Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ НЕЗАВИСИМОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ КРАЯ В ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ЗАКОНА КРАЯ "О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2012 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 - 2014 ГОДОВ"

Дата проведения независимой экспертизы проекта закона: ноябрь 2011 года.
Состав независимых экспертов, участвующих в проведении публичной независимой экспертизы проекта закона края "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов": Гнатюк Петр Михайлович - председатель Экспертного совета, члены Экспертного совета: Белеев Александр Михайлович, Бухарова Евгения Борисовна, Ерыгин Юрий Владимирович.
Экспертный совет, рассмотрев представленный проект закона края "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов", отмечает следующее.
Экономическая ситуация в стране и крае за последние годы претерпела много изменений: кризисные проявления уступили место благоприятным прогнозам, сдержанное бюджетное планирование привело к реальным положительным результатам. В 2011 году продолжилась тенденция восстановления экономики, что обусловило положительную динамику большинства показателей. В целом можно отметить стабилизацию ситуации в экономике и социальной сфере края в результате восстановления деятельности предприятий после кризиса, а также реализации крупных инвестиционных проектов.
Сейчас мы наблюдаем, что в экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста. Сложившаяся благоприятная ценовая конъюнктура на рынке цветных металлов и нефти, а также остатки средств на счетах краевого бюджета позволили пересмотреть параметры бюджета 2011 года в лучшую сторону. Существенно снижена долговая нагрузка края путем уменьшения объема заимствований. Два раза в течение года было произведено увеличение заработной платы работников бюджетной сферы. Решены другие стратегические задачи: проиндексированы расходы на питание и медикаменты, прочие текущие расходы, предусмотрены средства на предоставление краевого материнского (семейного) капитала, краевых выплат младшим воспитателям и помощникам воспитателей в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей.
В прогнозном периоде траектория роста российской экономики и экономики края будет во многом связана с ситуацией на мировых рынках сырья и капитала.
Теперь бюджетная политика должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. В среднесрочной перспективе бюджетное планирование предусматривает выполнение указанных задач, с учетом которых разработан проект закона края "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов".
Проект краевого бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Красноярского края на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов, а также федеральным и краевым бюджетным и налоговым законодательством. Следует отметить, что в документе отражены задачи, обозначенные в бюджетной и налоговой политике Красноярского края на 2011 - 2013 годы, тем самым обеспечивается ее преемственность - это стопроцентное финансирование действующей сети краевых учреждений, безусловное сохранение базовых мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, реализация приоритетных национальных проектов, продолжение строительства социально значимых объектов, реализация действующих долгосрочных целевых программ.
Однако, помимо сохранения действующих расходных обязательств, бюджетная политика несет в себе новации, рассчитанные на ближайшую перспективу. Данные новации определены исходя из четырех следующих приоритетов: развитие конкурентной экономики, поддержание здоровья населения и пропаганда здорового образа жизни, безопасность среды обитания человека, развитие человеческого потенциала.
Основные параметры краевого бюджета предопределяются основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу, целевыми ориентирами долговой политики, предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и жилищно-коммунальных услуг.
Параметры краевого бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов сформированы следующим образом:
- общий объем доходов краевого бюджета на три года определяется в сумме 386218,9 млн. рублей, в том числе по годам: в 2012 году - 119712,8 млн. рублей, в 2013 году - 126149,6 млн. рублей, в 2014 году - 140356,5 млн. рублей;
- общий объем расходов на три года составляет 435059 млн. рублей, в том числе по годам: в 2012 году - 142591,7 млн. рублей, в 2013 году - 141957 млн. рублей, в 2014 году - 150510,3 млн. рублей.
Наблюдается положительная динамика параметров краевого бюджета в сравнении с последней, на текущую дату, корректировкой бюджета в 2011 году:

(млн. рублей)
┌───┬───────────────────┬──────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ № │    Параметры      │ Сумма по Закону края "О  │  Сумма по проекту закона  │
│п/п│краевого бюджета   │ краевом бюджете на 2011  │края "О краевом бюджете на │
│   │                   │  год и плановый период   │ 2012 год и плановый период│
│   │                   │  2012 - 2013 годов" (в   │   2013 - 2014 годов"      │
│   │                   │   последней редакции)    │                           │
│   │                   ├────────┬────────┬────────┼────────┬────────┬─────────┤
│   │                   │на 2011 │ на 2012│на 2013 │на 2012 │на 2013 │на 2014  │
│   │                   │  год   │   год  │  год   │  год   │  год   │  год    │
├───┼───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤
│1  │Доходы             │129686,3│  115077│119676,1│119712,8│126149,6│ 140356,5│
├───┼───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤
│2  │Расходы, всего     │158814,9│131706,2│125192,7│142591,7│  141957│ 150510,3│
│   │в том числе:       │        │        │        │        │        │         │
├───┼───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤
│2.1│Расходы за счет    │ 35375,2│ 11516,8│  7524,4│ 11425,9│  6758,5│   6848,3│
│   │средств            │        │        │        │        │        │         │
│   │федерального       │        │        │        │        │        │         │
│   │бюджета и иных     │        │        │        │        │        │         │
│   │безвозмездных      │        │        │        │        │        │         │
│   │поступлений        │        │        │        │        │        │         │
├───┼───────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤
│2.2│Расходы за счет    │   798,6│  1106,5│  1039,9│   149,5│   151,3│    153,6│
│   │доходов от         │        │        │        │        │        │         │

├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────┼────────────┤
│Строительство                  │        1631,60   │  3390,30│    +1758,70│
├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────┼────────────┤
│Охрана природы                 │         661,40   │   755,20│      +93,80│
├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────┼────────────┤
│Сельское хозяйство             │        3033,80   │  3678,90│     +645,10│
├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────┼────────────┤
│Транспорт и дороги             │        6587,30   │ 10870,10│    +4282,80│
└───────────────────────────────┴──────────────────┴─────────┴────────────┘

В 2012 году и на период 2013 - 2014 годов сохранен принцип формирования бюджета на основе ведомственных целевых программ (ВЦП). В настоящее время в Красноярском крае утверждены и реализуются 24 ведомственных целевых программы, в том числе по 17 программам предусматриваются расходы краевого бюджета. Это значительная часть краевого бюджета: объем расходов по ВЦП в 2011 году составляет 115504,2 млн. рублей, или 72,7% всех расходов краевого бюджета. Планируемый объем расходов по ВЦП в 2012 году составляет 111637,1 млн. рублей, или 78,3% общих расходов.
Реализация долгосрочных целевых программ (ДЦП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2012 году планируется реализация 50 ДЦП. Объем ассигнований на эти цели в 2012 году увеличится на 21,6% к текущему году. Общий объем средств в расчете на три года по данному направлению составит 30202 млн. рублей.
Как и в прошлые годы, в Красноярском крае будет реализована задача по обеспечению государственных гарантий по региональной выплате и выплате работникам заработной платы не ниже размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), установленного в Красноярском крае.
В 2012 году и плановом периоде 2013 - 2014 годов так же, как и в предыдущие годы, продолжится реализация национальных проектов на территории Красноярского края.
Особенностью развития края в последние годы была реализация крупных инвестпроектов по модели государственно-частного партнерства. Работа по ним продолжалась даже в кризисное время, и этот курс сохранен на перспективу.
В среднесрочной перспективе в число наиболее значимых по объемам инвестиций в основной капитал войдут следующие проекты:
первый этап проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" - строительство гидроэлектростанции, алюминиевого завода и лесопромышленного комплекса в Богучанском районе;
нефтегазовые проекты - продолжение освоения Ванкорского месторождения, начало освоения Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского, Терско-Камовского лицензионных участков, Сузунского, Тагульского нефтегазовых месторождений;
строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва;
строительство ряда объектов тепловой энергетики.
Одним из приоритетов будет являться создание условий для развития малоэтажного строительства. Реализуемый региональный инвестиционный проект "Строительство малоэтажного жилья и коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры района "Новалэнд" предусматривает создание малоэтажного жилья нового типа в совокупности с развитием объектов социальной, коммунальной и энергетической инфраструктуры в пограничной полосе г. Красноярска - в пос. Солонцы Емельяновского района Красноярского края.
Объем средств по данному направлению на три года составляет 6501,7 млн. рублей. Следует отметить, что большая часть этих средств (6322,2 млн. рублей) предусматривается в виде ежегодного резерва (1047,3 млн. рублей, 2497,4 млн. рублей, 2777,4 млн. рублей на 2012 - 2014 годы соответственно) для обеспечения решений, предполагаемых к принятию в очередном финансовом году.
Сохранение в 2012 - 2014 годах механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме субсидирования части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также лизинговых платежей за имущество, полученное от лизинговых компаний по договорам лизинга на реализацию инвестиционных проектов позволит продолжить реализацию уже отобранных инвестиционных проектов и дополнительно поддержать реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание новых, развитие и расширение действующих предприятий в реальном секторе экономики.
Объем средств на финансирование строек и объектов в 2012 - 2014 годах, за счет средств краевого бюджета, составляет 14019,9 млн. рублей. Предусмотренные средства планируется направить на разработку проектно-сметной документации, реконструкцию и строительство 78 социально значимых объектов на территориях городских округов и муниципальных районов края, в том числе на финансирование 23 новых объектов.
На строительство социально значимых объектов будет направлено 5,6 млрд. рублей. В рамках указанных ассигнований будут продолжены:
- реконструкция и расширение краевого онкологического диспансера - 1 млрд. рублей;
- реконструкция ЦРБ в с. Богучаны, Богучанский район - 0,8 млрд. рублей;
- перинатальный центр в г. Красноярске - 1,3 млрд. рублей.
Кроме того, 662,4 млн. рублей будет направлено на строительство 6 спортивных объектов, а также начало проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по 5 новым общеобразовательным школам в Абанском, Каратузском, Курагинском, Минусинском и Тюхтетском районах.
В области межбюджетных отношений в крае основным приоритетом в долгосрочной и среднесрочной перспективах остается обеспечение объективности и стабильности этой системы, создание стимулов к мобилизации собственных доходов местных бюджетов и повышение ответственности органов местного самоуправления за исполнение возложенных на них полномочий.
В среднесрочной перспективе сохранен расчетный объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов городских округов и консолидированных бюджетов муниципальных районов на уровне 2011 года. В целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Красноярского края при перераспределении вышеуказанных полномочий и расходов между органами государственной власти Красноярского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края по согласованию с представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края принято решение о замене дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Красноярского края дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Дифференцированные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц будут установлены сроком на 3 года, что станет дополнительным стимулирующим фактором для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края к развитию налогооблагаемой базы. Кроме того, будет снижен передаваемый в бюджеты муниципальных районов и городских округов Красноярского края норматив отчислений от налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 20% до 10%.
Помимо дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в краевом бюджете предусматриваются дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
В целях обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов муниципальных районов предусмотрен механизм перераспределения доходов от наиболее обеспеченных поселений к менее обеспеченным собственными доходами поселениям ("отрицательный трансферт").
Органы государственной власти края должны обеспечить проведение постоянного мониторинга и контроля за поступлением собственных доходов в местные бюджеты.
В проекте закона соблюдены требования Бюджетного кодекса РФ. Устанавливается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств. Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме расходов на 2012 год составит 14,5%, в 2013 и 2014 годах - 14,1% и 14,2% соответственно. Следует учесть, что в плановом периоде удельный вес публичных нормативных обязательств увеличится в связи с поступлением средств федерального бюджета.
Объем условно утверждаемых расходов (не распределяемых в плановом периоде) в 2013 году составляет 6,5%, в 2014 году - 11,3% общего объема расходов краевого бюджета, что соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ (не менее 2,5% и 5% общего объема расходов краевого бюджета по соответствующим годам планового периода). Значительное превышение объема условно утверждаемых расходов, относительно нижних границ, установленных Бюджетным кодексом РФ, позволяет повысить гибкость бюджетной политики. В условиях нестабильности и колебаний на финансовых и товарных рынках условно утверждаемые расходы на 2013 - 2014 годы, в случае необходимости, можно будет распределить на финансовое обеспечение дополнительно возникших расходов либо, в случае недостаточности доходов краевого бюджета, на исполнение действующих расходных обязательств.
Рассматриваемый проект закона, являясь главным финансовым документом края, предусматривает финансирование в 2012 - 2014 годах жизненно важных направлений социальной и экономической сфер, сельского хозяйства, национальной безопасности и других. Принятие закона, по мнению Экспертного совета, в целом положительно скажется на социально-экономических процессах в крае.
Краевой бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.
Исходя из этого, по мнению Экспертного совета, необходимы системные действия Правительства края по следующим ключевым направлениям.
1. Интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития Красноярского края. Необходимо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов.
2. Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг. 1 июля 2012 г. завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг на региональном и местном уровне. Нужно обеспечить в срок принятие всех необходимых для этого решений, качественно сформировать государственные и муниципальные задания для бюджетных и автономных учреждений и нормативы их финансового обеспечения.
3. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.

Председатель
Экспертного совета
П.М.ГНАТЮК




Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 58(499), 14.11.2011


Заключение Экспертного совета, осуществляющего проведение публичной независимой экспертизы проектов законов края в области бюджетной и налоговой политики, от 01.11.2011
"На проект закона края "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru