УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2011 г. по делу № 36-Р-2011
Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 г.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии А.А.Гаврилов;
члены Комиссии:
Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
А.Р.Гадилова - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы;
рассмотрев дело № 36-Р-2011, возбужденное по факту распространения на территории г. Чебоксары наружной рекламы с рекламой маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.", содержащей признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителей ЗАО "Ш.", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - генерального директора ЗАО "Ш." М.; коммерческого директора, заместителя генерального директора по КЭС ЗАО "Ш." В. (доверенность № 42 от 05 августа 2011 года); старшего юрисконсульта ЗАО "Ш." Ш. (доверенность № 43 от 05 августа 2011 г.),
установила:
распространение на территории г. Чебоксары в мае т.г. наружной рекламы следующего содержания:
"ОТСТЕГИВАЕМ БАБКИ
1 руб. на счет
за входящий звонок
29 99 99
www.yo21.ru
Абонент ТП "Е" и "Е лайт" может получить бонус в размере 1,00 руб. на абонентский счет за каждый входящий вызов (кроме вызовов от абонентов ЗАО "Ш.") длительностью 2,5 мин. и более при условии регистрации в акции "Отстегиваем бабки". Бонус является скидкой на услуги связи и не подлежит выплате в денежном эквиваленте".
Указанный текст рекламы сопровождается визуальным изображением буквы Е.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, распространяемая ЗАО "Ш." направлена на формирование у потребителей желания принять участие в акции "Отстегиваем бабки", привлекает внимание к данной услуге и вызывает интерес у неопределенного круга лиц. Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона "О рекламе", которые определяют, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При этом в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В случае если фактические условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемом шрифтом, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.
В наружной рекламе ЗАО "Ш." информация, напечатанная крупным шрифтом, сообщает о возможности получить 1 руб. на счет за входящий звонок, при этом в нижней части рекламы мелким нечитаемым шрифтом напечатаны условия, исходя из которых можно получить данную услугу.
Исходя из условий, напечатанных мелким шрифтом, получить 1 руб. на счет за входящий звонок (кроме вызовов от абонентов ЗАО "Ш.") может только Абонент тарифного плана "Е" или "Е лайт" при условии регистрации в акции "Отстегиваем бабки", при этом входящий вызов должен быть длительностью 2,5 мин. и более.
Использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как различный размер шрифта в размещаемой информации искажает действительный смысл информации, размещенной крупным шрифтом, и лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести услугу на условиях, напечатанных в рекламе крупным шрифтом.
Таким образом, рассматриваемая наружная реклама не соответствует требованиям пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку в данной рекламе информация об условиях получения бонуса в виде поступления на счет 1 руб. за входящий звонок размещена способом, затрудняющим ее восприятие.
Представители ЗАО "Ш." не согласились с тем, что реклама услуг связи выполнена ненадлежащим образом и пояснили следующее.
Рассматриваемая рекламная информация размещена в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: текст рекламы содержит необходимую информацию о порядке получения бонусов на счет, и эта информация приемлема для восприятия (читабельна) неопределенным кругом лиц. В рекламе указаны адреса коммуникаций, необходимые для обращения потенциального потребителя с целью получения рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты. Вызов на оферту не накладывает никаких обязательств ни на того, кто ее сделал, ни на того кто с ней ознакомился.
Особо отмечаем то, что без обращения потребителя по данной акции в ЗАО "Ш." посредством телефонной связи и/или непосредственно в центр обслуживания, получить услугу невозможно.
При обращении потребителей вышеуказанными способами в ЗАО "Ш.", специалисты последнего предоставляют всю необходимую информацию обратившемуся лицу, в том числе, посредством выдачи информационной листовки. Также необходимая информация размещена на сайте www.yo21.ru.
Различный размер шрифта в рассматриваемой рекламе не искажает смысл информации, размещенной крупным шрифтом, и не исключает возможность прочтения потребителем всего объема размещенной информации.
В отношении размера шрифта, используемого в рассматриваемой рекламе, законодательство о рекламе не содержит каких-либо специальных требований к его размеру.
Исходя из вышеизложенного, ЗАО "Ш." считает, что при размещении наружной рекламы в мае 2011 г. нормы действующего законодательства о рекламе общество не нарушило и просит прекратить рассмотрение данного дела.
Комиссия считает доводы представителей ЗАО "Ш." подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Рассматриваемая реклама ЗАО "Ш." является наружной и направлена на импульсивное восприятие информации потребителями. При этом в данной рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие ("ОТСТЕГИВАЕМ БАБКИ, 1 руб. на счет, за входящий звонок, 29 99 99).
Учитывая особенности размещения наружной рекламы на рекламных щитах (размещение на высоте, достигающей трех метров, что исключает возможность приблизиться к ней), а также свойств человеческого зрения, восприятие текста наружной рекламы ЗАО "Ш.", исполненного мелким шрифтом в нижней части рекламы, без специальных приспособлений значительно затруднено и не обеспечивает возможность воспринимать содержание рекламы.
То обстоятельство, что в Федеральном законе "О рекламе" не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя. Информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, не может быть доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем, потребитель вводится в заблуждение в отношении предлагаемой услуги.
Часть 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара (услуги) либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с договором № 03-268-10 от 13.12.2010 г. ЗАО "Ш." (Заказчик) поручает и оплачивает, а ООО "Дизайн-Альппром" (Исполнитель) принимает на себя обязательства по изготовлению рекламной продукции.
Таким образом, содержание рассматриваемой наружной рекламы определялось ЗАО "Ш.", и в смысле пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" общество является рекламодателем.
Комиссия, изучив представленные ЗАО "Ш." документы и материалы и заслушав представителей ЗАО "Ш.", пришла к выводу о нарушении в наружной рекламе маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и (е) лайт требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в связи с предоставлением условий данной акции мелким нечитаемым шрифтом, что влечет искажение действительного смысла информации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.", в связи с нарушением требований, определенных пунктом 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Ш." предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ
Члены Комиссии
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
А.Р.ГАДИЛОВА
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ОТ 18 АВГУСТА 2011 Г. ПО ДЕЛУ № 36-Р-2011
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - зам. руководителя Чувашского УФАС России А.А.Гаврилов;
члены Комиссии:
Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
А.Р.Гадилова - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы;
на основании своего решения от 18 августа 2011 г. по делу № 36-Р-2011 о признании ненадлежащей наружной рекламы маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.", в связи с нарушением требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. ЗАО "Ш." <...> в срок до 01 сентября 2011 г. прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы маркетинговой акции для абонентов тарифных планов (Е) и "е лайт" оператора сотовой связи ЗАО "Ш.".
2. ЗАО "Ш." <...> представить в Чувашское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1
настоящего предписания до 05 сентября 2011 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Чувашское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ
Члены Комиссии
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
А.Р.ГАДИЛОВА