Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2011 г. по делу № А79-3193/2011

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя И.В., <...>
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина, 109/1
о признании недействительными решений от 13.04.2011 № 01502311РК0000792 и от 13.04.2011 № 4
при участии:
от заявителя - предпринимателя И.,
от Управления - специалиста юридического отдела С. по доверенности от 18.01.2010 г. № 10901-20/67,

установил:

Индивидуальный предприниматель И.В. обратился в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании недействительными решений от 13.04.2011 № 01502311РК0000792 и от 13.04.2011 № 4.
В судебном заседании предприниматель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить. По существу пояснил, что со сдачей отчетности опоздал на 2 дня в связи с личными и семейными обстоятельствами, поскольку ухаживал за тяжело больной дочерью и сопровождал ее для обследования в г. Москва в НИИ "Детской онкологии и гематологии имени Блохина". Просил уменьшить размеры штрафов, так как суммы для него значительные, пояснил, что старшая дочь закончила школу, необходимы средства для поступления в высшее учебное заведение.
Представитель Управления заявленные требования не признала, по существу суду пояснила, что Управлением была проведена камеральная проверка своевременности представления предпринимателем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. По результатам проверки Управлением вынесены решения от 13.04.2011 о привлечении предпринимателя к ответственности.
Не согласившись с указанными решениями, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
03 марта 2011 года предприниматель представил в Управление Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год при сроке представления 01 марта 2011 года и сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год при сроке представления 01 марта 2011 года.
На основании представленных документов Управлением проведена камеральная проверка. Результаты проверки оформлены актами от 21.03.2011.
В возражениях к актам предприниматель указал на невозможность представления расчета и сведений в срок, в связи с сопровождением дочери И.О. для обследования в НИИ "Детской онкологии и гематологии имени Блохина" г. Москва. К возражениям были приложены ксерокопия справки МСЭ-2009 № 0315991 от 06.05.2010, выданная И.О. с указанием группы инвалидности "ребенок-инвалид", а также ксерокопии железнодорожных билетов Чебоксары - Москва на 10.02.2011.
13.04.2011 Управлением вынесено решение № 01502311РК0000792 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", за нарушение срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год, в виде наложения штрафа в размере 600 руб. 14 коп.
В решении отражено, что предприниматель допустил нарушения пункта 5 статьи 16, подпункта 3 пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", поскольку представил расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год с нарушением установленного срока (03.03.2011 вместо 01.03.2011).
Также 13.04.2011 Управлением принято решение № 4 о привлечении заявителя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" в виде наложения штрафа в размере 1 039 руб. 20 коп. за представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования 03 марта 2011 года при установленном сроке 01 марта 2011 года.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно требованиям пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ также установлено, что плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Следовательно, плательщик страховых взносов обязан представить соответствующий расчет за 2010 год не позднее 01 марта 2011 года.
В силу части 1 статьи 46 вышеназванного Закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии с решением Управления от 13.04.2011 № 01502311РК0000792 сумма страховых взносов, подлежащих уплате, согласно расчету составила 12 002 руб. 76 коп., предприниматель привлечен к ответственности в виде наложения штрафа в размере 600 руб. 14 коп.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ определено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что предприниматель, являясь страхователем, в срок не позднее 01 марта 2011 года не представил в Управление сведения за 2010 год, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Данные сведения предпринимателем были представлены в Управление 03 марта 2011 года.
Предпринимателем за 2010 год начислены страховые взносы в сумме 10 392 руб. Управление привлекло предпринимателя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 1 039 руб. 20 коп.
Абзацем 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом № 212-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В рассматриваемом случае правоотношения связаны с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, следовательно, применяется Закон № 212-ФЗ. Иной порядок взыскания указанных штрафных санкций законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрен.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность.
Частью 1 статьи 41 данного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Суд по результатам рассмотрения дела пришел к выводу о том, что предприниматель допустил нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что влечет ответственность на основании части 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ и на основании части 3 статьи 17 № 27-ФЗ.
Вместе с тем, суд считает возможным применить смягчающие ответственность обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. Перечень смягчающих ответственность обстоятельств является открытым.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Управлением при применении санкции обстоятельства, смягчающие ответственность, установлены не были.
Судом установлены смягчающие ответственность личные и семейные обстоятельства - болезнь ребенка, подтвержденная выпиской из медицинской карты стационарного больного № 4 от 16.02.2011 (л.д. 6), приведшая к смерти (свидетельство о смерти от 12.04.2011, л.д. 16) и болезнь предпринимателя, подтвержденная выписным эпикризом из истории болезни № 4827 от 21.04.2011 (л.д. 7). Также суд учитывает совершение предпринимателем правонарушения впервые, небольшую просрочку представления расчета и сведений, отсутствие ущерба бюджету.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.
Исходя из общих принципов права (по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации), введение ответственности за правонарушение (несвоевременное предоставление расчета, сведений) и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. При назначении наказания необходимо учитывать степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, имущественное положение и иные существенные обстоятельства.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П указано, что "закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции, в том числе, штрафного характера за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения".
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации размер штрафного взыскания, поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Следовательно, финансовые санкции могут быть уменьшены судом до такого размера, который суд посчитает допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Принимая во внимание тяжелые личные и семейные обстоятельства, совершение правонарушения предпринимателем впервые, небольшую просрочку представления сведений в Управление, уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отсутствие ущерба бюджету, а также требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П и от 14.07.2005 № 9-П должны отвечать санкции штрафного характера, арбитражный суд считает возможным уменьшить размер штрафа, наложенный на предпринимателя решением от 13.04.2011 № 01502311РК0000792 до 50 руб., решением от 13.04.2011 № 4 до 100 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на Управление.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от 13.04.2011 № 01502311РК0000792 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 550 руб. 14 коп. (Пятьсот пятьдесят рублей 14 копеек) и решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от 13.04.2011 № 4 в части привлечения к ответственности в виде штрафа 939 руб. 20 коп. (Девятьсот тридцать девять рублей 20 копеек).
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии в пользу индивидуального предпринимателя И.В. расходы по уплате государственной пошлине в сумме <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.05.2011 по делу № А79-3193/2011
<О признании недействительным ненормативного акта в части привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru