Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. № 33-1980

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани 11 августа 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении М.А.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Признать за М.А.И. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года "О ветеранах".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., возражения против доводов кассационной жалобы представителя М.А.И. по доверенности С.Н.Н., судебная коллегия

установила:

М.А.И. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки.
Требования, мотивированы тем, что, являясь вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, и нуждающейся в улучшении жилищных условий, в силу Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
21 марта 2011 года она обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, приложив пакет необходимых документов. 29.03.2011 ею получен отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ был мотивирован тем, что обеспеченность жилой площадью каждого члена ее семьи превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по Михайловскому муниципальному району. При этом, членом ее семьи незаконно была признана внучка ФИО1.
Однако, органом социальной защиты не учтено, что, хотя, она - М.А.И., действительно проживает и зарегистрирована в квартире <...>, общей площадью <...> кв. м, право собственности на нее она не имеет. Квартира принадлежит на праве собственности ее внучке ФИО1. Членом ее семьи она не является. Другого жилья ни в собственности, ни в пользовании у истицы нет.
Считая отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области неправомерным, просила суд признать его незаконным, признав за ней право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Суд удовлетворил требования М.М.И., постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с отсутствием нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области в заседание судебной коллегии не явился, о дне рассмотрения дела в суде кассационной инстанции надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении дела слушанием.
В силу п. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции. В данном случае суд вправе, но не обязан откладывать разбирательство дела. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области в отсутствие его представителя.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 327-ФЗ) инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 № 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области" утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление им жилых помещений в собственность.
В силу подпункта 1 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).
Как следует из материалов дела, и установлено судом, что М.А.И., <...> рождения, является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны М.А.В. Указанное обстоятельство никем не оспорено, и подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела доказательствами.
21 марта 2011 года она обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, определенном Законом Рязанской области "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области".
Сообщением от 29.03.2011 Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало М.А.И. в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью жилья на каждого члена семьи заявительницы превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную по Михайловскому муниципальному району.
Удовлетворяя требования М.А.И., суд правильно исходил из того, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны, и имеет права на льготы и преимущества, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах". Намеренных действий с целью признания нуждающейся в жилых помещениях, истица не совершала.
Так, судом установлено, что М.А.И. до 2002 года проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, где была зарегистрирована с 16.09.1964 по 29.11.2006, который принадлежал ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство от 21.08.1995.
Поскольку за М.А.И. в силу ее престарелого возраста, был необходим посторонний уход, 05.03.2002 она подарила данный жилой дом своему внуку ФИО1.
С 2002 года М.А.И. проживает в квартире № <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенной в доме <...>. С 23.11.2007 М.А.И. зарегистрирована в указанном жилом помещении.
На момент вселения истицы в квартиру, собственником данного жилого помещения являлся супруг ее дочери ФИО2 - ФИО3.
20.10.2010 ФИО3 подарил, принадлежащую ему на праве собственности квартиру, своей дочери ФИО1 (внучке истицы).
18.06.2011 ФИО1 зарегистрировала брак с ФИО4, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО4.
На момент рассмотрения спора собственником указанной квартиры является ФИО1, которая зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении. Также в квартире зарегистрированы и проживают: истица М.А.И. и ФИО2. При этом, как установлено судом, названные лица не ведут общего хозяйства, не проживают одной семьей, не имеют общего бюджета.
Каких-либо объектов недвижимого имущества М.А.И. в собственности не имеет.
Вывод суда о том, что М.А.И. не является членом семьи собственника жилого помещения, а, следовательно, нуждается в улучшении жилищных условий, не противоречит представленным суду доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении М.А.И. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Решение суда постановлено в полном соответствии с приведенными нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежат.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий, были предметом исследования суда первой инстанции, и им в решении дана правовая оценка, соответствующая действующему процессуальному и материальному законодательству.
Утверждение в жалобе о том, что М.А.И. была зарегистрирована в жилом помещении в качестве члена семьи собственника, не могут служить бесспорным доказательством того, что после вселения она сохранила права члена семьи собственника, поскольку указанному обстоятельству судом дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда являются мотивированными, подробно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам, и действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, которым дана оценка соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием, как противоречащие нормам закона, для отмены состоявшегося решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда в порядке ст. 362 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 11 августа 2011 года в обжалованной части оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 28.09.2011 № 33-1980
<Удовлетворяя исковые требования о признании права на предоставление мер социальной поддержки, суд обоснованно исходил из того, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет права на льготы и преимущества, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", намеренных действий с целью признания нуждающейся в жилых помещениях истица не совершала>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru