КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 2011 г. № 11-07/1-11145
О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ
ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ
ПО ПРОФИЛЮ "МИКРО- И ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ"
В соответствии с письмом Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению от 16.11.2011 № 3.13-10/1619 о проведении 29 сентября 2011 года в Совете Федерации (в рамках Экспертного совета по здравоохранению) заседания на тему "Система организационного и образовательного обеспечения реконструктивной и пластической хирургии в Российской Федерации" Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области информирует:
В целях организации работы медицинских учреждений (соответствующего профиля) по реализации мероприятий в части доступности и качества оказания хирургической помощи лицам по профилю "микро- и пластическая хирургия", руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения городов и районов Волгоградской области необходимо проработать и организовать работу в подведомственных учреждениях здравоохранения в соответствии с рекомендациями Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению (приложение)
.
Заместитель председателя
Комитета по здравоохранению
Администрации
Волгоградской области
М.В.ДЕГТЯРЕНКО
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ПРИ КОМИТЕТЕ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
29 сентября 2011 года в г. Москве прошло заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению на тему "Система организационного и образовательного обеспечения реконструктивной и пластической хирургии в Российской Федерации".
В его работе приняли участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Л.Н. Пономарева, председатель Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В.В. Омельяновский, члены Совета Федерации, главный внештатный специалист пластический хирург Минздравсоцразвития России, академик Н.О. Миланов, депутаты Государственной Думы, представители Минздравсоцразвития России, Минобразования России, представители субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных организаций, средств массовой информации.
Заслушав и обсудив доклады и выступления о состоянии медицинской помощи по пластической и реконструктивной хирургии, организационном и образовательном обеспечении пластической и реконструктивной хирургии в Российской Федерации, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению и участники заседания констатируют:
К настоящему времени основным документом, определяющим специальность "Пластическая хирургия", является приказ Минздравсоцразвития № 210н от 23 апреля 2009 года. С момента принятия приказа разработан порядок оказания медицинской помощи по профилю "Пластическая хирургия", который в настоящий момент проходит согласование в департаментах Минздравсоцразвития России. Сформирована служба главных внештатных специалистов пластических хирургов, при этом главные внештатные специалисты по пластической хирургии назначены в 44 субъектах Российской Федерации.
В 14 субъектах Российской Федерации существует организационная неопределенность в отношении назначения главного внештатного специалиста по пластической хирургии. В 25 субъектах Российской Федерации назначение главных специалистов по пластической хирургии признано администрацией нецелесообразным, что препятствует формированию службы в целом. Разработана программа дополнительного профессионального образования врачей по специальности "Пластическая хирургия" в объеме 720 часов, которая утверждена и рекомендована Минздравсоцразвития России. Также разработана программа послевузовского профессионального образования в клинической ординатуре по специальности "Пластическая хирургия" (продолжительность обучения 5184 часа - 3 года), которая на текущий момент не утверждена. При этом можно констатировать единогласную позицию участников заседания в отношении подготовки пластических хирургов, которую целесообразно проводить через обучение в клинической ординатуре в течение пяти лет, специализацию и профессиональную переподготовку на кафедрах в академиях последипломного образования и на курсах факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения.
Приказ Минздравсоцразвития № 415н от 7 июля 2009 года (зарегистрирован в Минюсте 9 июля 2009 года, № 14292) определяет специалистов, имеющих право пройти профессиональную переподготовку по специальности "Пластическая хирургия". Для обеспечения высоких стандартов подготовки специалистов необходимо унифицировать лицензионные требования ко всем учреждениям, выдающим документы государственного образца, дипломы и сертификаты пластических хирургов. Это связано с тем, что требования к подготовке специалистов по пластической хирургии достаточно высокие и подготовка пластических хирургов включает в себя смежные специальности: хирургию, онкологию, офтальмологию, челюстно-лицевую хирургию, урологию, травматологию, оториноларингологию и др. Междисциплинарный подход - одно из основных требований к учреждениям, которые готовят специалистов по пластической хирургии. Необходимо отметить, что система подготовки в образовательных учреждениях Минобрнауки России должна быть полностью идентичной программе образовательных учреждений Минздравсоцразвития России.
Необходимо отметить, что сфера деятельности пластической хирургии - это, в первую очередь, устранение анатомических и/или функциональных дефектов покровных и подлежащих тканей любой локализации, возникающих в результате наследственных и врожденных пороков развития, острых травм и их последствий, заболеваний и хирургических вмешательств, направленных на лечение той или иной патологии (ятрогенные дефекты), а также травматические ампутации конечностей, их сегментов и других фрагментов человеческого тела любой локализации, требующие использования микрохирургической техники и микрохирургических методов.
При высокой востребованности специальности и возможности получения качественного образования многие специалисты переходят в частную практику и стремятся получить формальный доступ к практике пластической хирургии, игнорируя обязательные разделы образовательной и практической подготовки. Более того, не каждый специалист, получивший специальность, обладает необходимыми навыками для проведения пластических операций. К сожалению, в Российской Федерации отсутствует единый регистр сертифицированных специалистов и лицензированных лечебных учреждений, что препятствует проведению полноценного контроля за их деятельностью.
Вместе с этим количество центров и клиник пластической, эстетической, косметической хирургии в последние 10 лет неуклонно возрастает, и не всегда они отвечают современным требованиям безопасности пациентов, особенно в случае возникновения послеоперационных осложнений. Нередко в них практикуют методы и используют изделия, не одобренные Минздравсоцразвития России и Росздравнадзором. Материально-техническое, инструментальное обеспечение, санитарно-эпидемиологическое оснащение не соответствует необходимым требованиям, а штат таких центров редко включает специалистов смежных специальностей.
Обсудив проблемы, сложившиеся в области образовательного и организационного обеспечения пластической и реконструктивной хирургии, участники заседания предлагают, рекомендуют:
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
- создать условия для разработки национальной Концепции развития пластической хирургии с учетом ее роли и места в системе охраны здоровья населения России;
- обязать администрации субъектов Российской Федерации, в которых до сих пор не назначены главные внештатные специалисты пластические хирурги, произвести соответствующие назначения согласно приказу Минздравсоцразвития России от 21 апреля 2010 года № 260 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2004 года № 283 "О главных внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации";
- в кратчайшие сроки утвердить порядок оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия";
- сформировать систему управления качеством медицинской помощи в пластической хирургии, включая разработку и внедрение соответствующих стандартов;
- рассмотреть возможность введения субспециальности (вторичной специальности) "Микрохирургия кисти";
- поддерживать развитие отделений и центров пластической хирургии при многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях;
- создать Федеральный центр пластической хирургии, в обязанности которого включить руководство лечебной, научной и организационно-методической работой по развитию пластической хирургии в России, а также контроль по качеству оказания медицинской помощи по специальности "Пластическая хирургия";
- в кратчайшие сроки утвердить типовую программу послевузовского профессионального образования по специальности "Пластическая хирургия" для клинической ординатуры;
- создать условия для единой системы непрерывной подготовки кадров пластических хирургов с обучением в клинической ординатуре в течение пяти лет;
- подведомственным образовательным учреждениям при проведении конкурсного приема в ординатуру по специальности "Пластическая хирургия" отдавать предпочтение специалистам, имеющим сертификат по специальности "Хирургия" (специальность в вузе - только "Лечебное дело"), полученный после обучения в ординатуре по данной специальности;
- проводить подготовку специалистов пластических хирургов через систему образовательных учреждений Минздравсоцразвития России;
- совершенствовать материально-техническую базу кафедр, осуществляющих подготовку по специальности "Пластическая хирургия", а именно за счет создания симуляционных центров при кафедрах, проведения практических курсов на муляжах, создания банка специальной литературы, доступной для слушателей;
Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:
- усилить контроль за клиниками пластической хирургии, работающими вне территории клинических больниц;
- усилить контроль за лицензированием медицинских учреждений в области пластической хирургии в соответствии с существующим законодательством Российской Федерации;
- рассмотреть возможность лицензирования специалистов по пластической хирургии;
Министерству связи и массовых коммуникаций:
- осуществлять мероприятия, направленные на преодоление сложившейся практики негативного освещения в СМИ деятельности пластических хирургов;
- повысить уровень знаний и осведомленности представителей СМИ как о медицине в целом, так и непосредственно о специальности "Пластическая хирургия".