Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2011 г. по делу № А12-10038/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13.09.2011 г., полный текст решения изготовлен 15.09.2011 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВОЛМА-ВТР" (ИНН 3446013147, ОГРН 1023404241893) к департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3445050435, ОГРН 1023403855100) о признании незаконным решения
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: муниципальное учреждение "Горэколес" (ИНН 3445050266, ОГРН 1023403847488), администрацию Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374), комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744), ОАО "РУСАЛ", открытое акционерное общество "Сибирско-Алюминиевая компания" в лице филиала "ВгАЗ-СУАЛ" (ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Т. представитель по доверенности от 05.09.2011 г.;
от ответчика - не явились, извещены;
от администрации Волгограда - Ш. представитель по доверенности <...>;
от комитета земельных ресурсов - К. представитель по доверенности <...> удостоверение;
от открытого акционерного общества "Сибирско-Алюминиевая компания" в лице филиала "ВгАЗ-СУАЛ" - С. представитель по доверенности от 28.02.2010 г.
остальные - не явились, извещены;

установил:


В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду "Общество с ограниченной ответственностью "ВОЛМА-ВТР" (далее - заявитель, ООО "ВОЛМА-ВТР") обратилось с иском к департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда...".

Общество с ограниченной ответственностью "ВОЛМА-ВТР" (далее - заявитель, ООО "ВОЛМА-ВТР") к департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (далее - ответчик, департамент) о признании незаконным решения департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда о признании решения № 4 от 22.11.2010 г. о предоставлении лесного участка недействительным, выраженного в письме департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда № 620/Д от 28.02.2011 г. (требования уточнены в порядке ст. 49 АПК РФ, т. 2 л.д. 30, 31).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: муниципальное учреждение "Горэколес" администрация Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, ОАО "РУСАЛ", открытое акционерное общество "Сибирско-Алюминиевая компания" в лице филиала "ВгАЗ-СУАЛ", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.
Заявленные требования мотивированы тем, что департаментом неправомерно признано недействительным (отменено) ранее принятое решение о предоставлении заявителю лесного участка в аренду для строительства трассы газопровода среднего давления. В обоснование заявленного требования общество ссылается на общие нормы гражданского законодательства, регламентирующие порядок применения актов гражданского законодательства во времени, а также п.п. 4 ч. 1 ст. 21, ст. 45 Лесного кодекса РФ, в редакции, действующей до 31.12.2011 г., в соответствии с которыми допускалось строительство линейных объектов на землях лесного фонда.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что не препятствует суду рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Ранее ответчиком представлен отзыв, согласно которому, заявленные требования департамент считает необоснованными и незаконными, а потому не подлежащими удовлетворению.
Администрации Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в удовлетворении требований просят отказать.
Открытое акционерное общество "Сибирско-Алюминиевая компания" в лице филиала "ВгАЗ-СУАЛ" в рассмотрении спора полагается на усмотрение суда.
В соответствии с представленным отзывом, муниципальное учреждение "Горэколес" поддерживает позицию ответчика, оспариваемое решение департамента считает правомерным (т. 1. л.д. 49, 50).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, согласно отзыву, в разрешении спора по существу полагается на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в заявлении и отзывах на заявление, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела следует, 01.11.2010 г. ООО "ВОЛМА-ВТР" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении лесного участка городских лесов площадью 0,5248 га на праве аренды для строительства трассы газопровода среднего давления в Тракторозаводском участковом лесничестве Городского лесничества Волгограда (квартал 11, выделы 4, 5; квартал 18).
Рассмотрев заявление ООО "ВОЛМА-ВТР" в порядке, установленном постановлением главы Волгограда от 04.03.2009 г. № 445 "Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции "Организация и проведение процедуры предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования", департаментом после получения заключений комитета земельных ресурсов администрации Волгограда и комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, руководствуясь положениями лесного законодательства, действующими на момент рассмотрения заявления, подготовлено и направлено в адрес ООО "ВОЛМА-ВТР" решение департамента о предоставлении лесного участка № 4 от 22.11.2011 г.
Постановлением главы Волгограда от 10.12.2009 г. № 3224 лесные участки Тракторозаводского участкового лесничества Городского лесничества Волгограда были предоставлены МУ "Горэколес" в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования серии 34АБ № 249135 от 13.04.2010 г.) для регистрации права муниципальной собственности Волгограда с целью последующего осуществления полномочий, предусмотренных ст. 84 Лесного кодекса РФ.
Гражданским и земельным законодательством не предусмотрено право лица, у которого земельный участок находится на праве постоянного бессрочного пользования, распоряжаться данным земельным участком, в том числе, передавать его или часть его в аренду или субаренду.
Для реализации решения департамента о предоставлении лесного участка в аренду требовалось проведение предварительных организационных мероприятий по формированию земельного участка необходимой площадью, последующая постановка его на кадастровый учет, затем - подготовка и принятие решение администрации Волгограда о прекращении у МУ "Горэколес" права постоянного бессрочного пользования на вновь сформированный земельный участок.
Для формирования испрашиваемого ООО "ВОЛМА-ВТР" лесного участка городских лесов площадью 0,5248 га МУ "Горэколес" письмом № 630/01 от 02.12.2010 г. обратилось в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, расположенные в Тракторозаводском участковом лесничестве Городского лесничества Волгограда.
В соответствии с Регламентом администрации Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 29.10.2010 г. № 2831, указанное заявление должно быть рассмотрено уполномоченным структурным подразделением администрации Волгограда в месячный срок.
Однако, в связи с введением в действие с 31.12.2010 г. изменений в Лесной кодекс РФ (Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в части касающейся невозможности строительства капитальных объектов в городских лесах, заявление МУ "Горэколес" по существу не было рассмотрено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался следующим.
В соответствии с требованиями ч. ч. 1, 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, а также без проведения аукциона в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В редакции, действующей до 31.12.2010 г., подпунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до 31.12.2010 г., строительство трубопроводов и других линейных объектов являлось самостоятельным видом использования лесов.
Однако, в связи с введением в действие с 31.12.2010 г. изменений в Лесной кодекс РФ (Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 5.1, в соответствии с которым, в городских лесах запрещается, в том числе, строительство капитальных объектов, кроме гидротехнических сооружений.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ).
Согласно ч. ч. 1, 2 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Постановлением главы Волгограда от 04.03.2009 г. № 445 утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции "Организация и проведение процедуры предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования" (в редакции от 12.04.2011 г. № 848).
Административный регламент исполнения муниципальной функции "Организация и проведение процедуры предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования" определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении городских лесов для использования в целях, предусмотренных действующим законодательством РФ (п. 1.1.).
С учетом анализа положений административного регламента (пунктов 2.3.2 - 2.3.8) суд пришел к выводу, что исполнение муниципальной функции проведения процедуры предоставления лесных участков не подменяет за собой соблюдение требований земельного законодательства при принятии органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка лесного фонда в аренду для строительства.
Решение о предоставлении лесного участка в аренду является по существу подтверждением рассмотрения заявления и оценки комплектности прилагаемых к нему документов, и определяет дальнейшую процедуру предоставления лесного участка с проведением аукциона или без проведения аукциона.
Данное решение принято департаментом в рамках выполнения муниципальной функции (услуги) в соответствие с административным регламентом в рамках правоотношений по реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Фактически принятие департаментом решения о предоставлении лесного участка лишь подтверждала возможность в предоставлении земельного участка в аренду с учетом намечаемого заявителем вида деятельности, в соответствии с действующим в то время законодательством.
Действительно, в соответствии с п. 2.3.13 административного регламента, в случае принятия решения о предоставлении лесного участка без проведения аукциона по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ, департамент в течение 30 дней готовит проект постановления администрации Волгограда о предоставлении лесного участка в аренду.
Однако, указанные действия, департаментом не могли быть совершены, поскольку испрашиваемый заявителем лесной участок был обременен и в настоящее время остается обремененным правом бессрочного пользования третьего лица - МУ "Горэколес".
Для реализации решения департамента о предоставлении лесного участка в аренду требовалось подготовка и принятия решение администрации Волгограда о прекращении у МУ "Горэколес" права бессрочного пользования на вновь сформированный земельный участок.
Применительно к рассматриваемому случаю, такого решения администрацией Волгограда принято не было.
Таким образом, у департамента отсутствовали правовые основания для подготовки проекта вышеуказанного постановления о предоставлении заявителю лесного участка в аренду, а соответственно у главы администрации Волгограда - постановления о предоставлении испрашиваемого ООО "ВОЛМА-ВТР" лесного участка в аренду и его государственного кадастрового учета за счет заявителя.
Основываясь на положениях изменившегося федерального законодательства, ввиду отсутствия возможности последующего предоставления лесного участка для строительства, департамент письмом № 620/Д от 28.02.2011 г. уведомил ООО "ВОЛМА-ВТР" об отмене ранее выданного решения № 4 от 22.11.2010 о предоставлении лесного участка в аренду.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Однако, решение о предоставлении лесного участка № 4 от 22.11.2010 г. принято департаментом в соответствие с административным регламентом исполнения муниципальной функции "Организация и проведение процедуры предоставления лесных участков и лесных насаждений для использования", утвержденным постановлением главы Волгограда от 04.03.2009 г. № 445.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с требованиями ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Между тем, департамент не является органом местного самоуправления и не уполномочен в области земельных правоотношений на предоставление земельных участков в аренду для строительства.
Соответствующего акта органом местного самоуправления Волгограда, влекущим правовые последствия в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, в виде постановления администрации Волгограда о предоставлении земельного участка ООО "ВОЛМА-ВТР" для строительства трассы газопровода среднего давления, не принималось.
Следовательно, у ООО "ВОЛМА-ВТР" не произошло возникновение гражданских прав, связанных с требованием о предоставлении земельного участка, а у органа местного самоуправления не возникло обязанности по предоставлению земельного участка заявителю.
В этой связи, доводы заявителя со ссылкой на ст. 4 Гражданского кодекса РФ, применительно к конкретным обстоятельствам дела, суд признает несостоятельными.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение департамента, выразившееся в отмене решения о предоставлении лесного участка от 22.11.2010 г. № 4, не повлекло нарушение прав заявителя.
Доводы заявителя о том, что административным регламентом не предусмотрена отмена (признание недействительным) ранее вынесенного департаментом решения, суд считает необоснованными, поскольку отсутствие конкретной нормы в местном нормативном правовом акте не ограничивает правоспособность учреждения отменить такое решение при наличии иных правовых оснований.
В данном случае, отсутствовала правовая возможность последующего предоставления лесного участка для строительства, а предоставление лесного участка по заявлению ООО "ВОЛМА-ВТР" для строительства трассы газопровода среднего давления явилось бы нарушением положений Лесного кодекса РФ, муниципальных правовых актов Волгограда в области лесных отношений.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 201 АПК РФ суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ВОЛМА-ВТР" (ИНН 3446013147, ОГРН 1023404241893) к департаменту по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3445050435, ОГРН 1023403855100) о признании незаконным решения департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда о признании решения № 4 от 22.11.2010 г. о предоставлении лесного участка недействительным, выраженного в письме департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда № 620/Д от 28.02.2011 г.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке и срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
И.В.КУЛИК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 15.09.2011 по делу № А12-10038/2011
<В удовлетворении требований о признании незаконным решения органа местного самоуправления о признании решения о предоставлении лесного участка недействительным отказано, поскольку отсутствует правовая возможность предоставления лесного участка для строительства. Предоставление лесного участка по заявлению для строительства трассы газопровода среднего давления явилось бы нарушением положений Лесного кодекса РФ, муниципальных правовых актов Волгограда в области лесных отношений>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru