Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 августа 2010 г. по делу № А60-18552/2010-С9

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2010 года
Полный текст решения изготовлен 16 августа 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Г.В. Морозовой, судей С.П. Воронина, Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания судьей Г.В. Морозовой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
исполняющего обязанности прокурора Свердловской области
к Главе Екатеринбурга
о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Васильева М.А., старший прокурор по доверенности от 12.10.2009 № 8-12-09;
от заинтересованного лица - Ваулина И.С., главный специалист отдела правового обеспечения по доверенности от 21.12.2009 № 181.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Исполняющий обязанности прокурора Свердловской области советник юстиции С.В. Филипенко обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Главы Екатеринбурга от 02 февраля 2007 года № 260 "Об утверждении годовых норм образования отходов производства и потребления различными категориями природопользователей города Екатеринбурга".
Заинтересованным лицом требования отклонены полностью по основаниям, изложенным в отзыве от 21 июня 2010 года.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, арбитражный суд

установил:

2 февраля 2007 г. Главой города Екатеринбурга принято постановление № 260 "Об утверждении годовых норм образования отходов производства и потребления различными категориями природопользователей города Екатеринбурга", опубликованное в газете "Вечерний Екатеринбург" (выпуск № 25 от 13.02.2007).
В соответствии с пунктом 1 данного постановления утверждаются годовые нормы образования отходов производства и потребления различными категориями природопользователей города Екатеринбурга для применения их при оформлении разрешительной документации в области охраны окружающей природной среды, проектировании, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 2 постановления организациям, обслуживающим жилищный фонд, при заключении договоров на вывоз отходов и крупногабаритных материалов при заключении с арендодателями и собственниками нежилых помещений, рекомендовано применять нормы, указанные в приложении к постановлению.
При этом в приложении к постановлению приведены рекомендуемые нормы образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций города Екатеринбурга с указанием наименования объекта образования отходов (предприятия службы быта, автотранспортные предприятия, медицинские учреждения и т.д.), а также единицы измерения среднегодовой нормы накопления.
Таким образом, постановление Главы города Екатеринбурга от 02.02.2007 за № 260 устанавливает единые правовые нормы, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с образованием и накоплением отходов производства и потребления.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ имеет наименование "Об охране окружающей среды", а не "Об охране окружающей природной среды".

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" законодательство в области охраны окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а так же принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей природной среды, установлены пунктом З статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 11 в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", имеется в виду "пунктом 11 части 1 статьи 16".

Пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Согласно статье 2 Устава города Екатеринбурга муниципальное образование "город Екатеринбург" является городским округом.
К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу положений статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с "Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 за № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Согласно законодательству уполномоченным территориальным органом исполнительной власти является Уральское управление Ростехнадзора.
Таким образом, из названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организации органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Постановление Главы Екатеринбурга от 02.02.2007 № 260 "Об утверждении годовых норм образования отходов производства и потребления различными категориями природопользователей города Екатеринбурга" затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а так же учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
Данные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Ссылка заинтересованного лица на то, что оспариваемое постановление имеет рекомендательный характер и не нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов судом не принимается, поскольку пункт 1 данного нормативного правового акта непосредственно предписывает различным категориям природопользователей руководствоваться указанными в приложении годовыми нормами образования отходов производства и потребления при оформлении разрешительной документации в области охраны окружающей природной среды, проектировании, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
В момент вынесения Главой Екатеринбурга оспариваемого постановления от 02.02.2007 № 260 порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 16.06.2000 № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, суд приходит к выводу, что постановление Главы Екатеринбурга № 260 от 02.02.2007 "Об утверждении годовых норм образования отходов производства и потребления различными категориями природопользователей города Екатеринбурга" противоречит положениям Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" и вынесен органом местного самоуправления с превышением полномочий.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно статьям 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные требования исполняющего обязанности прокурора Свердловской области советника юстиции С.В. Филипенко следует удовлетворить полностью.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействующим постановление Главы Екатеринбурга от 02 февраля 2007 года № 260 "Об утверждении годовых норм образования отходов производства и потребления различными категориями природопользователей города Екатеринбурга" как несоответствующее статьям 2, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды", статьям 2, 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "об отходах производства и потребления".
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Г.В.МОРОЗОВА

Судьи
С.П.ВОРОНИН
Ю.К.КИСЕЛЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2010 по делу № А60-18552/2010-С9
О признании недействующим Постановления Главы Екатеринбурга от 02.02.2007 № 260 "Об утверждении годовых норм образования отходов производства и потребления различными категориями природопользователей города Екатеринбурга".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru