Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2011 г. по делу № 03-03/77-10

Изготовлено в полном объеме 5 марта 2011.
Комиссия Ярославского УФАС России в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Балабаев С.А.;
члены Комиссии: заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А.,
рассмотрев дело № 03-03/77-10 по признакам нарушения группой лиц в составе общества с ограниченной ответственностью "К" (далее - ООО "К", местонахождение: <...>) и индивидуального предпринимателя Н.А.В. (далее - ИП Н.А.В., юридический адрес: <...>), пункта 10 части 1 статьи 10, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

дело № 03-03/77-10 возбуждено по заявлению гр-на О.В.И. (вх. № 1267 от 05.03.2010) о нарушении антимонопольного законодательства ООО "К". По мнению Заявителя, нарушение выразилось во взимании платы за эвакуацию задержанного сотрудниками ГИБДД транспортного средства на специализированную платную стоянку и во взимании платы за хранение задержанных транспортных средств, превышающей установленный тариф.
Аналогичное заявление поступило от гр-на И.И.С. (вх. № 4826 от 10.06.2010), оно приобщено к материалам дела.
Директор ООО "К" Н.А.В. пояснил, что установленный департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области тариф за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке 40 руб./час за легковой автомобиль (960 руб. в сутки) при отмене платы за хранение за первые сутки не окупает расходов на содержание стоянки. С 01.02.2010 приказом директора ООО "К" стоимость хранения задержанных транспортных средств на стоянке была установлена в размере 1440 руб. в сутки (60 руб./час). ООО "К" признало нарушение в части взимания платы за хранение транспортных средств со вторых суток с нарушением установленного тарифа.
Директор ООО "К" пояснил также, что стоянка не располагает эвакуаторами для транспортировки задержанных транспортных средств, поэтому были заключены договоры с индивидуальными предпринимателями, в том числе и с ИП Н.А.В., на эвакуацию задержанных транспортных средств. Индивидуальные предприниматели заключают коммерческие договоры на эвакуацию транспортных средств с собственниками.
ИП Н.А.В. нарушение антимонопольного законодательства не признал. По его мнению, он осуществлял деятельность по эвакуации транспортных средств по коммерческим договорам с собственниками автомобилей, в том числе эвакуацию задержанных транспортных средств до специализированной стоянки. Стоимость услуги по коммерческим договорам определяется не органом регулирования, а самостоятельно с учетом затрат.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 № 759 (далее - Постановление № 759) утверждены Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (далее - Правила). Данным постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2 Правил задержание транспортного средства осуществляется в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ, и представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку. Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, осуществляет действия в пределах своей компетенции по отстранению водителя от управления транспортным средством и направлению транспортного средства на специализированную стоянку. Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного транспортного средства, опечатывает места доступа в транспортное средство. Копия протокола о задержании при помещении транспортного средства на специализированную стоянку вручается также лицу, ответственному за хранение транспортного средства на этой стоянке (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 6 Правил срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение взимается за каждый полный час пребывания на стоянке. Плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2009 № 701). Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2009 № 701).
В соответствии с пунктом 10 Правил взаимодействие должностных лиц с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, осуществляется на основе типового договора, утвержденного МВД РФ.
В целях реализации Постановления № 759 Администрацией Ярославской области принято постановление 15.06.2004 № 88 (далее - Постановление № 88), которое предписывает органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области провести отбор поставщиков услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств, эксплуатации и обслуживанию специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств на соответствие требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
Тариф на хранение задержанных транспортных средств утверждается постановлением Правительства Ярославской области на основании экспертного заключения департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
В целях организации предоставления услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств постановлением мэра г. Ярославля от 30.09.2004 № 3927 (далее - Постановление № 3927) было утверждено Положение о порядке проведения отбора поставщиков услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств (далее - Положение).
В пункте 1.4 Положения указано, что условием отбора является соответствие поставщиков услуг и предоставляемых ими услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
Пункт 1.5 Положения устанавливает требования к поставщикам услуг, и в числе прочих обязательными требованиями являются:
- наличие автомобильной стоянки для хранения задержанных транспортных средств, организованной в установленном порядке;
- наличие специализированных средств для транспортировки транспортных средств.
Отбор поставщиков услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств проводится комиссией (пункт 2.1 Положения).
Кроме заявок, для участия в отборе претенденты прилагают перечень документов (пункт 2.4 Положения), в числе которых копии документов, подтверждающих право владения земельным участком под автостоянкой; документов о приемке автомобильной стоянки в эксплуатацию, утвержденных в установленном порядке; сведения о наличии специализированных транспортных средств для транспортировки задержанных транспортных средств.
Заседания комиссии по проведению отбора поставщиков услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств проводятся два раза в год - в апреле и октябре (пункт 3.1 Положения), результаты отбора утверждаются постановлением мэра города об утверждении перечня поставщиков услуг, которое является документом, подтверждающим, что поставщик услуг прошел отбор на соответствие требованиям, предусмотренным действующим законодательством (п. 4.2 Положения).
Перечень поставщиков услуг по хранению и транспортировке задержанных транспортных средств в г. Ярославле утвержден постановлением мэра г. Ярославля от 05.11.2004 № 4551. В перечень были включены три хозяйствующих субъекта:
- МУП "Г",
- МУП "О",
- ООО "К".
Из перечня поставщиков данного вида услуг, представленного мэрией г. Ярославля приложением к письму от 25.03.2010 № 7/50-1301, видно, что в настоящее время услуги по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств оказывает только ООО "К" (до февраля 2008 специализированная стоянка находилась по адресу: <...>; с февраля 2008 - по адресу: <...>; в настоящее время по адресу: <...>).
С МУП "Г" с 2005 г. договор на оказание услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств не заключался (из-за невыполнения требований, предъявляемых к стоянке задержанного транспорта).
МУП "О" прекратило свою деятельность в связи с постановлением мэра г. Ярославля от 17.04.2009 № 1009.
В письме департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.03.2010 № 01-07/812 сообщается, что размеры платы за хранение задержанных транспортных средств на территории Ярославской области утверждены постановлением Администрации Ярославской области от 25.10.2004 № 174-а "О плате за транспортировку и хранение задержанных транспортных средств на территории Ярославской области" (в редакции постановлений от 11.04.2005, 04.06.2007, 03.04.2008).
Согласно письму в настоящее время размер платы за хранение на специализированной стоянке задержанного легкового автомобиля составляет 40 руб. в час (с НДС), грузового автомобиля - 70 руб. в час (с НДС). Вышеуказанные платы утверждены едиными для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по хранению задержанных транспортных средств на территории Ярославской области.
До 01.07.2008 размер платы за транспортировку задержанного транспортного средства был установлен 890 руб. (с НДС).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" с 01.07.2008 плата за перемещение (т.е. за транспортировку) задержанного транспортного средства и первые сутки хранения транспортного средства на специализированной стоянке с владельцев транспортных средств не взимается.
В своем заявлении гр-н О.В.И. сообщил, что 28.01.2010 задержали и направили на штраф-стоянку (<...>) его автомобиль <...>. Директором данной специализированной стоянки является Н.А.В. За услуги транспортировки на эвакуаторе с гр-на О.В.И. взяли плату в размере 2600 руб. (квитанция в деле имеется), эвакуатор принадлежит ИП Н.А.В.
Заявитель И.И.С. сообщил, что он 02.06.2010 был задержан сотрудниками ГИБДД, его автомобиль был помещен на специализированную стоянку по адресу: <...>. При получении автомобиля 03.06.2010 с И.И.С. взяли плату за эвакуацию автомобиля 2900 руб. и 1440 руб. за сутки хранения. Эвакуатор принадлежит ИП Н.А.В.
В письме от 26.05.2010 № 1-21 в ответ на запрос антимонопольного органа директор ООО "К" Н.А.В. сообщил, что с гр-на О.В.И. плата за хранение транспортного средства в размере 960 руб. взималась за одни сутки (вторые с момента помещения транспортного средства на специализированную стоянку) из расчета 40 руб. в час. С 01.02.2010 Н.А.В. в связи со значительным ухудшением финансового состояния предприятия своим приказом увеличил размер платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке с 960 руб. в сутки (в соответствии с установленным тарифом) до 1440 руб. в сутки (копия приказа в деле имеется). Кроме того, в данном письме указано, что ООО "К" эвакуатора в собственности не имеет и транспортировку на специализированную стоянку не осуществляет. Эвакуация транспортных средств осуществляется на основании договоров между собственниками эвакуаторов и физическими лицами (собственниками транспортных средств). Затраты на осуществление транспортировки ООО "К" не возмещаются.
После отмены с 01.07.2008 в соответствии с законодательством Российской Федерации платы за эвакуацию задержанных транспортных средств и хранение их в течение первых суток на специализированной стоянке, и с учетом обстоятельств, что утвержденный регулирующим органом тариф за хранение расходов не окупает, компенсации расходов на транспортировку задержанных транспортных с места задержания до стоянки ООО "К" не получает, директор данного общества Н.А.В., уже как ИП Н.А.В., осуществляет транспортировку задержанных транспортных средств собственным эвакуатором за плату, которую устанавливает сам, указывая при этом, что ООО "К" эвакуатора в собственности не имеет (хотя непременным требованием при отборе поставщиков услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств является наличие у предприятия специализированных средств для транспортировки транспортных средств. Денежные средства в счет оплаты услуг за транспортировку задержанных транспортных средств до стоянки взимаются охранниками ООО "К" на стоянке при выдаче автомобиля вместе с платой за хранение.
Взимание платы за хранение транспортных средств на стоянке ООО "К" в размере 1440 руб. в сутки в соответствии с приказом директора Н.А.В. производилось с 01.02.2010 по 09.06.2010. За этот период сверх тарифа, установленного департаментом топлива энергетики и регулирования Ярославской области, ООО "К" получила от собственников задержанных транспортных средств денежные средства на общую сумму 230036 (двести тридцать тысяч тридцать шесть) рублей, что подтверждается оригиналами представленных ООО "К" кассовых чеков за указанный период и справкой ООО "К" от 28.10.2010 исх. № 1-36.
ИП Н.А.В. за период с 01.02.2010 по 13.07.2010 осуществлял эвакуацию задержанных транспортных средств до специализированной стоянки ООО "К" за плату, установленную им самостоятельно. За указанный период ИП Н.А.В. получил денежных средств за эвакуацию на общую сумму 1298900 (один миллион двести девяносто восемь тысяч девятьсот) рублей, что подтверждается представленными платежными документами оригиналами приходных ордеров:
N№ 424301 - 424325, N№ 424326 - 424350, N№ 424351 - 424375,
N№ 424376 - 424400, N№ 424401 - 424425, N№ 424426 - 424450,
N№ 424451 - 424475, N№ 441251 - 441275, N№ 441276 - 441300,
N№ 441301 - 441325, N№ 441326 - 441350, N№ 441351 - 441375,
N№ 441376 - 441400, N№ 441401 - 441425, N№ 441426 - 441450,
N№ 441454 - 441475, N№ 441476 - 441500, N№ 441501 - 441525,
N№ 441526 - 441550, N№ 441551 - 441575, N№ 441576 - 441600,
N№ 441601 - 441625.
Ярославское УФАС России полагает, что ООО "К", директором которого является Н.А.В., и ИП Н.А.В. представляют собой группу лиц в смысле статьи 9 Закона о защите конкуренции, т.к. они действуют на одном товарном рынке (услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств) в едином экономическом интересе. Согласно части 2 статьи 9 установленные Законом о защите конкуренции запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.
Выбор поставщиков услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках осуществляется органом исполнительной власти. ООО "К" с апреля 2009 года является единственным поставщиком услуг по транспортировке и хранению задержанных транспортных средств, что подтверждается письмом мэрии г. Ярославля от 25.03.2010 № 7/50-1301, поэтому занимает доминирующее положение на указанном рынке.
Таким образом, действия ООО "К" по взиманию платы за хранение задержанного транспортного средства по неустановленному тарифу являются злоупотреблением доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, в том числе И.И.С., и образуют состав нарушения, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Действия ИП Н.А.В. по взиманию платы за транспортировку задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, в составе группы лиц с ООО "К" являются злоупотреблением доминирующим положением, результатом которых явилось ущемление интересов других лиц, в том числе И.И.С. и П.-Д.А.В. (владельцу автомобиля, которым управлял О.В.И.), и образуют нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью "К" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать индивидуального предпринимателя Н.А.В. нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ООО "К", индивидуальному предпринимателю Н.А.В. предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии
БАЛАБАЕВ С.А.

Члены Комиссии:
АНТОНОВА М.В.
ПРАВДИНА Е.А.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ярославского УФАС РФ от 18.02.2011 по делу № 03-03/77-10
<О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке предоставления услуг по транспортировке и хранению транспортных средств на специализированных стоянках, выразившегося во взимании платы за хранение задержанных транспортных средств по тарифу, превышающему установленный действующим законодательством тариф, а также платы за эвакуацию указанных средств до автостоянки>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru