Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2011 г. по делу № А12-13377/2011

Резолютивная часть решения объявлена 7 октября 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 14 октября 2011 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "ТрансКонтейнер" (филиал ОАО "ТрансКонтейнер" на Приволжской железной дороге") (ОГРН 1067746341024)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ИТК" (ИНН 3446037684, ОГРН 1103460001150)
о признании незаконным решения
в судебном заседании участвуют представители:
от истца: К.А. доверенность <...>, Л.С. доверенность № Ц/2011/ЦКП-53
от ответчика: Д.Е. доверенность <...>, В.А. <...>
от ООО "ИТК" - Л.А. доверенность от 05.10.2011 б/н, Корнеев А.В. доверенность от 30.08.2011, удостоверение адвоката.

установил:

Открытое акционерное общество "ТрансКонтейнер" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит суд признать незаконном решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 04.05.2011 г. № 10-01-10-04/333 о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области считает оснований для удовлетворения требований не имеется, в иске следует отказать. Возражения в отзыве на заявление.
Определением суда для участия в деле в качестве заинтересованного лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "ИТК", которое поддерживает правовую позицию Управления, считает оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду "...Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ...".

Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "ИТК" 02.08.2010 Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области приказом № 258 возбудило дело № 1-10-04/333 (далее - дело) по признакам нарушения ОАО "ТрансКонтейнер" пунктов 3, 8 части 1 статьи 10 Федерального а от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), выразившегося в навязывании ООО "ИТК" невыгодных условий договора транспортной экспедиции, дискриминационных условий доставки железнодорожных контейнеров автомобильным транспортом, принадлежащем ООО "ИТК" к железнодорожным станциям и местам погрузки/выгрузки груза в/из контейнеров.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Волгоградского УФАС РФ от 04.05.2011 вынесено по делу номер 10-01-10-04/333, а не 10-01-10-04/33.

04 мая 2011 года УФАС было вынесено решение по делу № 10-01-10-04/33 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "ТрансКонтейнер".
В решении указано:
- на злоупотребление ОАО "ТрансКонтейнер" доминирующим положением путем создания для ООО "ИТК" невыгодных условий завоза/вывоза универсальных контейнеров, принадлежащих и предоставляемых ОАО "ТрансКонтейнер", со станций Сарепта, Волжский Приволжской железной дороги; создания дискриминационных условий при вывозе и завозе предоставляемых ООО "ИТК" универсальных контейнеров со станций Сарепта, Волжский Приволжской железной дороги по сравнению с иными контрагентами ТК;
- о прекращении рассмотрения дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства со стороны ТК и передаче материалов дела соответствующему должностному лицу для последующего осуществления производства по делу об административном правонарушении (далее - Решение).
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что ОАО "ТрансКонтейнер", располагает парком собственных 20- и 40-футовых контейнеров. В целях организации перевозки груза в контейнерах железнодорожным транспортом организует доставку контейнера автотранспортом с территории железнодорожной станции отправления к месту погрузки груза в контейнер и обратно. При этом ОАО "ТрансКонтейнер" принуждает ООО "ИТК" к заключению дополнительного соглашения, в котором ООО "ИТК" предлагается использовать услуги по автодоставке контейнеров привлеченных ТК сторонних организаций, либо осуществлять загрузку/выгрузку грузов в/из контейнера в местах общего пользования, в то время как ООО "ИТК" имеет возможность осуществлять автоперевозку контейнеров самостоятельно или с использованием услуг организаций, привлеченных самим ООО "ИТК".
Комиссией УФАС сделан вывод, что ОАО "ТрансКонтейнер", лишая возможности завоза/вывоза контейнеров собственным/привлеченным автотранспортом и предлагая воспользоваться соответствующими услугами перевозчиков, привлеченных ОАО "ТрансКонтейнер", ущемило интересы ООО "ИТК", поставило его в неравные условия при вывозе и завозе предоставляемых ТК универсальных контейнеров со станций Сарепта, Волжский Приволжской железной дороги по сравнению с иными контрагентами ОАО "ТрансКонтейнер" и создало для ООО "ИТК" невыгодные условия получения контейнеров. Такие действия ОАО "ТрансКонтейнер" квалифицировались УФАС как нарушение статьи 10 Закона, в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основаниями такой квалификации послужили положения выданных Федеральной антимонопольной службы России поведенческих условий и предписания от 29.09.2006 № АГУ16791, по которым ОАО "ТрансКонтейнер" обязано создать равные для всех грузоотправителей/грузополучателей условия при вывозе/завозе контейнеров автомобильным транспортом, а также установленное УФАС на основании статьи 5 Закона доминирующее положение ОАО "ТрансКонтейнер" на рынке услуг по предоставлению универсальных контейнеров для их использования при осуществлении внутренних перевозок грузов в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом общего пользования.
ОАО "ТрансКонтейнер" названное решение оспорено в настоящем деле.
Удовлетворяя требования заявителя и признавая оспариваемое решение незаконным суд исходит из следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на установление, дискриминационных условий хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.
В соответствии со статьей 5 данного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие хозяйствующего субъекта и наступление одного из перечисленных в норме последствий.
Приказом ФАС России № 431 от 03.08.2010 ОАО "ТрансКонтейнер" и ОАО "РЖД", как группа лиц включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение только по услуге "предоставление универсальных контейнеров для их использования при осуществлении внутренних перевозок грузов в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом общего пользования" (ОКВЭД 60.1) с долей на рынке больше 50%.
Для четкого разграничения двух видов экономической деятельности, вывоз контейнеров с грузом, а также порожних контейнеров автотранспортом со станций железных дорог в понятие железнодорожной перевозки не входит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ, частью 2 статьи 25 УЖТ РФ по договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать груз грузополучателю. В соответствии с требованиями части 1 статьи 35 УЖТ РФ грузы выдаются на железнодорожной станции назначения. При этом контейнер, в котором доставляется перевозимый груз, в силу договора перевозки обязательной выдаче не подлежит, поскольку контейнер является транспортным оборудованием, а не грузом. Контейнер может являться как собственностью перевозчика, самого грузоотправителя или грузополучателя, так и собственностью третьих лиц. Использование грузоотправителем и грузополучателем контейнера, если иное не установлено договором, ограничено рамками договора перевозки железнодорожным транспортом, поскольку предоставляется контейнер именно для железнодорожной перевозки груза.
Применение части 1 статьи 10 Закона к рассматриваемым правоотношениям является необоснованным и незаконным, так как предоставление контейнеров для перевозки их на автомобильном транспорте и железнодорожные перевозки являются разными видами экономической деятельности.
Доказательств того, что по виду деятельности "перевозка на автомобильном транспортом контейнеров" ОАО "ТрансКонтейнер" занимает доминирующее положение материалы дела не содержат.

В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду "...доминирующее положение ОАО "ТрансКонтейнер".

При этом в материалах дела представлены договора и дополнительные соглашения к ним с ООО "Сервис-Плюс", ЗАО "Метпром", ЗАО "САКСЭС", ОАО "Волжский Оргсинтез", ОАО "Сады Придонья", ООО "ВАТИ", предусматривающие завоз и вывоз груженых и порожних контейнеров со станций Приволжской железной дороги автотранспортом названных организаций, то есть самостоятельно, что не может указывать на доминирующее ОАО "ТрансКонтейнер" в данной сфере деятельности.
Доказательств того, что ООО "ИТК" был поставлен в неравные условия при вывозе и завозе предоставляемых контейнеров по договору транспортной экспедиции № ТЭ-0044/202/10 от 19.03.2010 г. с ОАО "ТрансКонтейнер", ответчик по правилам ст. 65 АПК РФ не представил.
Из имеющегося в материалах дела ответа ОАО "ТрансКонтейнер" от 29.03.2009 г. № 6105/269 не следует прямого запрета на перевозку контейнеров автомобильным транспортом ООО "ИТК" или привлеченных последним организаций-перевозчиков.
Как установлено в судебном заседании, ООО "ИТК" не обращался с заявлением о заключении дополнительного соглашения по договору транспортной экспедиции № ТЭ-0044/202/10 от 19.03.2010 г. или иным предложением к ОАО "ТрансКонтейнер" о вывозе контейнеров своим автомобильным транспортом, а с 29.09.2010 пользовалось услугами привлеченных ОАО "ТрансКонтейнер" автоперевозчиков для вывоза/завоза контейнеров.
Таким образом, для установления факта нарушения ОАО "ТрансКонтейнер" части 1 статьи 10 Закона при предоставлении контейнеров для перевозки грузов автомобильным транспортом УФАС должно было установить доминирующее положение ТК по услуге "деятельность автомобильного грузового у специализированного транспорта", для чего провести анализ соответствующего сегмента рынка, являющегося конкурентно развитым, и на котором ОАО "ТрансКонтейнер" не занимает доминирующего положения.
Такая позиция подтверждается, в том числе, разъяснением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, например: п. 13 постановления от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства": "при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения, должны быть установлены".
При указанных обстоятельствах суд считает антимонопольным органом не представлено достаточных доказательств нарушения ОАО "ТрансКонтейнер" требований части 1 ст. 10 Закона. Требования Заявителя признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление открытого акционерного общества "ТрансКонтейнер" (филиал ОАО "ТрансКонтейнер" на Приволжской железной дороге") удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 04.05.2011 г. № 10-01-10-04/333.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "ТрансКонтейнер" (филиал ОАО "ТрансКонтейнер" на Приволжской железной дороге") расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья
А.В.ПОНОМАРЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 14.10.2011 по делу № А12-13377/2011
<Требования о признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении обществом антимонопольного законодательства удовлетворены, поскольку антимонопольным органом не представлено достаточных доказательств того, что общество занимает доминирующее положение по виду деятельности "перевозка на автомобильном транспорте контейнеров">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru