Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2010 г. № 33-1542

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району Рязанской области на решение Михайловского районного суда Рязанской области от 16 июля 2010 года, которым постановлено:
Признать за Р.М.Ю. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Михайловскому району Рязанской области включить в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии время нахождения Р.М.Ю. в отпуске по уходу за ребенком с 13.02.1990 г. по 13.08.1990г. и назначить ей трудовую пенсию по старости с 30 марта 2010 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ по Михайловскому району Рязанской области в пользу Р.М.Ю. расходы по оплате госпошлины 200 (двести) рублей
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Смирновой А.А., судебная коллегия

установила:

Р.М.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указала, что 30 марта 2010 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности, в соответствии с подп. 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона РФ "о трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Ответчиком в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано. Отказывая в досрочном назначении трудовой пенсии, Управление Пенсионного фонда исключило из периодов педагогической деятельности время нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 13.02.1990г. по 13.08.1990г.
Считает отказ незаконным, так как по ранее действующему законодательству отпуск по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в периоды осуществления педагогической деятельности время нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 13.02.1990г. по 13.08.1990г., а также взыскать в ее пользу с ответчика судебные издержки по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Суд удовлетворил заявленные исковые требования, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Михайловскому району Рязанской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в удовлетворении исковых требований Р.М.Ю. отказать. Полагает что правовых оснований для включения в специальный стаж истицы спорного периода не имеется.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Судом было установлено что Р.М.Ю. с 26 августа 1983 года по 27.02.2005г. работала учителем в Первомайской восьмилетней школе.
12 августа 1988 года истица родила дочь ФИО10 и в период с 13.02.1990г. по 13.08.1990г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 2-х лет.
30 марта 2010 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подп. 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением пенсионного органа от 1 июня 2010 года Р.М.Ю. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, при этом ответчик необоснованно исключил из специального стажа период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 13.02.1990г. по 13.08.1990г.
При разрешении дела суд правильно исходил из того что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей производится в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными Правилами применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 28 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение педагогических работников до вступления в силу ФЗ № 173-ФЗ, руководствовались Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, а также Списком профессий и должностей, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 за периоды работы до 01.11.1999 года, и кроме этого Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое действовало с 01.01.1960 года до 01.10.1993 года, и утратило свою силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П установлено, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 31.12.2001 года.
В соответствии с положениями Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П, вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). При этом гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Проверяя законность отказа ответчика по включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет, районный суд обоснованно исходил из следующего.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗОТ РФ предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗОТ РФ). Данным законом статья 167 КЗОТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗОТ РФ (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 ФЗ "о трудовых пенсиях в Российской федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом суд обоснованно включил период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с 13 февраля по 13 августа 1990 года в специальный стаж истицы.
Поскольку с учетом указанных периодов стаж по осуществлению педагогической деятельности истицы на момент ее обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил более 25 лет, суд правильно возложил на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 30 марта 2010 года.
С учетом изложенного выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела в решении они достаточно аргументированы со ссылкой на нормы права, регулирующие возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку нормы материального права судом применены правильно, материалы дела исследованы полно и всесторонне.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Михайловского районного суда Рязанской области от 16 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Михайловскому району Рязанской области - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 01.09.2010 № 33-1542
<Поскольку стаж по осуществлению педагогической деятельности истицы на момент ее обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил более двадцатипяти лет, суд правомерно возложил на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru