Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2011 г. по делу № А33-18961/2010

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2011.
В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2011.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреева И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению департамента градостроительства администрации г. Красноярска (ИНН 2466216619)
к Службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (ОГРН 1052466189918, ИНН 2466121942)
о признании незаконным предписания от 16.11.2010 № 79,
третье лицо: управление архитектуры администрации города Красноярска (ОГРН 1022402656638, ИНН 2466046460),
при участии:
представителя заявителя: Бахмацкой Е.В. на основании доверенности от 10.02.2011,
представителя третьего лица: Бахмацкой Е.В. на основании доверенности от 08.04.2010,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

департамент градостроительства администрации г. Красноярска (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (далее - ответчик, Служба по контролю) о признании незаконным предписания от 16.11.2010 № 79 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечено управление архитектуры администрации города Красноярска.
В судебном заседании заявитель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, требования заявителя оспорил по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыве.
Представитель управления архитектуры администрации города Красноярска поддержал в судебном заседании позицию заявителя.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Службой по контролю в соответствии со статьей 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведена внеплановая проверка соблюдения органами местного самоуправления г. Красноярска законодательства о градостроительной деятельности в части соблюдения процедуры выдачи разрешения на реконструкцию обществом с ограниченной ответственностью "Сантрейд" помещений магазина "Водолей" и размещения пристройки к жилому дому по ул. А. Матросова, 1.
В ходе проверки Службой по контролю выявлены следующие нарушения:
- в градостроительном плане земельного участка № RU24308000-0000000000003553 линия отступа, обозначающая минимальные отступы в целях определения места пристройки для размещения выставочного зала от границы земельного участка, обозначенной точками 1, 6, совпадает со стеной существующего здания, следовательно, указанный минимальный отступ равен нулю;
- место допустимого размещения зданий, строений, сооружений обозначенного литерой "2", нанесено на градостроительном плане только в дворовой части жилого дома;
- место допустимого размещения пристройки со стороны главного фасада здания в соответствии с проектной документацией на градостроительном плане земельного участка RU24308000-0000000000003553 не обозначено.
Указанные нарушения зафиксированы в письме от 16.11.2020 № 03-1704 "О результатах проверки", адресованном заместителю Главы города - руководителю департамента градостроительства администрации г. Красноярска И.С. Иванову и послужили основанием для вынесения в адрес указанного лица предписания № 79 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, согласно которому руководителю департамента градостроительства предписано в срок до 20 декабря 2010 внести изменения в градостроительный план земельного участка № RU24308000-0000000000003553 в соответствии с замечаниями, изложенными в письме от 16.11.2020 № 1704 согласно требованиям раздела II инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка и представить его копию.
В предписании разъяснено, что за его невыполнение законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) установлена административная ответственность.
Считая предписание не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и интересы, департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пункту 1.1. Постановление Правительства Красноярского края от 29.08.2008 № 64-п "Об утверждении Положения о службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края" служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет контроль в области градостроительной деятельности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства строительства и архитектуры края.
Пунктом 3.1. указанного Положения предусмотрено, что к компетенции службы относится осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроля за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности, для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 № 114-р утверждено Положение о департаменте градостроительства администрации города, согласно пункту 2.6. которого организация разработки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования возложена на Департамент.
Согласно пункту 3.17. Положения департамент градостроительства готовит проекты правовых актов города по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
Руководство деятельностью Департамента градостроительства осуществляет заместитель Главы города - руководитель департамента градостроительства, действующий на принципах единоначалия, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой города (пункт 5.1 Положения).
К полномочиям руководителя Департамента градостроительства относится в т.ч. утверждение градостроительных планов (пункт 5.4.1 Положения).
Руководитель Департамента координирует деятельность управления архитектуры (пункт 5.4.7. Положения).
Распоряжением Главы г. Красноярска от 22.08.2008 № 193-р утверждено Положение об управлении архитектуры администрации города Красноярска, согласно пункту 1.6. которого Управление в своей деятельности подчиняется заместителю Главы города - руководителю департамента градостроительства администрации города.
К основным задачам управления относится в т.ч. обеспечение подготовки документов территориального планирования города, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, а также внесения изменений в такие документы (пункт 2.2. Положения).
Функциями управления архитектуры является обеспечение подготовки, проверки, согласования, рассмотрения документов территориального планирования, документации по планировке территорий и представляет их на рассмотрение Главе города, обеспечение подготовки и согласования правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, осуществление подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков (раздел 3 Положения).
Анализ указанных норм свидетельствует, что в обязанности департамента градостроительства и, соответственно, его руководителя не входит внесение изменений в градостроительный план. Указанные обязанности закреплены за управлением архитектуры администрации города. К полномочиям руководителя департамента градостроительства как координатора деятельности управления архитектуры относится только утверждение градостроительных планов.
Таким образом, оспариваемое предписание, обязывающее руководителя департамента внести изменения в градостроительный план земельного участка № RU24308000-0000000000003553 является не соответствующим действующему законодательству и неисполнимым, а, следовательно, нарушающим права и интересы заявителя.
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1).
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2).
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3).
Приказом Минрегиона РФ от 11.08.2006 № 93 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 3 раздела 2 Инструкции, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, выполняются в виде сплошной линии толщиной 1,2 мм. Линии отступа графически привязываются к реперам или капитальным зданиям, имеющимся на топосъемке. Расстояние указывается в метрах, например, 1,3; 5,2; 7,2 (рис. 3) (не приводится);
Указанная норма, а также нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на установление минимальных отступов, равных нулю. Нарушения иных норм Службой по контролю не указано.
Согласно пункту 6 раздела 2 Инструкции, места допустимого размещения зданий, строений, сооружений указываются в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм перпендикулярно друг к другу.
Как следует из представленного заявителем чертежа градостроительного плана земельного участка, место допустимого размещения здания, обозначенное также литерой "3", заштриховано в соответствии с требованиями Инструкции.
Этой же штриховкой под литерой "3" обозначено на чертеже градостроительного плана и место допустимого размещения пристройки со стороны главного фасада здания.
В связи с изложенным суд считает, что Служба по контролю не доказала наличия обязанности у департамента градостроительства по внесению изменений в градостроительный план, а также нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
С учетом изложенного предписание нарушает права и интересы заявителя, требования Департамента подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования Департамент градостроительства администрации г. Красноярска удовлетворить.
Признать незаконным предписание Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 16.11.2010 № 79 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Проверено на соответствие Градостроительному кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 № 93.
Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.04.2011 по делу № А33-18961/2010
<Поскольку в обязанности городского департамента градостроительства не входит внесение изменений в градостроительный план, данные обязанности закреплены за иным органом местного самоуправления, следовательно предписание надзорного органа, обязывающее руководителя департамента внести изменения в градостроительный план земельного участка, является не соответствующим действующему законодательству и неисполнимым, а, следовательно, нарушающим права и интересы заявителя>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru