Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. по делу № 33-986

Судья Капустина Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.,
судей Ениславской О.Л. и Яроцкой Н.В.,
при секретаре Г.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения социального обслуживания "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на решение Порховского районного суда Псковской области от 09 июня 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования К.Н., Б.Л. к ГУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" о признании незаконным и отмене приказа от 14.04.2011 г. № 66-лс "Об установлении нормы продолжительности рабочего времени педагогическим работникам", взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ директора ГУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" от 14.04.2011 г. № 66-лс "Об установлении нормы продолжительности рабочего времени педагогическим работникам".
К.Н., Б.Л. в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, отказать.
Взыскать с ГУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" государственную пошлину 200 рублей в доход федерального бюджета.
Выслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения представителей ответчика - ГУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Б.М. и Х.Е., представителя третьего лица - ГГУСЗН Псковской области В.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения истиц К.Н., Б.Л. и их представителя С.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

К.Н. и Б.Л., работающие воспитателями в Государственном учреждении социального обслуживания "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" обратились в суд с иском к работодателю о признании приказа № 66-лс от 14.04.2011 незаконным, его отмене и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указали, что названным приказом, изданным на основании ответа Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 05.04.2011 № СЗ-10-1721 на исх. № 57 от 10.03.2011 ГУ СО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", с 14.06.2011 года продолжительность рабочего времени педагогическим работникам устанавливается 36 часов в неделю, что является незаконным, так как согласно вышеуказанному ответу такая продолжительность рабочего времени устанавливается педагогическим работникам социального обслуживания, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, а ответчик данную реабилитацию не осуществляет, а, кроме того, оспариваемый приказ противоречит Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075, в соответствии с которым норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья, составляет 25 часов в неделю.
В судебном заседании К.Н., Б.Л. и их представитель С.А. поддержали заявленные требования, дополнительно пояснив, что согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" ГУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" является образовательным учреждением, так как занимается содержанием и воспитанием детей; данное учреждение обслуживает детей с ограниченными возможностями и не относится к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; действующим законодательством установлены единые квалификационные характеристики для должности воспитателя, в связи с чем истицы вправе рассчитывать на работу в равных условиях и равную оплату равноценного труда. Кроме того, полагали, что на основании ст. 11 ГПК РФ при разрешении спора следует применить Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 по аналогии закона.
Представитель ответчика - ГУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Х.Е. и представитель третьего лица - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области В.Г. иск не признали, пояснив, что установленная действующим законодательством норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 25 часов не применима к воспитателям, работающим в учреждениях социального обслуживания, а Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075, на который ссылаются истицы в обоснование заявленных требований, не вступил в силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик просит о его отмене, приведя доводы, аналогичные позиции, занятой при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В возражениях на жалобу истицы считают решение суда принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из материалов дела усматривается, что в августе 2010 года ревизионной группой Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области была проведена комплексная документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности ГУСО "Бельско-Устьенский дом-интернат для умственно отсталых детей".
В акте ревизии от 02.08.2010 года обозначено, что в коллективных договорах администрации учреждения с работниками отсутствуют ссылки на нормативные документы, на основании которых применяется сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников.
В соответствии с трудовыми договорами и условиями коллективного договора продолжительность рабочего времени истиц составляет 25 часов в неделю с режимом работы в две смены по пять часов в день.
05.04.2011 года ГГУСЗН Псковской области направило руководителям Территориальных управлений и руководителям государственных учреждений социального обслуживания письмо за № СЗ-10-1721, в котором указало на выявление при проверке финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений социального обслуживания фактов неправильного установления нормы продолжительности рабочего времени педагогическим работникам и, ссылаясь на письмо Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 № 22-1-123 и положения ст. 333 ТК РФ разъяснило, что педагогическим работникам учреждений социального обслуживания, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, продолжительность рабочего времени устанавливается 36 часов в неделю.
14.04.2011 года ответчиком на основании вышеуказанного письма от 05.04.2011 был издан приказ № 66-лс об установлении с 14.06.2011 года продолжительности рабочего времени педагогическим работникам 36 часов в неделю.
В соответствии с ч. 2 ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Статьей 92 ТК РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников и определено, что данным Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).
Согласно ч. 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Частью 3 ст. 333 ТК РФ в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ, было предусмотрено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 25 часов в неделю установлена воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ТК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ определение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы отнесено к компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти.
Пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 337, установлено, что данное Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты о продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы).
24.12.2010 года Министерство образования и науки Российской Федерации издало Приказ № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", которым норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 25 часов в неделю установлена воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья.
Пунктом 2 названного Приказа определено, что данный нормативный акт вступает в силу с даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
Поскольку такое Постановление Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принято, вышеуказанный Приказ в силу не вступил.
В этой связи при разрешении дела следует руководствоваться действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", а применение судом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 не может быть признано правильным.
Исходя из вышеприведенных положений названного Постановления, обстоятельством, имеющим значение для дела в качестве обязательного условия для применения данного нормативного акта к спорным правоотношениям, является не только работа истиц непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья, но и их работа в образовательном учреждении.
Суд установил, что Государственное учреждение социального обслуживания "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" создано с целью осуществления стационарного социального обслуживания постоянно либо временно проживающих в учреждении детей-инвалидов от 4 до 18 лет, имеющих отклонения в развитии и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе; не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, в связи с чем обучение проживающих в учреждении детей-инвалидов производится учителями ГОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1 восьмого вида г. Пскова", однако ошибочно посчитал, что данные обстоятельства не являются препятствием для применения к спорным правоотношениям вышеприведенных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191, указав, что действующим законодательством установлены единые квалификационные характеристики для всех воспитателей, отнесенных к педагогическим работникам.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Администрации Псковской области от 19.10.2010 имеет номер 389, а не 398.

При этом суд сослался на Постановление Администрации Псковской области от 19.10.2010 № 398 "Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области", определившее один квалификационный уровень для всех воспитателей; Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования", установивший, что воспитатель относится к профессиональной группе педагогических работников; Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, определивший в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" единые должностные обязанности воспитателя, как в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях, так и в иных учреждениях и организациях.
Названные нормативные акты подтверждают правильность установления ответчиком продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю и основанием для удовлетворения заявленных исковых требований послужить не могут, так как продолжительность рабочего времени 25 часов в неделю определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 только для воспитателей образовательных учреждений, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья.
В этой связи не может быть признан правильным вывод суда первой инстанции о том, что данное нормативное положение не ограничивает свое применение к воспитателям, работающим в учреждениях социального обслуживания.
Доводы истиц о том, что ГУ СО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" относится к образовательным учреждениям на основании п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", в соответствии с которым образовательным является учреждение, обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, не могут быть признаны состоятельными, как противоречащие определенному Уставом предмету деятельности данного учреждения и подпункту 12 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", прямо относящему детские дома-интернаты для умственно отсталых детей к учреждениям социального обслуживания.
Не могут быть признаны правильными и выводы суда первой инстанции о том, что на настоящее время отсутствуют нормативные документы, определяющие норму часов работы воспитателей социальных учреждений, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 11 ГПК РФ к спорным правоотношениям возможно применение вышеприведенных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 по аналогии закона.
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) воспитателей, работающих в учреждениях социального обслуживания, установлена ч. 1 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой для всех педагогических работников.
Определенная Правительством Российской Федерации норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 25 часов в неделю является специальной нормой для воспитателей образовательных учреждений, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья, в связи с чем она не может применяться по аналогии закона к воспитателям, работающим в иных учреждениях.
Какой-либо нормативный акт, позволяющий распространить действие вышеуказанного правового положения на воспитателей, работающих в учреждениях социального обслуживания, на настоящее время отсутствует.
Доводы истиц о том, что в связи с установлением единых квалификационных характеристик для должности воспитателя они вправе рассчитывать на работу в равных условиях и равную оплату равноценного труда, не могут быть признаны состоятельными, так как при равных должностных обязанностях и требованиях к квалификации работа воспитателей в образовательных учреждениях и в учреждениях социального обслуживания имеет свои особенности, которые и явились в силу ч. 3 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации основанием для определения Правительством Российской Федерации продолжительности рабочего времени 25 часов в неделю только воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья.
Оценка справедливости принятого Правительством Российской Федерации нормативного акта не относится к компетенции суда, в связи с чем не может быть признан правильным вывод суда первой инстанции о справедливости установления воспитателям ГУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы 25 часов в неделю.
По смыслу ч. 1 ст. 11 ГПК РФ, рассматривая данный спор, суд должен проверить соответствие оспариваемого приказа требованиям подлежащих применению при разрешении дела нормативных правовых актов, а не разъяснениям, содержащимся в письмах Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 05.04.2011 № СЗ-10-1721 и Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от 20.01.2011 № 22-1-123, в связи с чем не может послужить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, как не имеющая значения для дела, ссылка суда на непредставление указанных в письме от 05.04.2011 года актов проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений социального обслуживания, а также на то, что ответчик не является специализированным учреждением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (реабилитационным центром).
Поскольку правовых оснований для установления истицам нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы 25 часов не имеется, не может быть положен в основу удовлетворения исковых требований К.Н. и Б.Л. и тот факт, что до разрешения настоящего спора ответчиком длительное время ошибочно применялось Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191.
В связи с изложенным принятое судом решение не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, поэтому, отменив решение суда первой инстанции, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новое решение об отказе К.Н. и Б.Л. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Порховского районного суда Псковской области от 09 июня 2011 года отменить и принять новое решение об отказе К.Н. и Б.Л. в удовлетворении иска.

Председательствующий
Е.В.СЛАДКОВСКАЯ

Судьи
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ
Н.В.ЯРОЦКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Псковского областного суда от 26.07.2011 по делу № 33-986
<В удовлетворении иска отказано, поскольку определенная Правительством Российской Федерации норма часов (25 часов в неделю) педагогической работы является специальной нормой для воспитателей образовательных учреждений, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья, в связи с чем она не может применяться по аналогии закона к воспитателям, работающим в иных учреждениях>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru