией Омского муниципального района Н. мер социальной поддержки нарушает его права и законные интересы, просил:
- Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Н., проживающему по адресу: Омская область, Омский район, в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
- Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения "Омская центральная районная больница" Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 гг.
В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Данилова А.А. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие Н.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области Б. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что в заявлении прокурора отсутствуют ссылки на правовые акты, устанавливающие обязанность Администрации Омского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки, государственные полномочия были переданы муниципальным районам с соответствующим финансированием, а не администрациям муниципальных районов, Омская область своими решениями приостановила действие Кодекса о социальной защите отдельных категорий граждан и перестала осуществлять обязанности по финансированию переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения с 01.01.2009 года, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 органам местного самоуправления запрещено финансирование обеспечения переданных им государственных полномочий. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица - МУЗ "Омская ЦРБ" в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Б. просит решение, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает на пропуск процессуального трехмесячного срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. Считает решение незаконным, поскольку оно вынесено в отношении органа местного самоуправления, в то время как полномочия по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения являются государственными полномочиями. Решение было вынесено, несмотря на то, что в бюджет Омского муниципального района с 01.01.2009 года перестали поступать субвенции из бюджета Омской области на реализацию государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения. Решение вынесено в отношении Администрации Омского муниципального района, в то время как обязанность по предоставлению названных мер социальной поддержки относится к обязанностям Омской области. Решение вынесено в объеме мер социальной поддержки, установленной социальным Кодексом, однако действие статей 36, 37 Кодекса приостановлено с 01.01.2011 года, соответственно указанные нормы Кодекса применению не подлежали как не действующие.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, прибывших в судебное заседание суда кассационной инстанции, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, истец Н. является работником МУЗ "Омская ЦРБ "Лузинская участковая больница" с 1991 года по настоящее время.
Согласно Уставу, утвержденному Постановлением Главы муниципального района 13.02.2008 года № 106-П, Муниципальное учреждение "Омская центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Омский муниципальный район Омской области в лице Управления здравоохранения Администрации Омского муниципального района Омской области.
Судом установлено, что истцу выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счет средств областного бюджета по 31.12.2008 года.
Согласно информации о предоставлении мер социальной поддержки работникам МУЗ "Омская ЦРБ" от 15.12.2010 года в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" Н. были произведены соответствующие выплаты в 2008 году. В 2009, 2010 годах выплаты не производились.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения осуществляются органами местного самоуправления.
Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).
Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 36).
Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-ОЗ (ред. 03.02.2010).
Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.
Действие статьи 37 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года законом Омской области от 24.11.2008 № 1093-ОЗ.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм по существу устанавливает обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. При этом средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, в частности работников муниципальных учреждений здравоохранения, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.
Учитывая указанные обстоятельства во взаимосвязи с приведенными положениями закона, и другими, указанными в тексте решения, суд правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан, соответственно, ссылки жалобы, по существу направленные на установление обратного, не заслуживают внимания как основанные на ином, при этом ошибочном, толковании закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления прав администрации муниципального образования не нарушают, отсутствие финансирования само по себе не освобождает от предоставления таких мер, довод жалобы заявителя в указанной части отклоняется как несостоятельный, поскольку суд разрешил спор в рамках публичных правоотношений, применил специальный закон, его регулирующий.
Решение суда соответствует принципам, установленным п. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ.
Ссылка кассатора на отсутствие в Омском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.
Относительно довода кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности коллегия считает необходимым отметить, что такое заявление само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина; и в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер, и обязанность органа местного самоуправления по предоставлению предусмотренных законом мер социальной поддержки сохраняется, на момент рассмотрения дела нарушение не устранено.
Нормы материального закона применены судом первой инстанции правильно.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Омского районного суда Омской области от 30 декабря 2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Г.Зашихина

Судьи областного суда
А.Н.Дьяков
С.Ю.Масленкина




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Омского областного суда от 16.02.2011 № 33-1078/2011
Исковые требования о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату отопления и электроэнергии удовлетворены правомерно, поскольку отсутствие необходимых финансовых средств в местном бюджете не влечет освобождение ответчика от исполнения установленной законом обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru