АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2011 г. по делу № А12-10038/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13.09.2011 г., полный текст решения изготовлен 15.09.2011 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВОЛМА-ВТР" (ИНН 3446013147, ОГРН 1023404241893) к департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3445050435, ОГРН 1023403855100) о признании незаконным решения
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: муниципальное учреждение "Горэколес" (ИНН 3445050266, ОГРН 1023403847488), администрацию Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374), комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744), ОАО "РУСАЛ", открытое акционерное общество "Сибирско-Алюминиевая компания" в лице филиала "ВгАЗ-СУАЛ" (ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Т. представитель по доверенности от 05.09.2011 г.;
от ответчика - не явились, извещены;
от администрации Волгограда - Ш. представитель по доверенности <...>;
от комитета земельных ресурсов - К. представитель по доверенности <...> удостоверение;
от открытого акционерного общества "Сибирско-Алюминиевая компания" в лице филиала "ВгАЗ-СУАЛ" - С. представитель по доверенности от 28.02.2010 г.
остальные - не явились, извещены;
установил:
В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду "Общество с ограниченной ответственностью "ВОЛМА-ВТР" (далее - заявитель, ООО "ВОЛМА-ВТР") обратилось с иском к департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда...".
Общество с ограниченной ответственностью "ВОЛМА-ВТР" (далее - заявитель, ООО "ВОЛМА-ВТР") к департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (далее - ответчик, департамент) о признании незаконным решения департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда о признании решения № 4 от 22.11.2010 г. о предоставлении лесного участка недействительным, выраженного в письме департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда № 620/Д от 28.02.2011 г. (требования уточнены в порядке ст. 49 АПК РФ, т. 2 л.д. 30, 31).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: муниципальное учреждение "Горэколес" администрация Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, ОАО "РУСАЛ", открытое акционерное общество "Сибирско-Алюминиевая компания" в лице филиала "ВгАЗ-СУАЛ", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.
Заявленные требования мотивированы тем, что департаментом неправомерно признано недействительным (отменено) ранее принятое решение о предоставлении заявителю лесного участка в аренду для строительства трассы газопровода среднего давления. В обоснование заявленного требования общество ссылается на общие нормы гражданского законодательства, регламентирующие порядок применения актов гражданского законодательства во времени, а также п.п. 4 ч. 1 ст. 21, ст. 45 Лесного кодекса РФ, в редакции, действующей до 31.12.2011 г., в соответствии с которыми допускалось строительство линейных объектов на землях лесного фонда.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что не препятствует суду рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Ранее ответчиком представлен отзыв, согласно которому, заявленные требования департамент считает необоснованными и незаконными, а потому не подлежащими удовлетворению.
Администрации Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в удовлетворении требований просят отказать.
Открытое акционерное общество "Сибирско-Алюминиевая компания" в лице филиала "ВгАЗ-СУАЛ" в рассмотрении спора полагается на усмотрение суда.
В соответствии с представленным отзывом, муниципальное учреждение "Горэколес" поддерживает позицию ответчика, оспариваемое решение департамента считает правомерным (т. 1. л.д. 49, 50).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, согласно отзыву, в разрешении спора по существу полагается на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в заявлении и отзывах на заявление, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела следует, 01.11.2010 г. ООО "ВОЛМА-ВТР" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении лесного участка городских лесов площадью 0,5248 га на праве аренды для строительства трассы газопровода среднего давления в Тракторозаводском участковом лесничестве Городского лесничества Волгограда (квартал 11, выделы 4, 5; квартал 18).
Рассмотрев заявление ООО "ВОЛМА-ВТР" в порядке, установленном постановлением
главы Волгограда от 04.03.2009 г. № 445 "Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции "Организация и проведение процедуры предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования", департаментом после получения заключений комитета земельных ресурсов администрации Волгограда и комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, руководствуясь положениями лесного законодательства, действующими на момент рассмотрения заявления, подготовлено и направлено в адрес ООО "ВОЛМА-ВТР" решение департамента о предоставлении лесного участка № 4 от 22.11.2011 г.
Постановлением главы Волгограда от 10.12.2009 г. № 3224 лесные участки Тракторозаводского участкового лесничества Городского лесничества Волгограда были предоставлены МУ "Горэколес" в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования серии 34АБ № 249135 от 13.04.2010 г.) для регистрации права муниципальной собственности Волгограда с целью последующего осуществления полномочий, предусмотренных ст. 84 Лесного кодекса РФ.
Гражданским и земельным законодательством не предусмотрено право лица, у которого земельный участок находится на праве постоянного бессрочного пользования, распоряжаться данным земельным участком, в том числе, передавать его или часть его в аренду или субаренду.
Для реализации решения департамента о предоставлении лесного участка в аренду требовалось проведение предварительных организационных мероприятий по формированию земельного участка необходимой площадью, последующая постановка его на кадастровый учет, затем - подготовка и принятие решение администрации Волгограда о прекращении у МУ "Горэколес" права постоянного бессрочного пользования на вновь сформированный земельный участок.
Для формирования испрашиваемого ООО "ВОЛМА-ВТР" лесного участка городских лесов площадью 0,5248 га МУ "Горэколес" письмом № 630/01 от 02.12.2010 г. обратилось в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, расположенные в Тракторозаводском участковом лесничестве Городского лесничества Волгограда.
В соответствии с Регламентом
администрации Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 29.10.2010 г. № 2831, указанное заявление должно быть рассмотрено уполномоченным структурным подразделением администрации Волгограда в месячный срок.
Однако, в связи с введением в действие с 31.12.2010 г. изменений в Лесной кодекс РФ (Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в части касающейся невозможности строительства капитальных объектов в городских лесах, заявление МУ "Горэколес" по существу не было рассмотрено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался следующим.
В соответствии с требованиями ч. ч. 1, 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, а также без проведения аукциона в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В редакции, действующей до 31.12.2010 г., подпунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 31.12.2010 г., строительство трубопроводов и других линейных объектов являлось самостоятельным видом использования лесов.
Однако, в связи с введением в действие с 31.12.2010 г. изменений в Лесной кодекс РФ (Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 5.1, в соответствии с которым, в городских лесах запрещается, в том числе, строительство капитальных объектов, кроме гидротехнических сооружений.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ).
Согласно ч. ч. 1, 2 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Постановлением
главы Волгограда от 04.03.2009 г. № 445 утвержден административный регламент
исполнения муниципальной функции "Организация и проведение процедуры предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования" (в редакции от 12.04.2011 г. № 848).
Административный регламент
исполнения муниципальной функции "Организация и проведение процедуры предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования" определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении городских лесов для использования в целях, предусмотренных действующим законодательством РФ (п. 1.1.)
.
С учетом анализа положений административного регламента (пунктов 2.3.2
- 2.3.8
) суд пришел к выводу, что исполнение муниципальной функции проведения процедуры предоставления лесных участков не подменяет за собой соблюдение требований земельного законодательства при принятии органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка лесного фонда в аренду для строительства.
Решение о предоставлении лесного участка в аренду является по существу подтверждением рассмотрения заявления и оценки комплектности прилагаемых к нему документов, и определяет дальнейшую процедуру предоставления лесного участка с проведением аукциона или без проведения аукциона.
Данное решение принято департаментом в рамках выполнения муниципальной функции (услуги) в соответствие с административным регламентом
в рамках правоотношений по реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Фактически принятие департаментом решения о предоставлении лесного участка лишь подтверждала возможность в предоставлении земельного участка в аренду с учетом намечаемого заявителем вида деятельности, в соответствии с действующим в то время законодательством.
Действительно, в соответствии с п. 2.3.13
административного регламента, в случае принятия решения о предоставлении лесного участка без проведения аукциона по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ, департамент в течение 30 дней готовит проект постановления администрации Волгограда о предоставлении лесного участка в аренду.
Однако, указанные действия, департаментом не могли быть совершены, поскольку испрашиваемый заявителем лесной участок был обременен и в настоящее время остается обремененным правом бессрочного пользования третьего лица - МУ "Горэколес".
Для реализации решения департамента о предоставлении лесного участка в аренду требовалось подготовка и принятия решение администрации Волгограда о прекращении у МУ "Горэколес" права бессрочного пользования на вновь сформированный земельный участок.
Применительно к рассматриваемому случаю, такого решения администрацией Волгограда принято не было.
Таким образом, у департамента отсутствовали правовые основания для подготовки проекта вышеуказанного постановления о предоставлении заявителю лесного участка в аренду, а соответственно у главы администрации Волгограда - постановления о предоставлении испрашиваемого ООО "ВОЛМА-ВТР" лесного участка в аренду и его государственного кадастрового учета за счет заявителя.
Основываясь на положениях изменившегося федерального законодательства, ввиду отсутствия возможности последующего предоставления лесного участка для строительства, департамент письмом № 620/Д от 28.02.2011 г. уведомил ООО "ВОЛМА-ВТР" об отмене ранее выданного решения № 4 от 22.11.2010 о предоставлении лесного участка в аренду.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Однако, решение о предоставлении лесного участка № 4 от 22.11.2010 г. принято департаментом в соответствие с административным регламентом
исполнения муниципальной функции "Организация и проведение процедуры предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования", утвержденным постановлением главы Волгограда от 04.03.2009 г. № 445.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с требованиями ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Между тем, департамент не является органом местного самоуправления и не уполномочен в области земельных правоотношений на предоставление земельных участков в аренду для строительства.
Соответствующего акта органом местного самоуправления Волгограда, влекущим правовые последствия в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, в виде постановления администрации Волгограда о предоставлении земельного участка ООО "ВОЛМА-ВТР" для строительства трассы газопровода среднего давления, не принималось.
Следовательно, у ООО "ВОЛМА-ВТР" не произошло возникновение гражданских прав, связанных с требованием о предоставлении земельного участка, а у органа местного самоуправления не возникло обязанности по предоставлению земельного участка заявителю.
В этой связи, доводы заявителя со ссылкой на ст. 4 Гражданского кодекса РФ, применительно к конкретным обстоятельствам дела, суд признает несостоятельными.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение департамента, выразившееся в отмене решения о предоставлении лесного участка от 22.11.2010 г. № 4, не повлекло нарушение прав заявителя.
Доводы заявителя о том, что административным регламентом
не предусмотрена отмена (признание недействительным) ранее вынесенного департаментом решения, суд считает необоснованными, поскольку отсутствие конкретной нормы в местном нормативном правовом акте не ограничивает правоспособность учреждения отменить такое решение при наличии иных правовых оснований.
В данном случае, отсутствовала правовая возможность последующего предоставления лесного участка для строительства, а предоставление лесного участка по заявлению ООО "ВОЛМА-ВТР" для строительства трассы газопровода среднего давления явилось бы нарушением положений Лесного кодекса РФ, муниципальных правовых актов Волгограда в области лесных отношений.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 201 АПК РФ суд
решил:
Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ВОЛМА-ВТР" (ИНН 3446013147, ОГРН 1023404241893) к департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3445050435, ОГРН 1023403855100) о признании незаконным решения департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда о признании решения № 4 от 22.11.2010 г. о предоставлении лесного участка недействительным, выраженного в письме департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда № 620/Д от 28.02.2011 г.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке и срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
И.В.КУЛИК