Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2011 г. по делу № А33-14343/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 февраля 2011 года.
В окончательной форме решение изготовлено 09 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Р.В. Лескова, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации города Красноярска в лице администрации Ленинского района в городе Красноярске (ИНН 2462011635) в интересах муниципального образования "город Красноярск"
к индивидуальному предпринимателю Рыжкову Игорю Николаевичу (ОГРН 304246223200087, ИНН 246200457886), г. Красноярск,
об обязании освободить занимаемый земельный участок,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
при участии в судебном заседании:
от истца: Голубевой Ю.В., представителя по доверенности от 11.01.2011,
от ответчика: Рыжкова И.Н., предпринимателя (по паспорту),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Н. Игнатенко,

установил:

Администрация Ленинского района г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Рыжкову Игорю Николаевичу о об обязании освободить занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Рязанская, 6 и привести его в первоначальное состояние, свободное от временного сооружения (павильона).
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 14.10.2010 возбуждено производство по делу, для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
От истца к судебному заседанию 02.12.2010 поступило заявление об уточнении исковых требований согласно которому истец просит:
1. считать истцом по делу № А33-14343/2010 администрацию г. Красноярска в лице администрации Ленинского района г. Красноярска в интересах муниципального образования город Красноярск;
2. обязать освободить занимаемый земельный участок под павильоном, изготовленным из металла, окрашенного в белый цвет с синей крышей, с вывесками "свежее пиво", "стальные двери", площадью 47,8 кв.м., находящегося 5.3 м от дороги по ул. Глинки, и привести его в первоначальное состояние, свободное от временного сооружения (павильона) путем сноса. Определением от 02.12.2010 уточнение исковых требований было принято судом на основании статей 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица в судебное заседание 07.02.2011 не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно письменным пояснения департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска договор аренды земельного участка по адресу: г. Красноярск, 5,3 м от дороги по ул. Глинки между департаментом и ИП Рыжковым И.Н. не заключался.
Судом к материалам дела приобщена представленная истцом выписка из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии № 3 от 31.01.2011.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в деле письменным доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Членом административной комиссии Ленинского района в городе Красноярске составлен протокол от 25.02.2010 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.3 (ч. 1) Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях". Согласно протоколу от 25.02.2010 Рыжков И.Н. признал факт размещения павильона без разрешительной документации, им поданы документы на оформление павильона. В соответствии с постановлением административной комиссии Ленинского района в городе Красноярске от 01.03.2010 № 12-03-110 индивидуальный предприниматель Рыжков Игорь Николаевич подвергнут наказанию в виде штрафа.
Письмом от 10.03.2010 № 278-05-02-02 администрация Ленинского района города Красноярска сообщила ответчику о необходимости предоставления согласования надзорных и контролирующих служб: заключения управления государственного пожарного надзора и его территориальных органов, заключения государственного органа санитарно-эпидемиологического надзора.
Письмом от 17.08.2010 № 08-02-646 администрацией Ленинского района в городе Красноярске запрошена в департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска информация о заключении с индивидуальным предпринимателем Рыжковым И.Н. договора аренды земельного участка по адресу: ул. Рязанская, 6, о его продлении.
Письмом от 23.08.2010 № 38202 департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в адрес Администрации Ленинского района в городе Красноярске доведена информация о том, что договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Рязанская, 6, с Рыжковым И.Н. не заключался.
Согласно Акту о выявлении самовольного временного сооружения от 27.08.2010 представителями департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, администрации Ленинского района в г. Красноярске в присутствии Рыжкова Игоря Николаевича, а также акту от 08.11.2010 выявлено незаконное размещение на территории Ленинского района города Красноярска по адресу: ул. Рязанская, 6, временного сооружения - павильона, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Рыжкову Игорю Николаевичу, без соответствующих разрешений, а именно: распоряжения Администрации Ленинского района г. Красноярска "О разрешении размещения временного сооружения", договора аренды земельного участка.
Согласно письму Главного управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Красноярска от 28.09.2010 № 4/1007 возможно продление срока договора аренды по размещению павильона (хозяйственные товары) по адресу: ул. Рязанская, 6 (согласно прилагаемой схеме) на территории Ленинского района города Красноярска при условии соблюдения арендатором требований пожарной безопасности. Согласно письму общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" от 18.11.2010 № КУО-4252 в соответствии с данными архива ООО "КрасКом" и предоставленной копией топографической съемки, в районе размещения временного торгового павильона по ул. Рязанская, 6 действующих инженерных сетей, обслуживаемых ООО "КрасКом", нет. В соответствии с экспертным заключением федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 06.04.2010 № 2206 организация торговли, осуществляющая реализацию хозяйственных товаров - павильон ИП Рыжкова И.Н. по ул. Рязанская, 6 в г. Красноярске соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Письмом от 18.11.2010 № Р1901-09-08 администрация Ленинского района в городе Красноярске известила ответчика о том, что новое размещение временного сооружения - павильона по адресу: ул. Рязанская, 6, невозможно. Самовольно установленный павильон расположен на подземных коммуникациях, что противоречит п. 1.12 Постановления администрации города от 09.02.2010 № 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска".
В материалы дела представлен акт от 29.11.2010 о произведении фотосъемки киоска, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Рязанская, 6.
В соответствии с выпиской от 04.02.2011 № 1456 из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии № 3 от 31.01.2011 Рыжкову И.Н. отказано в новом размещении временного объекта - павильона по адресу: Ленинский район, ул. Рязанская, 6 в связи с тем, что размещение временного сооружения предполагается в охранной зоне инженерных сетей (п. 1.12 Постановления администрации города от 09.02.2010 № 55).
Указывая в качестве правового основания ст. 12, 209, п. 1 ст. 215, 222, 301, 304, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29, п. 4 ч. 2 ст. 60, п. 2 ст. 62, п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" истец просит суд обязать индивидуального предпринимателя Рыжкова Игоря Николаевича освободить занимаемый земельный участок под павильоном, изготовленным из металла, окрашенного в белый цвет с синей крышей, с вывесками "свежее пиво", "стальные двери", площадью 47,8 кв.м., находящегося 5.3 м от дороги по ул. Глинки, и привести его в первоначальное состояние, свободное от временного сооружения (павильона) путем сноса.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителя истца арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1.1 Положения об администрации района в г. Красноярска (утвержденного Распоряжением Главы города от 26.02.2007 № 46-р, именуемого далее как положение) Администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, вправе открывать лицевые счета в органах казначейства (п. 1.3 положения).
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.5 положения основными задачами администрации района в сферах строительства, архитектуры и землепользования, управления муниципальной собственностью определены следующие:
- выявляет самовольные постройки, временные строения и сооружения, размещенные без разрешительных документов, а также срок действия разрешительных документов на размещение которых истек;
- выдает разрешения на размещение или согласовывает размещение на территории района временных сооружений, в соответствии с правовыми актами города, осуществляет контроль за их установкой и содержанием;
- осуществляет контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района.
В соответствии с пунктом 3.8 положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах, правоохранительных органах в т.ч. в качестве истцов, по искам об устранении препятствий в пользовании земельными участками, признании имущества бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, взыскании неосновательного обогащения за использование земельных участков, а также о сносе самовольных построек, временных строений и сооружений, расположенных в пределах территории района города. При представлении интересов муниципального образования город Красноярск районная администрация вправе в пределах предоставленных полномочий предъявлять и подписывать иски, обжаловать судебные акты, а также иметь права и нести обязанности, предусмотренные Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляют органы местного самоуправления.
Постановлением администрации города Красноярска от 09.02.2010 № 55 утверждено "Положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска", которое устанавливает порядок размещения временных сооружений на территории города Красноярска (п. 1.1 Положения).
К временными сооружениями Положением от 09.02.2010 № 55 отнесены сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению. Временные сооружения должны возводиться в одноэтажном исполнении, без подвального этажа, без организации котлована, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.3.4 настоящего Положения.
Пунктом 3.1 Положения от 09.02.2010 № 55 предусмотрено, что юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.1, 1.3.6, 1.3.11, 1.3.15, 1.3.17, 1.3.19, 1.3.22 Положения от 09.02.2010 № 55, (п. 1.3.17 павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением), обращаются в уполномоченный орган согласно пункту 1.9 Положения от 09.02.2010 № 55, а именно в администрацию района в городе, на территории которого размещается временное сооружение.
Таким образом, правоотношения по использованию земли на праве аренды возникают на основании сложного юридического состава, включающего издание собственником земли соответствующего распоряжения и заключение договора аренды.
Как следует из материалов дела, распоряжение о разрешении размещения временного сооружения - павильона, изготовленного из металла, окрашенного в белый цвет с синей крышей, с вывесками "свежее пиво", "стальные двери", площадью 47,8 кв.м., находящегося 5.3 м от дороги по ул. Глинки, в отношении индивидуального предпринимателя Рыжкова Игоря Николаевича Администрацией Ленинского района в городе Красноярске не издавалось; договор аренды земельного участка по указанному адресу с индивидуальным предпринимателем Рыжковым Игорем Николаевичем не заключался.
Представленными в материалы дела документами подтверждается незаконное размещение на территории Ленинского района г. Красноярска по адресу: 5.3 м от дороги по ул. Глинки, павильона, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Рыжкову Игорю Николаевичу, без соответствующих разрешений (акты о выявлении самовольного временного сооружения, постановление № 12-03-110 от 01.03.2010 Административной комиссии Ленинского района в г. Красноярске).
Письмом от 23.08.2010 № 38202 департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в адрес Администрации Ленинского района в городе Красноярске доведена информация о том, что договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Рязанская, 6, с Рыжковым И.Н. не заключался.
Письмом от 18.11.2010 № Р1901-09-08 администрация Ленинского района в городе Красноярске известила ответчика о том, что новое размещение временного сооружения - павильона по адресу: ул. Рязанская, 6, невозможно. Самовольно установленный павильон расположен на подземных коммуникациях, что противоречит п. 1.12 Постановления администрации города от 09.02.2010 № 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска".
В соответствии с выпиской от 04.02.2011 № 1456 из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии № 3 от 31.01.2011 Рыжкову И.Н. отказано в новом размещении временного объекта - павильона по адресу: Ленинский район, ул. Рязанская, 6 в связи с тем, что размещение временного сооружения предполагается в охранной зоне инженерных сетей (п. 1.12 Постановления администрации города от 09.02.2010 № 55).
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что торговый павильон размещен на земельном участке в отсутствие законных оснований.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
На основании пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Документы, подтверждающие наличие зарегистрированных в установленном порядке прав на данный участок, в материалы дела ответчиком не представлены.
Поскольку доказательства наличия правовых оснований для установки торгового павильона, находящегося 5.3 м от дороги по ул. Глинки, отсутствуют, требования истца об обязании ответчика произвести демонтаж данного объекта подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Рыжкова Игоря Николаевича, <...> года рождения, место рождения <...>, зарегистрированного по адресу: <...>, имеющего основной государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304246223200087, ИНН 246200457886 освободить занимаемый земельный участок под павильоном, изготовленным из металла, окрашенного в белый цвет с синей крышей, имеющего вывески "Свежее пиво", "Стальные двери", площадью 47,8 кв.м., находящегося в в 5,3 м. от дороги по ул. Глинки в г. Красноярске, посредством сноса вышеуказанного павильона.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Рыжкова Игоря Николаевича, <...> года рождения, место рождения <...>, зарегистрированного по адресу: <...>, имеющего основной государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304246223200087, ИНН 246200457886 в доход Федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г. Красноярске.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.В.ЛЕСКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.02.2011 по делу № А33-14343/2010
<Исковые требования об обязании освободить занимаемый земельный участок и убрать временный торговый павильон удовлетворены, поскольку доказано размещение ответчиком павильона на земельном участке в отсутствие законных оснований>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru