ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2011 г. № 13-6313П
О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2013 - 2014 ГОДОВ"
В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов", проведенных в рамках VI Съезда депутатов Красноярского края 28 октября 2011 года, Законодательное Собрание края постановляет:
1. Утвердить Резолюцию
публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов" (прилагается).
2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету и налоговой политике (Семенов В.В.).
Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.УСС
Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания края
от 10 ноября 2011 г. № 13-6313П
РЕЗОЛЮЦИЯ
ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ В РАМКАХ VI СЪЕЗДА ДЕПУТАТОВ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПО ВОПРОСУ "О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ
НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 - 2014 ГОДОВ"
Участники публичных слушаний, обсудив доклад по прогнозу социально-экономического развития края и проекту краевого бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов, отмечают, что в 2011 году в крае наблюдается тенденция восстановления экономики после кризиса, что стало возможным в связи с продолжением реализации крупных инвестиционных проектов, а также адаптацией предприятий к новым экономическим условиям. Положительным фактором стабилизации экономической ситуации в крае стали также антикризисные меры, в рамках которых осуществлялась поддержка текущей деятельности предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, лесной отрасли, строительного комплекса. Реализовывался ряд мер по стабилизации ситуации на рынке труда.
В прогнозном периоде траектория роста экономики Российской Федерации и края будет во многом связана с ситуацией на мировых финансовый и сырьевых рынках.
В прогнозе социально-экономического развития, который взят за основу при формировании краевого бюджета, определены условия реализации активной государственной политики, которая направлена на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизации, а также повышение эффективности расходов бюджета. Кроме того, предполагается рост объемов банковского кредитования и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов.
Предусматривается сохранение позитивных тенденций восстановления мировой экономики. Сценарными условиями развития Российской Федерации в 2012 году и далее в среднесрочной перспективе предусмотрена достаточно благоприятная экономическая конъюнктура - в ближайшие годы рост мировой экономики закрепится в диапазоне от 3,5 до 4 процентов. По оценкам Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации в ближайшие три года объем мировой торговли будет прибавлять от 7 до 13 процентов ежегодно, что отвечает потребностям роста развивающихся стран. Оживлению производства в развитых странах в ближайшей перспективе будет способствовать посткризисное восстановление уровня потребления и инвестиций.
В среднесрочном периоде предусмотрено некоторое ослабление рубля. При этом в 2012 году курс доллара США предполагается на отметке 28,7 рубля (2011 год - 28,6 рубля), в 2013 году доллар США будет стоить 29,4 рубля, в 2014 году - 30,5 рубля.
В 2012 - 2014 годах инфляция будет постепенно замедляться на фоне роста предложения в условиях сохранения относительно низкого потребительского спроса. Развитие потребительского рынка в период 2012 - 2014 годов будет характеризоваться замедлением роста среднегодовых потребительских цен с 7 процентов в 2011 году до 5,9 процента в 2012 году, до 5,6 процента в 2013 году и 5,2 процента в 2014 году. Низкие темпы инфляции будут обусловлены сохранением сдержанной политики регулирования тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий, а также сдержанным ростом цен на продовольственные и непродовольственные товары на фоне относительно низкого роста потребительских расходов населения и высокой конкурентоспособности импортной продукции.
Свой вклад в увеличение объема валового регионального продукта в среднесрочном периоде внесут все виды деятельности. При этом основной прирост валового регионального продукта в прогнозируемом периоде, как и в текущем году, будет обеспечен увеличением добавленной стоимости в промышленности, преимущественно в добыче полезных ископаемых, и проектами по развитию золотодобычи.
В среднесрочном периоде основой экономического роста в крае останется добывающая промышленность за счет увеличения добычи нефти на Ванкорском месторождении - в 2012 году рост составит 40,9 процента к уровню 2010 года, в 2014 году - в 2 раза.
В период 2012 - 2014 годов планируется выход на проектную мощность производства фанеры и шпона в ООО "Енисейский фанерный завод", запуск которого состоялся 27 мая 2011 года.
Предусматривается ввод ряда новых производств в рамках реализуемых в настоящее время инвестиционных проектов:
в лесном комплексе - производство мебели бизнес- и премиум-класса Компанией "Мекран" в Красноярске в 2012 году, производство беленой целлюлозы ЗАО "Краслесинвест" в 2014 году;
в металлургии - Богучанский алюминиевый завод в 2013 году;
в энергетике - Богучанская ГЭС в 2012 году, третий энергоблок Березовской ГРЭС - в 2014 году.
В 2012 - 2013 годах предусмотрено снижение цен на основные производимые в крае цветные металлы. В 2014 году предполагается возобновление роста цен на цветные металлы.
Среднегодовой индекс потребительских цен в 2011 году составит 107 процентов, в том числе на товары - 106,4 процента, платные услуги - 108,6 процента. В 2012 году инфляция прогнозируется на уровне 105,9 процента (товары - 105 процентов, платные услуги - 108,5 процента), в 2013 году - 105,6 процента (товары - 104,7 процента, платные услуги - 108,5 процента), в 2014 году - 105,2 процента (товары - 104,2 процента, платные услуги - 108 процентов). Замедление темпов роста цен на потребительские товары произойдет за счет роста предложения и стабилизации курса рубля в условиях сохранения относительно низкого потребительского спроса.
В плановый среднесрочный период динамика реальной заработной платы во внебюджетном секторе будет приблизительно соответствовать росту производительности труда, а в 2014 году может расти опережающими темпами по мере быстрого снижения уровня безработицы. Начиная с 2012 года на фоне снижения уровня инфляции и роста среднемесячной заработной платы, в том числе вследствие проведения реформы оплаты труда военнослужащих, ускорится рост реальных располагаемых денежных доходов населения.
Рост объемов производства и улучшение ситуации на рынке труда обеспечат рост заработной платы в реальном секторе экономики. На протяжении всего прогнозируемого периода ожидается устойчивый рост потребительского спроса, который будет поддерживаться ростом реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы, а также активизацией потребительского кредитования.
В среднесрочном периоде денежным доходам населения края будет свойственна умеренная динамика темпов роста в условиях увеличения расходов работодателей на оплату труда наемных работников.
В 2011 году денежные доходы населения возрастут на 8,3 процента, расходы работодателей на оплату труда наемных работников - на 12,4 процента. Росту денежных доходов населения будет способствовать повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Прирост реальных денежных доходов населения в 2012 году ожидается в размере 2,7 процента. Реальный рост прогнозируется по денежным доходам населения, полученным в виде оплаты труда, пенсий, доходов от предпринимательской деятельности, дивидендов, предварительной компенсации по вкладам граждан, продажи валюты и другим видам доходов. Наибольший реальный рост будет отмечен по оплате труда наемных работников - на 3,8 процента. В последующие два года реальные денежные доходы населения также будут иметь положительную динамику и составят в 2013 году 103 процента и 103,2 процента в 2014 году.
Величина среднемесячной заработной платы по краю в 2011 году увеличится номинально на 12,5 процента, реально - на 5,2 процента и достигнет 26,2 тыс. рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата в бюджетной сфере составит 19,4 тыс. рублей и номинально превысит уровень предыдущего года на 4,7 процента. Во внебюджетной сфере заработная плата составит 29,6 тыс. рублей и превысит уровень предыдущего года номинально на 15,2 процента, реально - на 7,7 процента.
В прогнозном периоде численность безработных, определяемых как по методологии Международной организации труда, так и официально зарегистрированных, приобретет устойчивую тенденцию к сокращению. К концу 2011 года уровень общей безработицы снизится до 6,2 процента (2010 год - 6,3 процента), 2012 года - до 6,1 процента, 2013 года - до 6 процентов и сохранится на этом уровне в 2014 году. Уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения по результатам 2011 года составит 2,1 процента, к концу прогнозного периода снизится до 1,9 процента.
Ожидается, что в 2012 - 2014 годах организации снизят масштабы неполной занятости и массовых увольнений работников, а также столкнутся с возрастающей кадровой потребностью, в том числе связанной с модернизацией производства и реализацией инвестиционных проектов. В связи с этим прогнозируется дальнейшее улучшение показателей регистрируемого рынка труда - снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (с 33,5 тыс. человек в 2011 году до 30,5 тыс. человек к концу 2014 года), и коэффициента напряженности (с 2,8 в 2010 году до 2,5 к концу 2014 года).
С 2009 года в крае отмечается улучшение демографической ситуации как за счет естественных причин (превышение рождаемости над смертностью), так и за счет миграционных процессов.
Предполагаемая среднегодовая численность населения в 2011 году (с учетом данных переписи) составит 2830,5 тыс. человек (100,09 процента к 2010 году), в 2012 году - 2833,2 тыс. человек, в 2014 году - 2838,1 тыс. человек, таким образом, за три года она увеличится на 0,27 процента.
По итогам 2011 года валовой региональный продукт достигнет 1121,6 млрд. рублей и увеличится по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 1,6 процента. В 2012 году темпы роста объема валового регионального продукта составят 102,7 процента, или 1205,7 млрд. рублей, в 2013 году - 104,1 процента, или 1382,4 млрд. рублей, в 2014 году - 104 процента, или 1535,5 млрд. рублей.
На основе прогноза социально-экономического развития определены основные направления бюджетной и налоговой политики Красноярского края на среднесрочную перспективу, в основу которой положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, а также основных направлениях федеральной бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Кроме того, учтены цели, обозначенные в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Красноярского края на 2011 - 2013 годы, обеспечивая тем самым ее преемственность.
Бюджетная политика 2011 года по сравнению с 2010 годом подверглась существенной корректировке. Несмотря на положительную динамику основных макроэкономических показателей, первоначальные параметры бюджета характеризовались напряженностью. Это было связано с выпадающими доходами краевого бюджета и увеличением "расходной" нагрузки вследствие решений, принятых на федеральном уровне.
Так, отмена льготной пошлины на нефть Восточной Сибири, рост ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, а также увеличение размера страховых взносов привели к снижению финансовых результатов деятельности предприятий и, как следствие, снижению поступлений налога на прибыль на 10,5 млрд. рублей.
Одновременно принятые федеральные решения увеличили расходы краевого бюджета почти на 8 миллиардов.
Таким образом, совокупная дополнительная нагрузка на краевой бюджет составила более 18 млрд. рублей. Именно в таком объеме сложился первоначальный дефицит бюджета.
Однако в настоящий период благоприятные бюджетные прогнозы сдерживаются по ряду причин.
Несмотря на то что в крае приняты все меры, направленные на создание благоприятных условий для развития реального сектора экономики, динамика доходов краевого бюджета в 2010 - 2014 годах не соответствует приросту налогового потенциала. Это результат изменений федерального налогового, бюджетного и таможенного законодательства, которые перераспределили доходы от реализации в Красноярском крае инвестиционных проектов в пользу федерального бюджета. В 2012 году при напряженных параметрах прогноза социально-экономического развития рост доходов, обусловленный приростом базы, едва покроет потери от изменения федерального законодательства. Таким образом, собственные доходы краевого бюджета в 2012 году не вырастут, при том что расходы увеличиваются в результате решений, принятых на федеральном уровне без финансового подкрепления, а также в связи с принятием собственных инициативных расходных полномочий.
В этих условиях главным приоритетом бюджетной политики является сохранение разумного баланса между расходами и подкрепляющими их источниками, недопущение чрезмерной нагрузки на бюджет.
Основными направлениями бюджетной политики Красноярского края в 2012 - 2014 годах являются:
- реализация федеральных направлений бюджетной политики;
- создание дорожного фонда Красноярского края;
- модернизация системы здравоохранения края;
- модернизация системы общего образования края;
- обеспечение сбалансированности краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований края в условиях перераспределения полномочий;
- стимулирование к наращиванию налогового потенциала муниципальных образований края;
- реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов Красноярского края на период до 2012 года;
- реформирование сети краевых и муниципальных учреждений;
- повышение энергоэффективности экономики края;
- развитие информационного общества и формирование электронного правительства.
Формирование объема и структуры расходов краевого бюджета на 2012 - 2014 годы осуществляется исходя из определения "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2012 - 2013 годы на основе утвержденных Законом
края "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов" и объема бюджетных ассигнований на 2014 год с учетом необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств.
Базовый объем бюджетных ассигнований на 2012 - 2014 годы уточнен в связи с перераспределениями расходных полномочий и изменением федерального законодательства, в том числе:
- с 2012 года передается на федеральный бюджет финансовое обеспечение полиции общественной безопасности;
- предусматривается индексация фондов оплаты труда работников краевых государственных учреждений и краевых государственных гражданских служащих с 1 октября 2012 года на 6 процентов и стипендиального фонда для обучающихся в краевых учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 процентов, публичных нормативных обязательств - на уровень инфляции (в 2012 году - на 6 процентов, в 2013 году - на 5,5 процента, в 2014 году - на 5 процентов);
- снижены на 2012 - 2013 годы тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в размере 10 процентов для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф);
- с 1 января 2012 года расходы на обеспечение выполнения функций (содержание) органов государственной власти края и обеспечение деятельности краевых государственных учреждений проиндексированы на 3 процента, с 1 января 2013 года на 2,75 процента, с 1 января 2014 года на 2,5 процента;
- проиндексированы с 1 января 2014 года расходы на коммунальные услуги на 15 процентов для населения, для бюджетных учреждений - на 11,3 процента (индексация в 2012 - 2013 годах учтена при формировании бюджета на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов).
Реализация долгосрочных целевых программ (ДЦП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2012 году планируется реализация 50 ДЦП. Объем ассигнований на эти цели в 2012 году увеличится на 21,6 процента к текущему году.
Основным приоритетом в среднесрочной и долгосрочной перспективах в области межбюджетных отношений в крае остается обеспечение объективности и стабильности этой системы, направленной на создание стимулов к мобилизации собственных доходов местных бюджетов и повышение ответственности органов местного самоуправления за исполнение возложенных на них полномочий.
Формирование проекта краевого бюджета на 2012 год, а также бюджетов муниципальных образований края происходит в условиях изменения федерального законодательства в части передачи полномочий по финансированию расходов на здравоохранение от муниципальных образований на уровень субъектов Российской Федерации и необходимости формирования региональных дорожных фондов. В связи с этим планируется произвести передачу на краевой уровень расходов муниципальных образований по здравоохранению в размере 4,2 млрд. рублей и расходов по содержанию улично-дорожной сети в размере 2,1 млрд. рублей, что приводит к значительной экономии средств местных бюджетов и росту расходов краевого бюджета. Это обусловливает необходимость внесения изменений в действующую систему межбюджетных отношений в части передачи адекватного размера налоговых поступлений бюджетов муниципальных образований на краевой уровень.
Для обеспечения сбалансированности краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Красноярского края в связи с перераспределением полномочий и расходов между органами государственной власти Красноярского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края начиная с 2012 года, по согласованию с представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, заменены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Красноярского края дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, которые будут установлены сроком на 3 года. Это станет дополнительным стимулирующим факторам для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края к развитию налогооблагаемой базы. Также будет снижен передаваемый в бюджеты муниципальных районов и городских округов Красноярского края норматив отчислений от налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 20 до 10 процентов.
Прогнозное значение средней бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) до выравнивания в 2012 году составит 10,8 тыс. рублей в расчете на одного человека.
В целях обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов муниципальных районов предусмотрен механизм перераспределения доходов от наиболее обеспеченных поселений к менее обеспеченным собственными доходами поселениям ("отрицательный трансферт").
В предстоящем периоде одной из мер, направленных на увеличение доходов консолидированного бюджета, станет финансовое стимулирование муниципальных образований, обеспечивающих развитие налогового потенциала на своей территории и снижающих финансовую зависимость от регионального бюджета.
Стимулирование органов местного самоуправления к развитию налогового потенциала предполагается в рамках долгосрочной целевой программы
"Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае" на 2011 - 2013 годы". Данную программу планируется дополнить новым мероприятием - "гранты бюджетам городских округов и муниципальных районов края в целях поощрения муниципальных образований края, обеспечивающих развитие налогового потенциала на своей территории", на реализацию которого потребуется 300 млн. рублей (по 100 млн. рублей ежегодно в 2012 - 2014 годах). Стимулирование предполагает ежегодное поощрение 20 муниципальных образований края, достигших наилучших значений показателей по развитию налогового потенциала на своей территории.
На 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов сформированы следующие параметры краевого бюджета:
прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета в сумме 119712804,6 тыс. рублей;
общий объем расходов краевого бюджета в сумме 142591677,1 тыс. рублей;
дефицит краевого бюджета в сумме 22878872,5 тыс. рублей.
Основные характеристики краевого бюджета на 2013 год и на 2014 год определены в следующих объемах:
прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета на 2013 год в сумме 126149608,4 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 140356545,0 тыс. рублей;
общий объем расходов краевого бюджета на 2013 год в сумме 141957039,7 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 9191200,0 тыс. рублей, и на 2014 год в сумме 150510291,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 16944410,1 тыс. рублей;
дефицит краевого бюджета на 2013 год в сумме 15807431,3 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 10153746,3 тыс. рублей.
Участники публичных слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Законодательному Собранию края:
- принять проект закона края "О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов".
2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:
- продолжить работу с органами государственной власти Российской Федерации по получению дополнительных средств федерального бюджета на:
возмещение "выпадающих" доходов и покрытие дополнительных расходов бюджета края, возникших в связи с изменением действующего законодательства на федеральном уровне, а также на проведение модернизации отраслей образования и здравоохранения;
реализацию инвестиционных проектов на территории края;
- по итогам 1 полугодия провести анализ исполнения бюджетов муниципальных образований и при необходимости принять меры по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований;
- провести анализ эффективности бюджетных инвестиций в виде взносов в уставные фонды государственных предприятий края;
- продолжить работу по решению вопроса досрочной индексации заработной платы работникам бюджетной сферы в 2012 году;
- разработать мероприятия по повышению фондов оплаты труда работников культуры и социального обслуживания населения;
- разработать мероприятия по обеспечению служебным жильем специалистов, привлекаемых на работу в бюджетные учреждения, расположенные в сельской местности.
3. Правительству края:
- обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики;
- проводить систематическую работу с крупнейшими налогоплательщиками края по вопросу уплаты налоговых платежей в бюджет по месту их фактического нахождения на территории края;
- провести анализ выполнения социальных обязательств и налоговых поступлений в бюджет края от предприятий отраслей, получивших государственную поддержку в рамках реализации антикризисных мер в 2009 - 2010 годах;
- проводить систематический мониторинг размера государственного внутреннего долга, принять меры по возможному сокращению запланированных заимствований;
- продолжить работу по внедрению энергосберегающих технологий, реализации мероприятий программы энергосбережения;
- разработать мероприятия по получению дополнительных поступлений в краевой дорожный фонд от использования придорожной инфраструктуры и других возможных источников;
- продолжить работу по созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности Красноярского края, построению инновационной системы за счет развития и поддержки научных проектов, создания стимулов для инновационной деятельности;
- обеспечить реализацию программы повышения эффективности бюджетных расходов;
- завершить работу по реструктуризации бюджетной сети посредством изменения правового статуса государственных учреждений;
- продолжить работу по строительству и размещению объектов по утилизации и переработке отходов производства и потребления на территории края;
- обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление субсидий местным бюджетам, включая распределение и перечисление средств субсидий в целях выполнения и оплаты работ, связанных с проведением капитальных ремонтов, строительством объектов муниципальной собственности.
4. Органам местного самоуправления:
- проводить систематическую работу по наращиванию доходной базы местных бюджетов, стабилизации экономического положения на территориях, созданию условий для эффективной работы предприятий всех форм собственности, уделить особое внимание развитию малого и среднего бизнеса, реализации инвестиционных проектов, созданию новых рабочих мест, увеличению занятости населения;
- организовать мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятий, действующих на территории муниципального образования и получивших антикризисную поддержку на уровне муниципалитета, провести анализ выполнения социальных обязательств и налоговых поступлений в местные бюджеты;
- разработать мероприятия по наращиванию налоговой базы местных бюджетов, сокращению недоимки в местные бюджеты;
- обеспечить реализацию программ повышения эффективности бюджетных расходов;
- завершить создание контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях края;
- повысить качество бюджетного планирования при расчете потребностей на получение средств из краевого бюджета в форме субсидий и субвенций;
- продолжить работу по внедрению энергосберегающих технологий;
- обеспечить своевременное и качественное освоение средств, получаемых из краевого бюджета в форме субсидий и субвенций, а также на финансирование мероприятий в рамках реализации долгосрочных целевых программ;
- не допускать длительного нахождения средств краевого бюджета, полученных в форме субсидий и субвенций, на счетах местных бюджетов, обеспечить эффективное, качественное и своевременное их освоение. При отсутствии потребностей обеспечить своевременный возврат неиспользованных средств в краевой бюджет;
- увеличить охват детей внешкольными формами дополнительного образования;
- продолжить работу по совершенствованию системы межбюджетных отношений внутри муниципальных образований для достижения оптимального баланса между необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для наращивания собственной налоговой базы поселений;
- обеспечить своевременное получение средств всем категориям населения, получающим социальные выплаты за счет бюджетных средств.