Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2011 г. по делу № 4а11-323

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу М. на Постановление начальника ОУФМС России по Челябинской области в Калининском районе г. Челябинска от 22 ноября 2010 г., решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 15 декабря 2010 г. и решение судьи Челябинского областного суда от 21 января 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении М.,

установил:

Постановлением начальника ОУФМС России по Челябинской области в Калининском районе г. Челябинска от 22 ноября 2010 г. М. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с Постановлением должностного лица ОУФМС от 22 ноября 2010 г. М. обжаловала его в суд.
Решением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 15 декабря 2010 г. указанное выше Постановление оставлено без изменения.
Судья Челябинского областного суда решением от 21 января 2011 г. оставил без удовлетворения жалобу М., а Постановление начальника ОУФМС России по Челябинской области в Калининском районе г. Челябинска от 22 ноября 2010 г., решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 15 декабря 2010 г. - без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, М. просит об отмене Постановления начальника ОУФМС России по Челябинской области в Калининском районе г. Челябинска от 22 ноября 2010 г., решения судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 15 декабря 2010 г. и решения судьи Челябинского областного суда от 21 января 2011 г., ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения Постановления должностного лица и решения судей не нахожу.
Из материалов дела следует, что должностным лицом ОУФМС России по Челябинской области в Калининском районе г. Челябинска 22 ноября 2010 г. в ходе проверки соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации установлено, что М., как сторона, принимающая иностранного гражданина на территории Российской Федерации, не уведомила орган миграционного учета об убытии (фактическом отсутствии по месту пребывания) гражданина Великобритании Т. в срок, установленный в п. 2 ст. 23 Закона № 109-ФЗ.
По факту выявленного административного правонарушения должностным лицом ОУФМС России по Челябинской области в Калининском районе г. Челябинска 22 ноября 2010 г. в отношении М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Факт совершения М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении, уведомлением о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, письменными объяснениями М. от 22 ноября 2010 г., рапортом старшего инспектора ОИК отдела УФМС России по Челябинской области в Калининском районе г. Челябинска Ю., и другими доказательствами, оцененными в совокупности в соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Миграционный учет в Российской Федерации иностранных граждан по месту пребывания осуществляется в соответствии со ст. ст. 20 - 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон № 109-ФЗ).
Как следует из ст. 4 Закон № 109-ФЗ, миграционный учет имеет, как правило, уведомительный характер (п. 2) и осуществляется в том числе в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод и для исполнения ими возложенных на них обязанностей (п/п 1 п. 1), а также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям (п/п 6 п. 1).
При этом в основу организации миграционного учета положены принципы свободы передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, защиты государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права, сочетания интересов личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты иных национальных интересов Российской Федерации, доступности совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета, а также унификации правил миграционного учета (п. 3).
Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону, в качестве которой в соответствии с п/п 7 п. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ, может выступать гражданин Российской Федерации,
При этом в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9) (далее - Правила) принимающая сторона выражает свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, дополнительно скрепляемой печатью, в случае, если в качестве принимающей стороны выступает организация (пункт 25).
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ этой же статьи, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 109-ФЗ, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Согласно ст. 22 Закона № 109-ФЗ для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту. Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ предоставляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Из п. 20 Правил следует, что иностранные граждане, временно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации, по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.
Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, при непосредственном обращении в территориальный орган ФМС России является отметка о приеме уведомления в отрывной части уведомления, проставляемая территориальным органом ФМС России, что определено в п. 58 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации (утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 6 июля 2009 года № 159).
Территориальный орган ФМС России после проставления отметки о приеме уведомления передает принимающей стороне и (или) иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания (п. 60 Административного регламента).
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания согласно п. 2 ст. 23 Закона № 109-ФЗ осуществляется органом миграционного учета после получения от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (с указанием в этой части бланка даты его убытия из места пребывания), которая должна быть направлена ею в данный орган не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина из места пребывания.
Согласно п. 39 Правил при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
Таким образом, приведенные нормы не предусматривают иного способа и порядка снятия иностранного гражданина с миграционного учета по окончании срока пребывания, кроме как путем направления в орган миграционного учета отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Отсутствие в законе прямого упоминания об обязанности принимающей стороны, официально подтвердившей свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина и тем самым добровольно принявшей на себя соответствующие обязательства по осуществлению миграционного учета, представить (направить) отрывную часть бланка уведомления в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы в случае, если иностранный гражданин не находился в месте пребывания, само по себе не может служить основанием для освобождения принимающей стороны от необходимости предпринять все доступные меры для исполнения адресованных ей требований миграционного законодательства, в том числе проинформировать об этом территориальный орган миграционного учета в любой доступной форме, обеспечивающей адекватное и своевременное доведение до него соответствующих сведений. Иное означало бы не только отступление от закрепленных в федеральном законе принципов осуществления миграционного учета, но и по сути противоречило бы положениям ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, директивным образом обязывающим органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
При принятии решения о привлечении М. к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, административный орган исходил из того, что М., являясь принимающей стороной, не произвела действий, связанных с уведомлением органа миграционного учета об убытии (о фактическом ненахождении в месте пребывания) гражданина Великобритании Т., не позднее чем через 2 дня со дня, когда он не прибыл в определенное и согласованное место пребывания.
Из материалов дела следует, что гражданин Великобритании Т. въехал на территорию Российской Федерации 11 октября 2010 г. сроком пребывания до 9 января 2011 г., был поставлен на миграционный учет по месту временного пребывания по адресу: г. Челябинск, ул. <...>.
Принимающей стороной в Российской Федерации выступила М., что подтверждается отрывной частью бланка уведомления о прибытии гражданина Великобритании Т., на которой имеется подпись М. (л.д. 6, 12).
На принимающую сторону возложена обязанность по уведомлению органа миграционного учета об убытии с места пребывания (ненахождении в месте пребывания) иностранных граждан в течение двух суток, что не было выполнено М.
Согласно письменным объяснениям М. от 22 ноября 2010 г., в октябре 2010 г. она поставила на миграционный учет по месту временного пребывания по адресу: г. Челябинск, ул. <...> гражданина Великобритании Т.. Данный иностранный гражданин по указанному адресу не пребывал, осуществлял трудовую деятельность в г. Челябинске и проживал по другому адресу (л.д. 14).
В объяснениях к протоколу об административном правонарушении М. указала: "Не знала, что в течение 2-х суток нужно уведомить, т.к. регистрация еще не закончилась" (л.д. 11).
При рассмотрении жалобы судьей районного суда учтено, что по адресу, указанному в бланке о прибытии, гражданин Великобритании Т. никогда не проживал.
В связи с тем, что М., как сторона, принимающая иностранного гражданина на территории Российской Федерации, не уведомила орган миграционного учета о том, что гражданин Великобритании Т. убыл (фактически не находился в определенном месте пребывания) в срок, установленный в п. 2 ст. 23 Закона № 109-ФЗ, ее действия правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что для применения ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ необходимо установить точную дату убытия иностранного гражданина и место его нахождения, несостоятелен. Поскольку гражданин Великобритании Т. фактически не пребывал по адресу, указанному в уведомлении, обязанность по направлению отрывной части бланка с указанием в этой части бланка даты убытия иностранного гражданина (неприбытия в место пребывания) должна была быть исполнена М. не позднее, чем через 2 дня после наступления события, то есть после даты постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту временного пребывания по адресу: г. Челябинск, ул. <...> - 13 октября 2010 г.
Представленные в дело доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Нарушений требований ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица УФМС и судебных решений, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 КоАП РФ,

постановил:

Постановление начальника ОУФМС России по Челябинской области в Калининском районе г. Челябинска от 22 ноября 2010 г., решение судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 15 декабря 2010 г. и решение судьи Челябинского областного суда от 21 января 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении М. оставить без изменения, а жалобу М. - без удовлетворения.

Заместитель председателя
Челябинского областного суда
Н.В.КОЗЛОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Челябинского областного суда от 18.04.2011 по делу № 4а11-323
Поскольку сторона, принимающая иностранного гражданина на территории РФ, не уведомила орган миграционного учета о том, что гражданин Великобритании убыл (фактически не находился в определенном месте пребывания) в срок, установленный в п. 2 ст. 23 Закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", ее действия правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru