Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2011 г. по делу № 36-Р-2011

Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 г.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии А.А.Гаврилов;
члены Комиссии:
Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
А.Р.Гадилова - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы;
рассмотрев дело № 36-Р-2011, возбужденное по факту распространения на территории г. Чебоксары наружной рекламы с рекламой маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.", содержащей признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителей ЗАО "Ш.", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - генерального директора ЗАО "Ш." М.; коммерческого директора, заместителя генерального директора по КЭС ЗАО "Ш." В. (доверенность № 42 от 05 августа 2011 года); старшего юрисконсульта ЗАО "Ш." Ш. (доверенность № 43 от 05 августа 2011 г.),

установила:

распространение на территории г. Чебоксары в мае т.г. наружной рекламы следующего содержания:
"ОТСТЕГИВАЕМ БАБКИ
1 руб. на счет
за входящий звонок
29 99 99
www.yo21.ru
Абонент ТП "Е" и "Е лайт" может получить бонус в размере 1,00 руб. на абонентский счет за каждый входящий вызов (кроме вызовов от абонентов ЗАО "Ш.") длительностью 2,5 мин. и более при условии регистрации в акции "Отстегиваем бабки". Бонус является скидкой на услуги связи и не подлежит выплате в денежном эквиваленте".
Указанный текст рекламы сопровождается визуальным изображением буквы Е.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, распространяемая ЗАО "Ш." направлена на формирование у потребителей желания принять участие в акции "Отстегиваем бабки", привлекает внимание к данной услуге и вызывает интерес у неопределенного круга лиц. Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона "О рекламе", которые определяют, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При этом в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В случае если фактические условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемом шрифтом, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.
В наружной рекламе ЗАО "Ш." информация, напечатанная крупным шрифтом, сообщает о возможности получить 1 руб. на счет за входящий звонок, при этом в нижней части рекламы мелким нечитаемым шрифтом напечатаны условия, исходя из которых можно получить данную услугу.
Исходя из условий, напечатанных мелким шрифтом, получить 1 руб. на счет за входящий звонок (кроме вызовов от абонентов ЗАО "Ш.") может только Абонент тарифного плана "Е" или "Е лайт" при условии регистрации в акции "Отстегиваем бабки", при этом входящий вызов должен быть длительностью 2,5 мин. и более.
Использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как различный размер шрифта в размещаемой информации искажает действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом, и лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести услугу на условиях, напечатанных в рекламе крупным шрифтом.
Таким образом, рассматриваемая наружная реклама не соответствует требованиям пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку в данной рекламе информация об условиях получения бонуса в виде поступления на счет 1 руб. за входящий звонок размещена способом, затрудняющим ее восприятие.
Представители ЗАО "Ш." не согласились с тем, что реклама услуг связи выполнена ненадлежащим образом и пояснили следующее.
Рассматриваемая рекламная информация размещена в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: текст рекламы содержит необходимую информацию о порядке получения бонусов на счет, и эта информация приемлема для восприятия (читабельна) неопределенным кругом лиц. В рекламе указаны адреса коммуникаций, необходимые для обращения потенциального потребителя с целью получения рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты. Вызов на оферту не накладывает никаких обязательств ни на того, кто ее сделал, ни на того кто с ней ознакомился.
Особо отмечаем то, что без обращения потребителя по данной акции в ЗАО "Ш." посредством телефонной связи и/или непосредственно в центр обслуживания, получить услугу невозможно.
При обращении потребителей вышеуказанными способами в ЗАО "Ш.", специалисты последнего предоставляют всю необходимую информацию обратившемуся лицу, в том числе, посредством выдачи информационной листовки. Также необходимая информация размещена на сайте www.yo21.ru.
Различный размер шрифта в рассматриваемой рекламе не искажает смысл информации, размещенной крупным шрифтом, и не исключает возможность прочтения потребителем всего объема размещенной информации.
В отношении размера шрифта, используемого в рассматриваемой рекламе, законодательство о рекламе не содержит каких-либо специальных требований к его размеру.
Исходя из вышеизложенного, ЗАО "Ш." считает, что при размещении наружной рекламы в мае 2011 г. нормы действующего законодательства о рекламе общество не нарушило и просит прекратить рассмотрение данного дела.
Комиссия считает доводы представителей ЗАО "Ш." подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Рассматриваемая реклама ЗАО "Ш." является наружной и направлена на импульсивное восприятие информации потребителями. При этом в данной рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие ("ОТСТЕГИВАЕМ БАБКИ, 1 руб. на счет, за входящий звонок, 29 99 99).
Учитывая особенности размещения наружной рекламы на рекламных щитах (размещение на высоте, достигающей трех метров, что исключает возможность приблизиться к ней), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста наружной рекламы ЗАО "Ш.", исполненного мелким шрифтом в нижней части рекламы, без специальных приспособлений значительно затруднено и не обеспечивает возможность воспринимать содержание рекламы.

То обстоятельство, что в Федеральном законе "О рекламе" не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя. Информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, не может быть доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем, потребитель вводится в заблуждение в отношении предлагаемой услуги.
Часть 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара (услуги) либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с договором № 03-268-10 от 13.12.2010 г. ЗАО "Ш." (Заказчик) поручает и оплачивает, а ООО "Дизайн-Альппром" (Исполнитель) принимает на себя обязательства по изготовлению рекламной продукции.
Таким образом, содержание рассматриваемой наружной рекламы определялось ЗАО "Ш.", и в смысле пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" общество является рекламодателем.
Комиссия, изучив представленные ЗАО "Ш." документы и материалы и заслушав представителей ЗАО "Ш.", пришла к выводу о нарушении в наружной рекламе маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и (е) лайт требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в связи с предоставлением условий данной акции мелким нечитаемым шрифтом, что влечет искажение действительного смысла информации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.", в связи с нарушением требований, определенных пунктом 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Ш." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
А.Р.ГАДИЛОВА





ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ОТ 18 АВГУСТА 2011 Г. ПО ДЕЛУ № 36-Р-2011

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - зам. руководителя Чувашского УФАС России А.А.Гаврилов;
члены Комиссии:
Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
А.Р.Гадилова - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы;
на основании своего решения от 18 августа 2011 г. по делу № 36-Р-2011 о признании ненадлежащей наружной рекламы маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.", в связи с нарушением требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

предписывает:

1. ЗАО "Ш." <...> в срок до 01 сентября 2011 г. прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.".
2. ЗАО "Ш." <...> представить в Чувашское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05 сентября 2011 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Чувашское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
А.Р.ГАДИЛОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Чувашского УФАС РФ от 11.08.2011 по делу № 36-Р-2011
<О нарушении законодательства о рекламе>
(вместе с "Предписанием")

Решение
Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 18 августа 2011 г. по делу № 36-Р-2011

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru