Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2011 г. по делу № А33-17731/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 января 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мельниковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибстройком", г. Красноярск,
к Государственному учреждению "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС", Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск,
о внесении изменений в государственный контракт,
при участии в судебном заседании:
от истца: Стрикис К.С., представителя по доверенности от 07.12.2010 № 60/10,
от ответчика: Яшина А.Е., представителя по доверенности от 01.02.2010 № 95,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зементовой М.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сибстройком" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Государственному учреждению "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" о внесении изменений в пункт 1.5. государственного контракта на выполнение работ № 03-Е-007/10 от 11.03.2010, изложив его в следующей редакции: "начало и окончание выполнения работ по настоящему контракту определяется согласно графику выполнения работ. Начало выполнения работ - дата подписания контракта. Дата завершения работ - 01.08.2011 г.".
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 06.12.2010 возбуждено производство по делу.
Стороны в предварительном судебном заседании заявили ходатайство о завершении предварительного судебного заседания и переходе в судебное заседание.
Определением от 28.12.2010 завершено предварительное судебное заседание, и рассмотрение дела продолжено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
Ответчик в судебном заседании представил письменный отзыв и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: конкурсной документации.
В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства приобщены к материалам дела.
Истец в судебном заседании представил график производства работ в обоснование заявленных требований, согласно которому конечный срок выполнения работ - август 2011 года.
В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства приобщены к материалам дела.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 056/09 "На выполнение работ по санитарным мероприятиям в ложе водохранилища Богучанской ГЭС, Кежемский район" от 27.02.2010 на основании пункта 4 части1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отказано в допуске к участию в конкурсе ОАО "СпЭС", ООО "НБС-Сибирь", ООО СУ "ТПСК", ООО "Сибстройком", ООО "ДПМК Ачинская", ОАО "Строймеханизация", в связи с чем конкурс признан несостоявшимся.
Письмом № 1038 от 02.03.2010 истец уведомил ответчика о том, что готов выполнить работы в соответствии с требованиями конкурсной документации и заключить государственный контракт на следующих условиях: цена контракта 298 320 393 руб., в том числе НДС 18%; срок выполнения работ до 15.09.2010.
Письмом № 04-02/388 от 10.03.2010 Служба финансово-экономического контроля Красноярского края уведомила ответчика на основании части 1 статьи 31 и пункта 11 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с несостоявшимся открытым конкурсом № 056/09 "На выполнение работ по санитарным мероприятиям в ложе водохранилища Богучанской ГЭС, Кежемский район" о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным подрядчиком - ООО "Сибстройком" (ИНН 2460069301, юридический адрес: 660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 3) на сумму 298 320 393 руб. в соответствии с требованиями, установленными в документации открытого конкурса № 056/09.
11.03.2010 между государственным учреждением "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Сибстройком" (подрядчик) подписан государственный контракт на выполнение работ № 03-Е-007/10.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта подрядчик по заданию заказчика выполняет на условиях генерального подряда работы по санитарным мероприятиям в ложе водохранилища Богучанской ГЭС, Кежемский район, в соответствии с технической частью документации открытого конкурса (приложение № 4), в том числе адресная санитарная очистка на территории населенных пунктов, предприятий, зданий и сооружений, подлежащих выносу, а также мест интенсивного загрязнения и нижних складов; утилизация скотомогильников, а заказчик обязуется принять и оплатить результат данных работ в соответствии с условиями контракта. Работы, указанные в пункте 1.1. контракта выполняются подрядчиком в соответствии с утвержденной в установленном порядке, выданной в производство заказчиком рабочей документацией. В соответствии с проектной документацией указанные работы именуются санитарными мероприятиями в зоне водохранилища, Кежемский район, Красноярский край, 2 этап.
Согласно пункту 1.2. договора работы по контракту подрядчик должен начать и завершить в соответствии с представленным подрядчиком и утвержденным заказчиком графиком выполнения работ, являющимся его неотъемлемой частью контракта (приложение № 2).
В соответствии с пунктом 1.3. контракта график выполнения работ по контракту разрабатывается подрядчиком с учетом нормативной продолжительности выполнения работ и выделенного лимита финансирования на текущий финансовый год.
Согласно пункту 1.5. контракта начало и окончание выполнения работ по контракту определяется согласно графику выполнения работ: дата начала выполнения работ - дата подписания контракта; дата завершения работ - 15.09.2010.
В соответствии с пунктом 4.1.3. контракта заказчик обязан в случае необходимости выдать проектную документацию, согласованную с соответствующими органами, на производство работ в зоне воздушных и подземных действующих коммуникаций.
Согласно пункту 4.1.4. контракта заказчик обязан передать подрядчику разрешительную документацию на право производства работ.
В соответствии с пунктом 8.1. контракта внесение изменений и дополнений в контракт возможно путем заключения дополнительного соглашения, подписанного сторонами.
Сторонами согласован график выполнения работ по санитарным мероприятиям в зоне водохранилища в Богучанской ГЭС, 2 этап (приложение № 2 к контракту), график освоения капитальных вложений и гашения аванса (приложение № 3 к контракту), техническая часть документации открытого конкурса № 056/09 "На право выполнения работ по санитарным мероприятиям в ложе водохранилища Богучанской ГЭС, Кежемский район" (приложение № 4 к контракту).
Как указывает истец, выполнить работы в полном объеме в указанный в государственном контракте № 03-Е-007/10 от 11.03.2010 срок не представляется возможным по следующим причинам:
- согласно пункту 4.1.4. государственного контракта заказчик обязан передать подрядчику разрешительную документацию на право производства работ, однако до настоящего времени ответчиком не выдана в полном объеме разрешительная документация по контракту;
- в связи с отсутствием в проектной документации мероприятий по передислокации учреждений ИК-21 и ИК-22 на новое место, не освобождены объекты, принадлежащие ГУФСИН по Красноярскому краю и расположенные в зоне затопления;
- истцом было получено Распоряжение Главы Кежемского сельсовета № 30 от 10.09.2010, согласно которому ООО "Сибстройком" запрещено проведение санитарной зачистки центральной части ул. Гагарина в с. Кежме до окончания переселения основной части граждан, оставшихся проживать на период осень - зимы 2010 - 2011 годов;
- 13.09.2010 получено письмо № 32 от 12.09.2010, согласно которому Глава Пановского сельсовета не дает разрешение на проведение поджоговых мероприятий в с. Паново до полного выселения жителей;
- завершение работ возможно только в летний период, в связи с необходимостью проведения дезинфекции грунта хлорной известью, с последующим распахиванием, поливкой водой и уплотнением. Выполнение указанных работ в зимний период, с учетом климатических особенностей района производства работ и низкими температурами, не представляется возможным.
Письмом № 1202 от 05.08.2010 истец обратился к ответчику с просьбой продлить срок производства работ по государственному контракту № 03-Е-007/10 от 11.03.2010 до 20.12.2010 (указанный срок предусмотрен приложением № 4 к государственному контракту - разделом 6 технической документации), поскольку в полном объеме разрешительная документация на снос жилых строений, подлежащих сносу не выдана.
Письмом № 1265 от 16.09.2010 истец уведомил ответчика о том, что Распоряжением Главы Кежемского сельсовета № 30 от 10.09.2010 ООО "Сибстройком" запрещено проведение санитарной зачистки центральной части ул. Гагарина в с. Кежма до окончания переселения основной части граждан, оставшихся проживать на период осень - зима 2010 - 2011 годов, а также письмом № 32 от 12.09.2010 Глава Пановского сельсовета не дал разрешение на проведение поджоговых мероприятий в с. Паново до полного выселения жителей, кроме того, заказчиком не выдана в полном объеме разрешительная документация на снос жилых строений, подлежащих сносу, по государственному контракту № 03-Е-007/10 от 11.03.2010, в силу чего окончание работ, в срок, определенный пунктом 1.5. государственного контракта № 03-Е-007/10 от 11.03.2010 не представляется возможным и просил продлить срок до 01.07.2011.
Письмом № 08-4921 от 21.09.2010 ответчик уведомил истца о том, что заказчик не может согласовать продление срока окончания работ по государственному контракту № 03-Е-007/10 от 11.03.2010 и предложил передать данный спор в Арбитражный суд Красноярского края.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском о внесении изменений в пункт 1.5. государственного контракта на выполнение работ № 03-Е-007/10 от 11.03.2010, изложив его в следующей редакции: "начало и окончание выполнения работ по настоящему контракту определяется согласно графику выполнения работ. Начало выполнения работ - дата подписания контракта. Дата завершения работ - 01.08.2011 г.".
В качестве правового основания иска истец указывает статьи 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик против удовлетворения исковых требований не возражал, в письменном отзыве на иск указал следующее:
- между Государственным учреждением "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" и обществом с ограниченной ответственностью "Сибстройком", на основании итогов открытого конкурса № 056/09, проведенного уполномоченным органом по размещению заказа - агентством государственного заказа Красноярского края, в соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 21.07.2009 № 382-П "Об определении уполномоченного органа и утверждении порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков при размещении заказов на поставки товаров, выполняемых работ, оказания услуг для государственных нужд Красноярского края", протокола № 056/09 от 27.02.2010, руководствуясь ч. 1 ст. 31 и п. 11 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действующей на момент проведения открытого конкурса) и письма Службы финансово-экономического контроля Красноярского края от 10.03.2010 № 04-02/388 заключен государственный контракт на выполнение работ от 11.03.2010 № ОЗ-Е-007/10;
- в соответствии с пунктом 1.5. контракта, начало и окончание выполнения работ по контракту определяется согласно графику выполнения работ: дата начала выполнения работ - дата подписания контракта; дата завершения работ - 15.09.2010;
- согласно пункту 4.1.4 контракта, заказчик обязан передать подрядчику разрешительную документацию на право производства работ, однако в настоящее время выдать в полном объеме разрешительную документацию на право производства работ не представляется возможным, в связи с тем, что еще не все граждане подлежащие переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС переселены на новое место жительства. Также в настоящее время решается вопрос о передислокации учреждений ИТК-21 и ИТУ-29, принадлежащих ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю, после чего, ООО "Сибстройком" сможет приступить к выполнению работ по санитарным мероприятиям. Кроме того, главами Кежемского и Пановского сельских Советов Кежемского района Красноярского края изданы распоряжения по запрещению проведения санитарной очистки и поджоговых мероприятий в с. Кежма и с. Паново в связи с нахождением в данных населенных пунктах граждан до настоящего времени не переселенных из зоны затопления Богучанской ГЭС;
- в настоящее время решается вопрос о передислокации учреждений ИТК-21 и ИТУ-29, принадлежащих ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю, после чего, ООО "Сибстройком" сможет приступить к выполнению работ по санитарным мероприятиям, что подтверждается письмом первого заместителя Губернатора края - председателя Правительства края № 3-012804 от 16.12.2010.
- ответчик изъявляет желание и готовность дальнейшего сотрудничества с истцом в рамках заключения дополнительного соглашения к контракту по выполнению на условиях генерального подряда работ по санитарным мероприятиям в ложе водохранилища Богучанской ГЭС, Кежемский район, в соответствии с технической частью документации открытого конкурса № 056/09, в том числе адресной санитарной очистки на территории населенных пунктов, предприятий, зданий и сооружений, подлежащих выносу, а также мест интенсивного загрязнения и нижних складов, утилизации скотомогильников;
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лица, участвующего в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.


Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Заключенный 11.03.2010 между государственным учреждением "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" и обществом с ограниченной ответственностью "Сибстройком" государственный контракт на выполнение работ № 0-Е-007/10, по своей правовой природе является договором подряда, правоотношения по которому регулируются параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Порядок заключения, требования к форме и положениям государственных, муниципальных контрактов заключенных посредством размещения заказа содержатся в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), который устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По договору подряда в соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Статьей 20 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что государственный или муниципальный может быть заключен на основании проведения конкурса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 056/09 "На выполнение работ по санитарным мероприятиям в ложе водохранилища Богучанской ГЭС, Кежемский район" от 27.02.2010 на основании пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отказано в допуске к участию в конкурсе ОАО "СпЭС", ООО "НБС-Сибирь", ООО СУ "ТПСК", ООО "Сибстройком", ООО "ДПМК Ачинская", ОАО "Строймеханизация", в связи с чем конкурс признан несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом государственный или муниципальный контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, цена заключенного контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса или приглашении принять участие в закрытом конкурсе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен в соответствии с частью 1 статьи 31, частью 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных частью 15 статьи 41.11 и частью 14 статьи 41.12 настоящего Федерального закона.
Письмом № 04-02/388 от 10.03.2010 Служба финансово-экономического контроля Красноярского края уведомила ответчика на основании части 1 статьи 31 и пункта 11 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с несостоявшимся открытым конкурсом № 056/09 "На выполнение работ по санитарным мероприятиям в ложе водохранилища Богучанской ГЭС, Кежемский район" о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным подрядчиком - ООО "Сибстройком" (ИНН 2460069301, юридический адрес: 660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 3) на сумму 298 320 393 руб. в соответствии с требованиями, установленными в документации открытого конкурса № 056/09.
Согласно пункту 1.5. контракта начало и окончание выполнения работ по контракту определяется согласно графику выполнения работ: дата начала выполнения работ - дата подписания контракта; дата завершения работ - 15.09.2010.
Сторонами согласован график выполнения работ по санитарным мероприятиям в зоне водохранилища в Богучанской ГЭС, 2 этап (приложение № 2 к контракту), график освоения капитальных вложений и гашения аванса (приложение № 3 к контракту), техническая часть документации открытого конкурса № 056/09 "На право выполнения работ по санитарным мероприятиям в ложе водохранилища Богучанской ГЭС, Кежемский район" (приложение № 4 к контракту).
Согласно пункту 4.1.4. контракта заказчик обязан передать подрядчику разрешительную документацию на право производства работ.
Таким образом, согласно государственному контракту, обязанность по передаче подрядчику разрешительной документации возложена на заказчика.
Материалами дела и самим ответчиком подтверждается, что в установленные государственным контрактом встречные обязанности заказчика ответчиком не исполнены.
Выполнение работ в полном объеме в указанный в государственном контракте № 03-Е-007/10 от 11.03.2010 срок не представилось возможным по следующим причинам:
- в связи с отсутствием в проектной документации мероприятий по передислокации учреждений ИК-21 ИК-22 на новое место не освобождены объекты, принадлежащие ГУФСИН по Красноярскому краю и расположенные в зоне затопления;
- в настоящее время решается вопрос о передислокации учреждений ИТК-21 и ИТУ-29, принадлежащих ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю, после чего, ООО "Сибстройком" сможет приступить к выполнению работ по санитарным мероприятиям, что подтверждается письмом первого заместителя Губернатора края - председателя Правительства края № 3-012804 от 16.12.2010.
- согласно Распоряжению Главы Кежемского сельсовета № 30 от 10.09.2010 ООО "Сибстройком" запрещено проведение санитарной зачистки центральной части ул. Гагарина в с. Кежме до окончания переселения основной части граждан, оставшихся проживать на период осень - зима 2010 - 2011 годов;
- письмом № 32 от 12.09.2010 Глава Пановского сельсовета не дает разрешение на проведение поджоговых мероприятий в с. Паново до полного выселения жителей;
- завершение работ возможно только в летний период, в связи с необходимостью проведения дезинфекции грунта хлорной известью, с последующим распахиванием, поливкой водой и уплотнением. Выполнение указанных работ в зимний период, с учетом климатических особенностей района производства работ и низкими температурами, не представляется возможным.
В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Письмом № 1202 от 05.08.2010 истец обратился к ответчику с просьбой продлить срок производства работ по государственному контракту № 03-Е-007/10 от 11.03.2010 до 20.12.2010 (указанный срок предусмотрен приложением № 4 к государственному контракту - разделом 6 технической документации), поскольку в полном объеме разрешительная документация на снос жилых строений, подлежащих сносу не выдана.
Письмом № 1265 от 16.09.2010 истец уведомил ответчика о том, что Распоряжением Главы Кежемского сельсовета № 30 от 10.09.2010 ООО "Сибстройком" запрещено проведение санитарной зачистки центральной части ул. Гагарина в с. Кежма до окончания переселения основной части граждан, оставшихся проживать на период осень - зима 2010 - 2011 годов, а также письмом № 32 от 12.09.2010 Глава Пановского сельсовета не дал разрешение на проведение поджоговых мероприятий в с. Паново до полного выселения жителей, кроме того, заказчиком не выдана в полном объеме разрешительная документация на снос жилых строений, подлежащих сносу, по государственному контракту № 03-Е-007/10 от 11.03.2010, в силу чего окончание работ, в срок, определенный пунктом 1.5. государственного контракта № 03-Е-007/10 от 11.03.2010 не представляется возможным и просил продлить срок до 01.07.2011.
Письмом № 08-4921 от 21.09.2010 ответчик уведомил истца о том, что заказчик не может согласовать продление срока окончания работ по государственному контракту № 03-Е-007/10 от 11.03.2010 и предложил передать данный спор в Арбитражный суд Красноярского края.
Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи.
В обоснование исковых требований истец ссылается на статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, по смыслу статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенные изменения должны быть вызваны некими объективными, не зависящими от сторон договора обстоятельствами, при этом ненадлежащее исполнение сторонами договорных обязательств не относится к существенному изменению обстоятельств.
Суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, поскольку все указанные истцом обстоятельства существовали не момент заключения договора (район водохранилища был заселен жителями, на нем располагались учреждения ФСИН РФ).
Фактически истец ссылается на нарушение ответчиком встречных обязательств по передаче подрядчику разрешительной документации к контракту.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 8.1. контракта внесение изменений и дополнений в контракт возможно путем заключения дополнительного соглашения, подписанного сторонами.
Поскольку материалами дела и самим ответчиком подтверждается факт нарушения заказчиком предусмотренной пунктом 4.1.4 государственного контракта обязанности по передаче подрядчику разрешительной документации, суд, принимая во внимание, что:
- допущенные ответчиком нарушения условий договора являются существенными, поскольку влекут для подрядчика невозможность выполнения работы в срок, предусмотренных государственным контрактом,
- установленную пунктом 8.1 контракта возможность изменения срока работ в случае невыполнения заказчиком договорных обязательств,
- обоснование истцом срока, на который ООО "Сибстройком" просит продлить контракт,
- отсутствие возражений ответчика против удовлетворения исковых требований, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца по его ходатайству.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Иск удовлетворить.
Внести изменения в государственный контракт на выполнение работ от 11.03.2010 № 03-Е-007/10 заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "Сибстройком", г. Красноярск, и Государственным учреждением "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС", г. Кодинск, Кежемский район, Красноярский край, - пункт 1.5 контракта изложить в следующей редакции: "Начало и окончание выполнения работ по настоящему контракту определяется согласно графику выполнения работ:
- дата начала выполнения работ - дата подписания контракта;
- дата завершения работ - 01 августа 2011 года".
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Л.В.МЕЛЬНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2011 по делу № А33-17731/2010
<Исковые требования о внесении изменений в государственный контракт на выполнение подрядных работ по санитарным мероприятиям в ложе водохранилища в части указания новых сроков выполнения работ удовлетворены, так как ответчиком нарушены встречные обязательства по передаче подрядчику разрешительной документации к контракту, что привело к невозможности выполнения подрядных работ в установленные контрактом сроки>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru