Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2011 г. № 33-7928/2011

Судья: Ратникова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Нижегородцевой И.Л.,
судей: Таниной Н.А., Старковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе администрации г. Дзержинска
на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 мая 2011 года
гражданское дело по заявлению прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Дзержинска об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя администрации г. Дзержинска по доверенности С.М.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с заявлением к администрации г. Дзержинска об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности, указав, что по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности. При проверке прокурором исполнения законодательства о пожарной безопасности и по информации ОГПН по г. Дзержинску о реализации первичных мер пожарной безопасности в период подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 г. установлено, что администрацией г. Дзержинска не в полном объеме реализуются полномочия, представленные ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Допущены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности:
- в нарушение п. 7 ст. 63 Технического регламента и п. 14 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г. (далее - ППБ 01-03), пос. Бабино и пос. Пыра не обеспечены средствами оповещения людей о пожаре;
- в нарушение требований п. 90 ППБ 01-03 в пос. Горбатовка у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в пос. Пыра и пос. Бабино у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в пос. Игумново, пос. Юрьевец, пос. Петряевка, пос. Колодкино, пос. Желнино у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);
- в нарушение требований п. 112 ППБ 01-03 и п. 15 ст. 69 Технического регламента в пос. Пыра, пос. Северный, пос. Лесная Поляна, пос. Строителей, пос. Гавриловка не обеспечен противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива, также в пос. Строителей со стороны границы Балахнинского лесхоза не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения пос. Строителей (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);
- в нарушение требований п. 114 ППБ 01-03 в пос. Игумново, пос. Юрьевец, пос. Петряевка, пос. Бабино, пос. Колодкино, пос. Желнино, пос. Пыра на территории населенных пунктов отсутствует запас воды для целей пожаротушения;
- в нарушение требований ст. 76 Технического регламента в восьми населенных пунктах (пос. Строителей, пос. Лесная Поляна, пос. Лесной кордон, пос. Колодкино, пос. Бабино, пос. Петряевка, пос. Юрьевец, пос. Игумново) время прибытия пожарных подразделений составляет более 10 минут.
Согласно письму мэра г. Дзержинска С.В.Ф. № 1307/9 от 18.04.2011 г. устранение выявленных проверкой нарушений планируется в будущем. Никаких конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений администрацией г. Дзержинска принято не было, что грозит повторением сложившейся в 2010 году на территории Нижегородской области неблагополучной ситуации, связанной с возникновением и распространением пожаров, повлекших за собой не только повреждение имущества, но и человеческие жертвы.
Таким образом, непринятие администрацией г. Дзержинска мер к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни и здоровью. В данном случае прокурор г. Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным.
На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию г. Дзержинска Нижегородской области устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить пос. Бабино и пос. Пыра средствами оповещения людей о пожаре;
- обеспечить наличие соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) в пос. Горбатовка у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в пос. Пыра и пос. Бабино у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в пос. Игумново, пос. Юрьевец, пос. Петряевка, пос. Колодкино, пос. Желнино у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним;
- обеспечить противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива в пос. Пыра, пос. Северный, пос. Лесная Поляна, пос. Строителей, пос. Гавриловка;
- в пос. Строителей со стороны границы Балахнинского лесхоза не выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения пос. Строителей (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);
- обеспечить на территории населенных пунктов в пос. Игумново, пос. Юрьевец, пос. Петряевка, пос. Бабино, пос. Колодкино, пос. Желнино, пос. Пыра запас воды для целей пожаротушения;
- дислокацию подразделений пожарной охраны определить таким образом, чтобы обеспечить время прибытия пожарных подразделений в пос. Строителей, - пос. Лесная Поляна, пос. Лесной кордон, пос. Колодкино, пос. Бабино, пос. Петряевка, пос. Юрьевец, пос. Игумново) не более 10 минут, либо создать условия для организации в указанных поселках добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Дзержинска Ж.И.А. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица - ОГПН по г. Дзержинску О.Н.И. заявление прокурора поддержал в полном объеме.
Представители администрации г. Дзержинска С.М.А. и Ц.П.А. с заявлением прокурора согласились, однако просили определить реальные сроки для выполнения указанных противопожарных мероприятий, поскольку ряд этих мероприятий является весьма затратным как по финансовой составляющей, так и по времени.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 мая 2011 года заявление прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворено.
На администрацию г. Дзержинска Нижегородской области возложена обязанность устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности, а именно:
- в срок до 20.06.2011 г. обеспечить пос. Бабино и пос. Пыра средствами оповещения людей о пожаре;
- в срок до 01.06.2011 г. обеспечить наличие соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) в пос. Горбатовка у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в пос. Пыра и пос. Бабино у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в пос. Игумново, пос. Юрьевец, пос. Петряевка, пос. Колодкино, пос. Желнино у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним;
- в срок до 01.06.2011 г. обеспечить противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива в пос. Пыра, пос. Северный, пос. Лесная Поляна, пос. Строителей, пос. Гавриловка;
- в срок до 16.06.2011 г. в пос. Строителей со стороны границы Балахнинского лесхоза выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения пос. Строителей (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);
- в срок до 01.07.2011 г. обеспечить на территории населенных пунктов в пос. Игумново, пос. Юрьевец, пос. Петряевка, пос. Бабино, пос. Колодкино, пос. Желнино, пос. Пыра запас воды для целей пожаротушения;
- в срок до 01.07.2011 г. дислокацию подразделений пожарной охраны определить таким образом, чтобы обеспечить время прибытия пожарных подразделений в пос. Строителей, пос. Лесная Поляна, пос. Лесной кордон, пос. Колодкино, пос. Бабино, пос. Петряевка, пос. Юрьевец, пос. Игумново) не более 10 минут, либо создать условия для организации в указанных поселках добровольной пожарной охраны и для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
В кассационной жалобе администрации г. Дзержинска поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В возражениях на кассационную жалобу старший помощник прокурора г. Дзержинска Ж.И.А. просит оставить решение суда без изменения. Поскольку оно постановлено в точном соответствии с законом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Из преамбулы к ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что настоящий федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Перечень первичных мер пожарной безопасности определен статьей 63 Федерального закона № 123-Ф3 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
Как следует из материалов дела, по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города Дзержинска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на территории г. Дзержинска Нижегородской области.
По результатам указанной проверки прокурором, по информации ОГПН по г. Дзержинску о реализации первичных мер пожарной безопасности в период подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2011 г. установлено следующее.
Администрацией г. Дзержинска не реализуются в полном объеме полномочия, представленные ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и допущены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности:
в нарушение п. 7 ст. 63 Технического регламента и п. 14 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации", утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г. (далее - ППБ 01-03), пос. Бабино и пос. Пыра не обеспечены средствами оповещения людей о пожаре;
в нарушение требований п. 90 ППБ 01-03 в пос. Горбатовка у пожарного гидранта, установленного у здания школы и используемого для целей пожаротушения, а также по направлению движения к нему, в пос. Пыра и пос. Бабино у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, в пос. Игумново, пос. Юрьевец, пос. Петряевка, пос. Колодкино, пос. Желнино у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);
в нарушение требований п. 112 ППБ 01-03 и п. 15 ст. 69 Технического регламента в пос. Пыра, пос. Северный, пос. Лесная Поляна, пос. Строителей, пос. Гавриловка не обеспечен противопожарный разрыв от границ застройки населенного пункта до лесного массива, также в пос. Строителей со стороны границы Балахнинского лесхоза не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения пос. Строителей (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);
в нарушение требований п. 114 ППБ 01-03 в пос. Игумново, пос. Юрьевец, пос. Петряевка, пос. Бабино, пос. Колодкино, пос. Желнино, пос. Пыра на территории населенных пунктов отсутствует запас воды для целей пожаротушения;
в нарушение требований ст. 76 Технического регламента в восьми населенных пунктах (пос. Строителей, пос. Лесная Поляна, пос. Лесной кордон, пос. Колодкино, пос. Бабино, пос. Петряевка, пос. Юрьевец, пос. Игумново) время прибытия пожарных подразделений составляет более 10 минут.
Согласно представленному в дело письму мэра г. Дзержинска от 18.04.2011 г. (л.д. 14 - 23), устранение выявленных проверкой нарушений планируется в будущем.
Из представленной копии исполнительного листа по делу № 2-3143/10 по заявлению прокурора г. Дзержинска о признании незаконным бездействия администрации г. Дзержинска (л.д. 28 - 30) и постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д. 31), усматривается, что решение суда по указанному делу, которым на администрацию г. Дзержинска возложена обязанность по проведению конкретных мер по устранению нарушений пожарной безопасности, находится в стадии исполнения.
Удовлетворяя требования прокурора г. Дзержинска, суд первой инстанции, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по совершению конкретных мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных федеральным законодательством.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения, достоверно свидетельствующие о соблюдении администрацией г. Дзержинска указанных положений технического регламента, а также о совершении каких-либо конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, нарушаются права неопределенного круга лиц, закрепленные ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 40, ст. 42 Конституции РФ.
Доводы кассационной жалобы администрации г. Дзержинска о том, что судом не признано незаконным бездействие администрации г. Дзержинска, подлежат отклонению, поскольку из смысла удовлетворенных требований прокурора следует фактическое признание судом незаконным бездействия ответчика.
Доводы кассатора о том, что администрация г. Дзержинска не является надлежащим ответчиком по требованию об установке указателей на пожарные гидранты, поскольку последние переданы на праве хозяйственного ведения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку передача имущества на праве хозяйственного ведения третьему лицу не освобождает ответчика от бремени содержания указанного имущества, как его собственника.
Доводы администрации г. Дзержинска в кассационной жалобе о том, что в населенных пунктах имеются водоемы, используемые в качестве источников пожаротушения, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактическое наличие водоемов не свидетельствует о возможности подъезда к ним и использовании в качестве источника пожаротушения.
Ссылка ответчика на соглашение с Балахнинским лесхозом подлежит отклонению, поскольку наличие указанного соглашения не освобождает ответчика от соблюдения требований пожарной безопасности в пределах городского округа, надлежащего содержания вверенного имущества.
Применительно к вопросу о дислокации подразделений пожарной охраны, следует отметить, что ответчик не лишен возможности при взаимодействии с подразделениями пожарной охраны исполнить данное требование.
Доводы кассатора о нарушении судом норм процессуального права в виде принятия отказа от иска неуполномоченным на то лицом, подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений, к которым применена норма материального права, их регулирующая, дана надлежащая оценка представленным доказательствам в их совокупности. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению по вышеприведенным мотивам.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 10 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Дзержинска - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Кассационное определение Нижегородского областного суда от 02.08.2011 по делу № 33-7928/2011
Предъявленное к администрации города требование об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности удовлетворено правомерно, поскольку доказательств несоблюдения администрацией города положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности при реализации первичных мер пожарной безопасности в период подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду в материалы дела последней не представлено.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru