Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2011 г. по делу № 3-36/2011

г. Иваново

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Шаниной С.А.,
при секретаре З.Т.,
с участием прокурора Морозовой И.А.,
заявительницы Н.Е., представителей заявительницы, действующих по доверенностям М.В., Б.А., представителей Ивановской областной Думы, действующих по доверенностям Л.В., М.А.,
представителя Губернатора Ивановской области, действующей по доверенности А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Н.Е. об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Н.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании статьи 7.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области № 11-ОЗ от 3 марта 2011 года). Просила признать указанную норму закона противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня ее принятия, с 3 марта 2011 года.
Заявление мотивировала тем, что она осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в г. Иваново. Имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности. 4 мая 2011 года она была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.1 вышеназванного закона и на нее наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 30 000 руб. Заявительница полагает, что ст. 7.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области № 11-ОЗ от 3 марта 2011 года) установлена с превышением компетенции субъекта Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях и противоречит ст. 26, 26.3 ч. 2 ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 6 (п. 3, 4) ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 1.3 (п. 3 ч. 1), 1.3.1 (п. 1 ч. 1), 1.4 (ч. 1), 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заявительница указывает на то, что из системного анализа оспариваемой ею нормы закона в ее взаимосвязи с положениями федерального законодательства следует очевидное отсутствие конкретизации юридического запрета. Тот факт, что по юридической конструкции оспариваемая статья закона имеет отсылочный характер говорит не о правомерности установления административной ответственности, но о неясности правового регулирования, что приводит к нарушению принципа равенства перед законом, предусмотренного ст. 1.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и принципа равенства применительно к реализации заявителем конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом, допускает административный произвол при привлечении к административной ответственности. При отсутствии в диспозиции статьи конкретизации юридического запрета, установленные размеры штрафов, ограничивают конституционные и законодательные гарантии реализации принципа равенства всех перед законом и не соответствуют принципам назначения административного наказания, установленным ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе в части соразмерности наказания совершенному административному правонарушению. Отнесение подпунктом 12 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ решения вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) не дает субъектам РФ права произвольно устанавливать административную ответственность по данному вопросу. Отсутствие конкретизации юридического запрета, сформулированного в ст. 7.1 закона, снижает уровень правовых гарантий граждан, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях, допуская возможность необоснованного привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании Н.Е. и ее представители заявление поддержали.
Представители Ивановской областной Думы с заявлением Н.Е. не согласились по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указав, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации. Подпункт 39 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, детализируя вышеприведенную норму, прямо определил полномочия субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Согласно прямым указаниям пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Приведенная федеральная норма также прямо предусматривает компетенцию субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов. Следовательно, утверждение заявителя о противоречии статьи 7.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" федеральному законодательству, по мнению представителей Ивановской областной Думы, прямо опровергнуты самими федеральными законами. Вопросы "системного анализа" норм, проведенные кем-либо в интересах физических или юридических лиц не имеют приоритета по сравнению с федеральными нормами, поскольку федеральный законодатель не наделяет граждан и (или) их представителей подобными правами и полномочиями. Фактически заявитель оспаривает установленную федеральными законами компетенцию субъектов Российской Федерации и ставит вопросы о целесообразности правового регулирования в целях разъяснения "понятности" норм для определенных лиц. Само по себе законодательное регулирование субъектами Российской Федерации установления административной ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов не выходит за пределы дискреционных полномочий законодателя субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов и не может рассматриваться как нарушающие конституционные и иные законные права граждан. Заявительницей не приведено норм федеральных законов, в силу которых необходима конкретизация оспариваемых ею законоположений, и не указывается каким нормам противоречат существующие законоположения статьи 7.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области". Между тем, по мнению представителей Ивановской областной Думы, в силу специфики конституционно-правового регулирования указанных общественных отношений допустима именно общеориентирующая норма, предполагающая некоторую конкретизацию именно на уровне нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Использование заявительницей в рассматриваемом деле определения Верховного Суда РФ от 24.11.2010 № 49-Г10-77 некорректно, поскольку оспариваемая норма статьи 7.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона от 03.03.2011 № 11-ОЗ) конкретна и разграничивает составы с федеральным законодательством. Вопрос о фактическом правоприменении к Н.Е. некоторых административных санкций не свидетельствует о незаконности статьи 7.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" и фактически сводится к целесообразности осуществления пределов законодательного регулирования правоотношений. Отдельный аспект о желании вернуть вилочный характер санкции не соответствует проводимой в настоящее время федеральными органами власти и Президентом Российской Федерации антикоррупционной борьбы.
Представитель Губернатора Ивановской области с заявлением Н.Е. также не согласилась по мотивам, изложенным в письменном отзыве на заявление, указав, что в соответствии с нормами пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Пунктом 2 части 1 статьи 55 Устава Ивановской области установлено, что Ивановская областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Ивановской области. Губернатор Ивановской области обнародует законы Ивановской области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специального указа, либо отклоняет законы, принятые Ивановской областной Думой (пункт 5 статьи 44 Устава Ивановской области). Тем самым, Губернатор Ивановской области обнародуя Закон Ивановской области от 03.03.2011 № 11-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" действовал в пределах установленных законодательством полномочий. Федеральным законодательством помимо вышеуказанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъект Российской Федерации наделен полномочием по установлению административной ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов также и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В формулировке части 1 статьи 7.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области", в целях недопущения превышения полномочий субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности, содержится оговорка, согласно которой, требования данной статьи не распространяются на случаи нарушений, за совершение которых ответственность наступает в соответствии с федеральным законодательством. Таким образом, Законом Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" в части статьи 7.1 не установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вопросов урегулированных федеральными законами он не касается. Оспариваемая статья 7.1 Закона Ивановской области № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях" не имеет двоякого толкования, не конкретизируя юридический запрет, отсылает к конкретному правовому акту органа местного самоуправления на территории Ивановской области, который устанавливает, в свою очередь, требования по организации транспортного обслуживания населения в своих границах. Губернатор, обнародуя Закон Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области", действовал в пределах своих полномочий, которые определены п. 5 ст. 44 Устава г.о. Иваново. Ивановская областная Дума, формулируя часть 1 ст. 7.1. Закона, отсылочным образом в то же время сделала очень важную оговорку о том, что нарушения, которые совершаются субъектами административных правонарушений, влекут ответственность в соответствии с Законом Ивановской области только в том случае, если они не соответствуют федеральному законодательству. Ивановская областная Дума, принимая оспариваемый закон, действовала в пределах своих полномочий, не превышая компетенции. Конструкция, изложенная в ст. 7.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области", является конкретной, не абстрактной и административная комиссия при наложении административного правонарушения будет руководствоваться только теми нормативными актами муниципального образования, которые приняты на территории данного муниципального образования и никакими иными. Вопрос наличия или отсутствия данных нормативных актов, должен относиться непосредственно к органам местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусматривает целую процедуру передачи полномочий. В сфере организации транспортного обслуживания в Ивановской области достаточно ограничены полномочия, это должен быть отдельный закон, который бы предусматривал моменты финансирования реализации органов местного самоуправления, передачи материального имущества, контроля, отчетов со стороны органов местного самоуправления, поэтому данная норма полномочий не передает. Принимая данную норму, полномочия не превышены, какие-либо нормы по организации транспортного обслуживания в данном законе не представлены, поэтому каких-либо нарушений при принятии оспариваемой нормы закона не усматривается.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Морозовой И.А., полагавшей необходимым заявление Н.Е. удовлетворить, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Н.Е. является индивидуальным предпринимателем, занимается оказанием услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в г. Иваново. Имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 3270 от 4 мая 2011 года Н.Е. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области № 11-ОЗ от 3 марта 2011 года) за то, что, являясь должностным лицом, организовала муниципальную перевозку пассажиров на автомобиле ГАЗ-322132, <...> по маршруту № 7, не имея карты-разрешения на указанный муниципальный маршрут, чем нарушила требования п. 7 Положения о маршрутной карте-разрешении, выдаваемой на муниципальные (внутримуниципальные) маршруты г. Иваново, утвержденного постановлением Главы города Иваново от 19.06.2009 г. № 1449. На нее наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела, в соответствии ч. 1 ст. 251 ГПК РФ заявительница вправе была обратиться с рассматриваемым заявлением в суд, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает ее права и свободы.
Закон Ивановской области от № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" принят Ивановской областной Думой 24 апреля 2008 года. Первоначальный его текст опубликован в изданиях "Ивановская газета", № 76(4203), 26.04.2008, "Собрание законодательства Ивановской области", 16.05.2008, № 18(388), "Законы Ивановской области и документы Ивановской областной Думы", июнь, 2008, 11.06.2008, № 8(254).
Изменения, внесенные в указанный закон Законом Ивановской области от 03.03.2011 № 11-ОЗ, вступили в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" - 15.03.2011).
Оспариваемая заявительницей статья 7.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области № 11-ОЗ от 3 марта 2011 года) изложена следующим образом:
1. Нарушение требований, установленных нормативным правовым актом органов местного самоуправления в Ивановской области по организации транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования, за исключением нарушений, за совершение которых ответственность наступает в соответствии с федеральным законодательством, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - одного миллиона рублей.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 1.1, статья 1.2, часть 1 статьи 1.3, статья 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 4 мая 2011 г.) устанавливают следующее:
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данным федеральным законом. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, указанных в статье 28.3 названного Кодекса.
В соответствие со ст. 26 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в редакции от 21.04.2011 № 69-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 21.04.2011) "О безопасности дорожного движения" субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4 той же нормы закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, принятие на законодательном уровне нормативных правовых актов, устанавливающих административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, входит в компетенцию субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, включая нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в систему регуляторов общественных отношений в сфере административной ответственности федеральный законодатель предусмотрел пределы и границы нормотворческой деятельности субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях. В частности это касается требований, предъявляемых к форме и содержанию правовой нормы, ее согласованности в системе действующего правового регулирования.
Так, исходя из смысла и содержания ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях, а не в отсылочном акте, изданном органом местного самоуправления.
Правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из равенства всех перед законом, установленному ст. 19 ч. 1 и 2 Конституции Российской Федерации, который может быть обеспечен лишь при условии ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.
Из анализа оспариваемой статьи 7.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области № 11-ОЗ от 3 марта 2011 года) следует, что по своей юридической конструкции она имеет отсылочный характер. При этом указанная норма отсылает не к конкретным статьям нормативного правового акта, а к целому роду правил в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Неопределенность правовой нормы ведет к неоднозначному ее пониманию, снижает уровень гарантий граждан, должностных и юридических лиц, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях, явно выходя за разумно допустимые границы бланкетного нормотворчества, исключает бесспорное обозначение запрета, нарушение которого влечет наступление административной ответственности, оставляя простор для неограниченного усмотрения и произвола должностных лиц при привлечении лиц, осуществляющих транспортные перевозки, к административной ответственности.
То обстоятельство, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и федеральный законодатель предоставляет право субъекту Российской Федерации устанавливать административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, не означает произвольного осуществления субъектом Российской Федерации этих полномочий.
При таких обстоятельствах заявление Н.Е. о признании ст. 7.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области № 11-ОЗ от 3 марта 2011 года) противоречащей федеральному законодательству является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и с учетом даты введения в действие, указанная норма закона подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Н.Е. удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 7.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области № 11-ОЗ от 3 марта 2011 года).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
С.А.ШАНИНА




Официальная публикация в СМИ:
"Законы Ивановской области, постановления Ивановской областной Думы, иная официальная информация", сентябрь, 2011, 12.09.2011, № 16(335)

Определением Верховного Суда РФ от 03.08.2011 № 7-Г11-8 данное решение оставлено без изменения.

Решение Ивановского областного суда от 03.06.2011 по делу № 3-36/2011
<О признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статьи 7.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru