Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2011 г. по делу № А54-2002/2011

(извлечение)

Кредитный потребительский кооператив "Сберегательная касса 24" (далее по тексту - заявитель, КПК "Сберкасса 24", Кооператив) обратился в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее по тексту - УФАС по Рязанской области, Управление) при участии в качестве заинтересованного лица Прокуратуры Советского района г. Рязани (далее по тексту - Прокуратура) о признании незаконными отмене постановления Управления ФАС по Рязанской области по делу об административном правонарушении от 22.04.2011 № 86/2011-Р/А.
В судебном заседании представители заявителя заявленные требования поддержали.
Представитель УФАС по Рязанской области заявленные требования не признал.
Представитель Прокуратуры Советского района г. Рязани поддержал позицию Управления.
Из материалов дела следует: на основании обращения С.А.Е. о нарушениях законодательства о банках и банковской деятельности, направленного Прокуратурой по Рязанской области, прокуратурой Советского района г. Рязани проведена проверка КПК "Сберкасса 24", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новослободская, д. 9, по вопросу соблюдения законодательства о рекламе.
Как установлено проверкой, Кооперативом в сети Интернет на сайте (электронный адрес http://sb24.ru) размещена информация о деятельности кооператива, согласно которой КПК "Сберкасса 24" принимает вклады и выдает займы.
Прокуратурой сделан вывод о том, что в силу норм действующего законодательства, организация, не являющаяся кредитной и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять, в том числе, такой вид банковских операций, как привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц. В указанной выше рекламе отсутствует информация о том, что членам кооператива в обязательном порядке необходимо внесение вступительного и паевого взноса. Соответственно, использование понятия (термина) "вклад" в размещенной рекламной информации вводит потребителей в заблуждение относительно порядка приема денежных средств, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
10.02.2011 в адрес КПК "Сберкасса 24" Прокуратурой по почте было направлено письмо о необходимости явки законного представителя Кооператива 14.02.2011 в 10 час. 00 мин. в Прокуратуру (г. Рязань, ул. Соборная, д. 11/63, кабинет № 4) для составления постановления о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе (т. 1 л.д. 150, 151).
В связи с отложением рассмотрения дела, 21.02.2011 в адрес КПК "Сберкасса 24" Прокуратурой по почте было направлено письмо о необходимости явки законного представителя Кооператива 28.02.2011 в 10 час. 00 мин. в Прокуратуру (г. Рязань, ул. Соборная, д. 11/63, кабинет № 4) для составления постановления о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе (т. л.д. 30).
28.02.2011 Прокуратурой Советского района г. Рязани, в отсутствие законного представителя Кооператива, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлено для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области для рассмотрения.
Как указано в жалобе представителя КПК "Сберкасса 24" М.Я.С., поданной в Прокуратуру Советского района г. Рязани 28.02.2011, представитель не был допущен к рассмотрению материалов об административном правонарушении в связи с отсутствием у него соответствующих полномочий (т. 1 л.д. 145-146).
Определением Управления от 03.03.2011 указанное постановление возвращено Прокуратуре на основании части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в связи с невозможностью из содержания его мотивировочной части сделать вывод о нарушении конкретной нормы Федерального закона "О рекламе" № 38 от 03.03.2006 (т. 1 л.д. 124).
04.03.2011 Прокуратурой Советского района г. Рязани, в отсутствие законного представителя Кооператива, с учетом замечаний Управления, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с размещением КПК "Сберкасса 24" в сети Интернет на сайте (электронный адрес http://sb24.ru) информации о деятельности кооператива, согласно которой КПК "Сберкасса 24" принимает вклады и выдает займы с нарушением требований, предусмотренных частью 1 и пунктом 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" (л.д. 153-158) и направлено для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (т. 1 л.д. 152).
11.03.2011 Управлением вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 86/2011-Р/А на основании исправленного Постановления о возбуждении дела от 04.03.2011.
Рассмотрение дела назначено на 21.03.2011, определение направленное в адрес заявителя по почте (т. 1 л.д. 121, 122).
Определением от 21.03.2011 срок рассмотрения дела об административном правонарушении № 86/2011-Р/А продлен до 22.04.2011 (т. 1 л.д. 109).
Определениями от 01.04.2011 (т. 1 л.д. 100) и от 14.04.2011 (т. 1 л.д. 98) рассмотрение дела № 86/2011-Р/А откладывалось по ходатайствам заявителя (т. 1 л.д. 101).
21.04.2011 исполнительным директором КПК "Сберкасса 24" Н.Н.Н. в Управление подано ходатайство № 0019/2, в котором он просит перенести рассмотрение дела № 86/2011-Р в отношении Кооператива с 22.04.2011 с 12 час. 00 мин. на 25.04.2011 на 12 час. 00 мин. по причине нахождения руководителя в служебной командировке за пределами г. Рязани (т. 1 л.д. 89).
Определением о рассмотрении ходатайства № 86/2011-Р/А Управлением в удовлетворении ходатайства исполнительного директора КПК "Сберкасса 24"
Н.Н.Н. от 21.04.2011 № 0019/2 отказано (т. 1 л.д. 84-85).
Также 22.04.2011 исполнительным директором КПК "Сберкасса 24" Н.Н.Н. в Управление подано ходатайство, в котором он просит не проводить рассмотрение дела и не выносить решение по делу № 86/2011-Р/А без присутствия руководителя Кооператива (т. 1 л.д. 88).
Определением о рассмотрении ходатайства № 86/2011-Р/А Управлением в удовлетворении ходатайства исполнительного директора КПК "Сберкасса 24"
Н.Н.Н. от 22.04.2011 № 0020/2 отказано (т. 1 л.д. 82-83).
По результатам рассмотрения переданных материалов, 22.04.2011, в присутствии законного представителя заявителя, УФАС по Рязанской области было вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 86/2011-Р/А о признании заявителя виновным в нарушении части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и наложении административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением о наложении административного штрафа, КПК "Сберкасса 24" обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию
иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые о но ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,
основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательства оцениваются по признакам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности Арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из названных норм закона, а также части 7 статьи 210 АПК РФ следует, что при рассмотрении названной категории дел Арбитражный суд не связан доводами сторон и проверяет законность оспариваемого решения о привлечении к административной ответственности и соблюдение порядка привлечения к административной ответственности в полном объеме.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен главой 29 КоАП РФ.
Согласно статье 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, наряду с другими вопросами, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Исходя из смысла и содержания названной нормы закона протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола, должен выступать законный представитель организации.
Статьей 25.4 КоАП РФ установлено, что законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
По смыслу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенных в Постановлении Пленума от 26.07.2007 № 46, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица является существенным нарушением, если это лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.
Данное нарушение порядка привлечения к административной ответственности является самостоятельным процессуальным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, 21.02.2011 в адрес КПК "Сберкасса 24" Прокуратурой по почте было направлено письмо о необходимости явки законного представителя Кооператива 28.02.2011 в 10 час. 00 мин. в Прокуратуру (г. Рязань, ул. Соборная, д. 11/63, кабинет № 4) для составления постановления о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе (т. 1 л.д. 30).
Исходя из объяснений М.Я.С. от 28.02.2011, она явилась в прокуратуру 28.02.2011 для представления интересов КПК "Сберкасса 24" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
Однако не была допущена к рассмотрению вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении Кооператива ввиду отказа Прокуратуры в признании М.Я.С. законным представителем заявителя.
Согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно части 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Как установлено судом, представителем М.Я.С. 28.02.2011 были представлена доверенность № 2 от 28.01.2011 (т. 1 л.д. 130), выданная ей Председателем Правления КПК "Сберкасса 24" Т.М.В. (Протокол № 1 общего собрания учредителей от 09.06.2010 - т. 1 л.д. 136) для представления интересов Кооператива во всех государственных учреждениях, в том числе в прокуратуре, налоговой инспекции, банках и иных кредитных учреждениях, таможенных органах и других организациях. Также были представлены доверенности № 5 от 14.02.2011 (т. 1 л.д. 128) и № 6 от 28.02.2011 (т. 1 л.д. 126) на представление интересов заявителя по вопросу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Таким образом, указанные документы надлежащим образом подтверждали полномочия М.Я.С., как законного представителя КПК "Сберкасса 24", для участия в составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заявителя.
Кроме того, судом установлено, что определением Управления от 03.03.2011 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2011 возвращено Прокуратуре на основании части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в связи с невозможностью из содержания его мотивировочной части сделать вывод о нарушении конкретной нормы Федерального закона "О рекламе" № 38 от 03.03.2006 (т. 1 л.д. 124).
04.03.2011 Прокуратурой Советского района г. Рязани, в отсутствие законного представителя Кооператива, с учетом замечаний Управления, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении КПК "Сберкасса 24" (т. 1 л.д. 152).
Доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2011, суду не представлено.
Таким образом, Прокуратурой нарушен порядок извещения Кооператива о времени и месте составления постановления по делу об административном правонарушении, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, установленной статьями 28.2, 25.5, 25.4, 25.1 КоАП РФ.
Протокол, составленный с нарушением установленного порядка, а именно, в отсутствие законного представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, не может в силу статьи 26.2 КоАП РФ являться надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении, поэтому, отраженные в нем обстоятельства совершения административного правонарушения являются недоказанными.
Учитывая изложенное, в связи с существенным нарушением Прокуратурой установленных КоАП РФ процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении в отношении КПК "Сберкасса 24", оспариваемое постановление УФАС по Рязанской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 86/2011-Р/А от 22.04.2011, в силу части 2 статьи 211 АПК РФ подлежит признанию судом незаконным и отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 86/2011-Р/А от 22.04.2011, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области, признать незаконным и отменить полностью.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.07.2011 по делу № А54-2002/2011
<Заявленные требования о признании незаконным постановления антимонопольного органа по делу об административном правонарушении удовлетворены, поскольку протокол, составленный в отсутствие законного представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, не может в силу статьи 26.2 КоАП РФ являться надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении, поэтому, отраженные в нем обстоятельства совершения административного правонарушения являются недоказанными>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru