Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2011 г. № 21/176-П

ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 29/2009-ОЗ "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР, СОДЕРЖАЩИМИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ
ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ИЛИ УЧАСТКАМИ
НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ"

Рассмотрев Отчет о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 29/2009-ОЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения" за период с 10 января 2010 года по 31 декабря 2010 года, в соответствии с пунктом 14 Положения о проведении в Московской областной Думе мониторинга правоприменительной практики законов Московской области, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 03.09.2009 № 7/88-П, Московская областная Дума постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 29/2009-ОЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения" за период с 10 января 2010 года по 31 декабря 2010 года (приложение).
2. Предложить Министерству экологии и природопользования Московской области (Качан А.С.) по итогам первого полугодия 2012 года осуществить контроль за реализацией законодательства Московской области в сфере регулирования отношений недропользования с учетом результатов проведенного мониторинга.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н.

Председатель
Московской областной Думы
В.Е. Аксаков





Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 24 ноября 2011 г. № 21/176-П

ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 29/2009-ОЗ "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР, СОДЕРЖАЩИМИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ
ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ИЛИ УЧАСТКАМИ НЕДР
МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ"

I. Общие положения

В соответствии с постановлением Московской областной Думы от 03.09.2009 № 7/88-П "О Положении о проведении в Московской областной Думе мониторинга правоприменительной практики законов Московской области", решениями Московской областной Думы от 31.03.2011 № 7/151 "О плане работы Московской областной Думы за II квартал 2011 года" и от 30.06.2011 № 6/163 "О плане работы Московской областной Думы на III квартал 2011 года", а также постановлением Московской областной Думы от 07.04.2011 № 8/152-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 29/2009-ОЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения" проведен мониторинг практики применения Закона Московской области № 29/2009-ОЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения" (далее - мониторинг).
Основная цель мониторинга - проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия законодательства Московской области в сфере регулирования отношений недропользования в части порядка предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), или участками недр местного значения с целью его дальнейшего совершенствования.
Период, который определен для проведения мониторинга, с 10 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.

II. Сведения о деятельности Комиссии
по проведению мониторинга

Мониторинг осуществлялся Комиссией по проведению мониторинга (далее - Комиссия), созданной постановлением Московской областной Думы от 07.04.2011 № 8/152-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 29/2009-ОЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения".
В соответствии с указанным постановлением Московской областной Думы утвержден состав Комиссии по проведению мониторинга:
Чаплин Н.Ю. - депутат Московской областной Думы, член фракции "Единая Россия";


Следует отметить, что несмотря на то, что федеральный законодатель использует термин "участки недр местного значения", до настоящего времени отсутствует четкое определение, характеризующее участки недр местного значения, соответствующие критерии и порядок выделения участков недр местного значения.
Как было отмечено выше, владелец лицензии имеет право на пользование участком недр в определенных границах. Однако, как показывает практика, в ряде случаев при доразведке месторождения полезных ископаемых выясняется, что оно выходит за границы предоставленного участка недр. Кроме того, месторождение полезных ископаемых может выходить за нижнюю границу участка недр.
При этом законодательством в сфере недропользования не предусмотрена возможность корректировки границ участков недр, предоставленных в пользование, а право осуществлять добычу полезных ископаемых нижележащего участка недр может быть предоставлено только по результатам проведения соответствующего конкурса или аукциона, что значительно усложняет освоение данного участка недр.
Таким образом, организации, осуществляющие добычу ОПИ в соответствии с лицензией на право пользования недрами в границах горного отвода, не вправе получить на безаукционной основе в пользование участки недр, примыкающие к разрабатываемому участку в границах месторождения. Руководствуясь требованиями законодательства о рациональном комплексном использовании и охране недр Минэкологии Московской области неоднократно направляло свои поправки в проекты федеральных законов, направленных на решение данного вопроса.
В июле 2011 года в Закон Российской Федерации "О недрах" Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения.
Статья 7 Закона Российской Федерации "О недрах" дополнена частями семь и восемь, в соответствии с которыми устанавливается, что:
в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены;
порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Число оснований возникновения права пользования участками недр, содержащими ОПИ, по результатам аукциона ограничено и распространяется только на участки недр, уже содержащие месторождения ОПИ.
В то же время основные месторождения ОПИ в Московской области были выявлены в 1950-1980 годах. Часть этих месторождений в ближайшем Подмосковье отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экологическим и экономическим причинам.
Высокие темпы развития строительного комплекса при отсутствии полномочий по предоставлению права пользования недрами в целях геологического изучения в ближайшее время могут привести к острому дефициту ОПИ на территории Московской области. Реальный дефицит строительных песков и ГПМ будет ощущаться уже в ближайшие годы.
В Минэкологию Московской области поступили 13 обращений от субъектов предпринимательской деятельности с просьбой об участии в аукционах на право пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи ОПИ.
В настоящее время основанием для возникновения права пользования участками недр для геологического изучения является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
По данным Министерства экологии и природопользования Московской области, за последние три года вышеупомянутая комиссия приняла только одно решение о предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения субъекту предпринимательской деятельности.
Установление полномочий субъекту Российской Федерации по принятию решений о предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения участков недр (открытие новых месторождений), содержащих ОПИ, субъекту Российской Федерации позволило бы выявлять перспективные площади распространения отдельных видов ОПИ.
Минэкологии Московской области неоднократно давало предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования отношений недропользования при рассмотрении различных проектов законов о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах".
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении принят проект федерального закона № 511219-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части выделения участков недр местного значения". При принятии данного проекта федерального закона ряд обозначенных вопросов может быть решен.
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О недрах" установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. К ним относятся:
участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;
развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 Закона Российской Федерации "О недрах";
контроль за использованием и охраной недр при добыче ОПИ, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
По информации, представленной респондентами из муниципальных образований Московской области, на территории области нет участков недр, предоставленных для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
На вопрос анкеты об имеющихся трудностях при предоставлении участков недр для геологического изучения недр, разведки и (или) добычи общераспространенных полезных ископаемых респонденты отметили типовые трудности:
невозможность оформления участков для добычи общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в составе земель лесного фонда;
невыполнение мероприятий по рекультивации земель после отработки участков недр, содержащих месторождения ОПИ.

IV. Результаты мониторинга

Мониторинг осуществлялся в виде анкетирования муниципальных образований Московской области и Минэкологии Московской области.
Все респонденты активно включились в процесс проведения мониторинга, информация были представлена в срок и должного качества.
Одним из направлений мониторинга было изучение вопроса возникающих трудностей при предоставлении участков недр для геологического изучения недр, разведки и (или) добычи ОПИ.
При подведении итогов мониторинга был также исследован вопрос о необходимости внесения предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области.
Анализ практики применения Закона выявил следующие проблемы, препятствующие эффективности реализации Закона Московской области № 29/2009-ОЗ:
1. Федеральным законодательством не дано определение понятия "участки недр местного значения".
2. Субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по принятию решений о предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения участков недр, содержащих ОПИ.
3. Наличие в федеральном законодательстве запретов на добычу ОПИ на земельных участках, находящихся на землях лесного фонда (в зеленых зонах лесных участков).
4. Невыполнение недропользователями мероприятий по рекультивации земель после отработки участков недр, содержащих месторождения ОПИ.

V. Выводы

Анализ федерального законодательства, материалы, предоставленные Минэкологии Московской области, данные анкетирования, проведенного во всех муниципальных образованиях Московской области, позволяют Комиссии сделать следующие выводы:
1. Выявленные в процессе мониторинга пробелы правового регулирования федерального уровня, затрудняющие реализацию отношений в сфере недропользования, нашли свое отражение в Федеральном законе от 18 июля 2011 года № 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и проекте федерального закона № 511219-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (прошел третье чтение). Считаем нужным отметить в этой связи большую работу, проводящуюся Минэкологии Московской области, по подготовке поправок к данному проекту федерального закона.
2. Комиссия считает необходимым предложить Минэкологии Московской области:
2.1. Рассмотреть вопрос об упрощении порядка предоставления права пользования участками недр, содержащих торфяные запасы, в условиях проведения противопожарных мероприятий;
2.2. По итогам первого полугодия 2012 года осуществить контроль за реализацией законодательства Московской области в сфере регулирования отношений недропользования с учетом результатов проведенного мониторинга.




Официальная публикация в СМИ:
"Ежедневные Новости. Подмосковье", № 223, 01.12.2011


Постановление Мособлдумы от 24.11.2011 № 21/176-П
"Об итогах проведения мониторинга практики применения Закона Московской области № 29/2009-ОЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения"
(вместе с "Отчетом о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 29/2009-ОЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения")

Постановление
Приложение. Отчет о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 29/2009-ОЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения"
I. Общие положения
II. Сведения о деятельности Комиссии по проведению мониторинга
III. Проведение мониторинга
Таблица
IV. Результаты мониторинга
V. Выводы

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru