Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2011 г. № 583

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

В целях осуществления единой государственной политики в сфере науки и научно-технической политики в Республике Тыва Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития науки в Республике Тыва.
2. Министерству образования и науки Республики Тыва разработать в первом полугодии 2012 г. республиканскую целевую программу по реализации Концепции развития науки в Республике Тыва.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Канцелярию Председателя Правительства и Аппарат Правительства Республики Тыва.
4. Настоящее постановление опубликовать в газетах "Тувинская правда" и "Шын".

Зам. Председателя Правительства
Республики Тыва
А.ДАМБА-ХУУРАК





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 6 октября 2011 г. № 583

КОНЦЕПЦИЯ
развития науки в Республике Тыва

Введение

Настоящая Концепция развития науки в Республике Тыва (далее - Концепция) определяет перспективы развития науки и разработки инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций, производства и бизнеса в инновационной сфере.
Республика Тыва обладает высоким научно-техническим потенциалом, основная часть которого сосредоточена в научно-исследовательских институтах (далее - НИИ): Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства СО РАСХН, Тувинский институт гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва, Убсунурский международный центр биосферных исследований Республики Тыва, Институт развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва, Международный научный центр по изучению горлового пения "Хоомей" Министерства культуры Республики Тыва, Научно-практический медицинский центр Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва и одно высшее учебное заведение - Тувинский государственный университет.
Концепция разработана с учетом, с одной стороны, необходимости государственной поддержки науки, научных и научно-педагогических кадров и, с другой, - активизации деятельности самих научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений с учетом приоритетов социально-экономического развития Сибири и Республики Тыва. Большое значение при формировании научной, научно-технической и инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии, но и возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления. Концепция должна стать основой для разработки республиканской целевой программы развития науки, включающей систему мероприятий по активизации и поддержке науки и научной деятельности республики. Данная Концепция разработана на основе Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года.

I. Основные понятия, используемые в Концепции

В настоящей Концепции используются следующие понятия:
бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала;
грант - денежные, материальные или иные ресурсы, передаваемые безвозмездно любыми отечественными и иностранными физическими или юридическими лицами в результате открытого конкурса физическим или юридическим лицам исключительно в целях осуществления научной деятельности, безвозвратно или на срок научной работы;
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;
научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение научными методами новых знаний, их обобщение, систематизацию, распространение и применение. Научная деятельность включает в себя фундаментальные и прикладные научные исследования, опытные разработки, инновационную деятельность, подготовку научных кадров высшей квалификации;
научный потенциал общества - реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике;
научный результат - неизвестные ранее научные знания об исследуемых объектах, полученные вследствие целенаправленной научной деятельности либо в силу случайных обстоятельств. Часть научных результатов, например, теории, открытия, обобщения, принципы, модели, алгоритмы после их публикации становятся общественным достоянием, другие могут быть объектами интеллектуальной собственности, имущественные права на которую защищаются законодательством Российской Федерации;
научная интеллектуальная собственность - научные результаты, права на использование которых охраняются российским и международным законодательством. Научной интеллектуальной собственностью являются объекты, охраняемые авторским правом и законодательством о промышленной собственности;
научные организации - юридические лица любой формы собственности, основной целью или одной из основных целей которых является научная деятельность;

Социально-экономический статус ученого, прямо связанный с уровнем оплаты его труда, требует значительного изменения. Структуру финансирования научных проектов необходимо изменить таким образом, чтобы заработная плата в сфере науки давала возможность полноценного материального обеспечения жизнедеятельности ученого. Однако, для того, чтобы сектор науки стал одним из самых привлекательных на рынке труда, необходимо сверх указанного обеспечивать дополнительно 6 - 7 процентов прироста финансирования совокупных внутренних расходов на исследования и разработки. Такой прирост расходов позволит увеличить оплату труда научных сотрудников в 2,5 - 3 раза до 2015 года.
Также приоритетами распределения финансовых ресурсов республики должны стать:
- увеличение расходов на исследования и разработки (в целях создания условий для конкурентной работы множественным научным коллективам), увеличение расходов на приобретение научно-исследовательской техники и оборудования (с целью создания условий ученым для проведения исследований, методологически и технически не уступающих ведущим мировым разработкам);
- проведение работы по определению необходимого нового научного, лабораторного оборудования и созданию системы коллективных центров совместного использования научного оборудования. Например, на базе ТувГУ в качестве пилотного проекта создается центр передовых технологий с дорогостоящим лабораторным оборудованием на базе Технопарка.
Необходим поиск эффективных механизмов реализации научно-технической и инновационной политики, внедрения и использования передовых производственных технологий.

IV. Стратегические направления и приоритеты
научной деятельности

Выбор приоритетов развития научной деятельности осуществлен с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, определенных в программных документах. Из 8 приоритетных направлений развития отечественной науки для Республики Тыва наиболее актуальны:
- рациональное природопользование;
- энергоэффективность, энергосбережение;
- наука о жизни;
- информационно-телекоммуникационные системы.
Органы государственной власти, научные организации и вузы республики отмечают приоритетность научных исследований по отраслям народного хозяйства республики, в том числе:
- в сельскохозяйственной отрасли: исследования, связанные с экологизацией сельского хозяйства, в частности, рациональным применением минеральных и органических удобрений, внедрением севооборотов, использованием культиваторов для борьбы с сорной растительностью, ветеринарно-санитарного мониторинга животноводства;
- в промышленности: исследования, направленные на разработку и внедрение новых технологий, повышающих экологическую безопасность и экономическую эффективность производственных процессов и промышленного использования сырья, а также внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- в области энергетики: исследования, связанные с внедрением новых технологических процессов генерации энергии, альтернативных источников энергии (солнечной, ветровой и т.д.);
- в области здравоохранения и медико-социальных проблем: исследования, направленные на разработку и внедрение лекарственных препаратов для лечения и профилактики заболеваний на основе местного природного сырья и средств восточной медицины; исследования по выявлению причин и профилактике социально опасных болезней - туберкулеза, СПИДа, венерических заболеваний, а также болезней, связанных с ухудшением экологического состояния окружающей среды крупных промышленных центров - городов Кызыла, Шагонара, Ак-Довурака - это болезни сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, болезней, связанных с профессиональной деятельностью, например бруцеллеза у животноводов, болезней, связанных с врожденными патологиями, обусловленными особенностями геохимии и геофизики среды обитания;
- в области образования: исследования, связанные с разработкой и внедрением теоретико-методологических и методических основ преподавания тувинского языка и литературы, русского языка в школах с родным (тувинским) языком обучения, этнокультурной составляющей ФГОС всех ступеней образования, инновационных методик образовательной деятельности, в частности развитие эколого-образовательных центров, информатизация образования, системы непрерывного образования, поиск новых, альтернативных форм воспитания и т.д.;
- в области информационно-телекоммуникационных систем: исследования, связанные с организацией единого геоинформационного обеспечения региона посредством разработки интегрированной системы баз данных и многофункциональной геоинформационной модели территории с использованием накопленных информационных ресурсов по природным, экологическим, минерально-сырьевым, социально-экономическим показателям республики;
- в области экологии и охраны окружающей среды: исследования, связанные с изучением и мониторингом биоразнообразия водных и наземных экосистем Тувы как комплексного показателя их состояния.

V. Механизмы реализации научной деятельности
и этапы ее реализации

Первый этап - организационный (2012 - 2013 гг.). Данный этап предусматривает работу государственных органов Республики Тыва, НИИ и ТувГУ по регулированию научной деятельности в республике, которая включает:
- разработку и принятие республиканских законодательных и иных нормативно-правовых актов;
- концентрацию средств бюджетов всех уровней в установленном законом порядке, а также привлечение внебюджетных источников.
Переходный или второй этап (2013 - 2015 гг.).
На втором этапе предусматривается:
1. Создание условий для расширенного воспроизводства научно-технического потенциала республики.
2. Создание системы государственной поддержки научно-исследовательских проектов на основе государственного заказа.
3. Формирование в республике инновационной системы, привлечение в научную и инновационную сферу частного капитала.
4. Укрепление межрегиональных и международных связей, развитие системы стажировок тувинских ученых в ведущих российских и заграничных вузах и НИИ.

VI. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

Ожидается, что итогом реализации Концепции станет достижение следующих результатов:
- модернизация научно-технической сферы;
- модернизация кадровой политики регионального сектора исследований и разработок;
- формирование эффективного механизма передачи результатов НИОКР в производство, промышленность и социальную сферу;
- сохранение, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала республики;
- развитие механизма реализации студенческих научных проектов, включающие в себя обучение, отбор, финансирование, инжиниринг, содействие в опубликовании и во внедрении результатов исследований;
- увеличение количества ученых Тувы, проходивших стажировку в зарубежных вузах и НИИ и участвовавших в международных проектах;
- увеличение количества научных изданий и печатной продукции тувинских ученых;
- создание республиканской научно-технической инфраструктуры - Технопарка.




Официальная публикация в СМИ:
"Тувинская правда", Приложение 36, спецвыпуск, 13.10.2011


Постановление Правительства Республики Тыва от 06.10.2011 № 583
"Об утверждении Концепции развития науки в Республике Тыва"

Постановление
Концепция развития науки в Республике Тыва
Введение
I. Основные понятия, используемые в Концепции
II. Анализ современного состояния науки и научной деятельности
Возрастной состав ученых (по состоянию на 1 июня 2011 г.)
III. Основные цели и задачи
Финансовые ресурсы
IV. Стратегические направления и приоритеты научной деятельности
V. Механизмы реализации научной деятельности и этапы ее реализации
VI. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru