Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2011 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Беловой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании п. 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержания воспитанников", утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от 14.07.2010 № 128-од, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 14.07.2010 в части слов "отсутствие свободных мест в образовательном учреждении", свои требования прокурор обосновывает следующим.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 6.1 пункта 1 статьи 29, а не пункт 6.1 части 1.

Названный Административный регламент разработан в целях реализации прав граждан на образование, повышения качества исполнения и доступности государственной услуги и определяет деятельность органов исполнительной власти Самарской области при осуществлении ими полномочий по организации и предоставлению государственной услуги на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании".
Действующее законодательство гарантирует каждому гражданину право на образование. Основными принципами государственной политики в области образования являются общедоступность образования и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
При этом гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.
В п. 2.4.1 Административного регламента указано, что одним из оснований для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги является отсутствие свободных мест.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" деятельность государственных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Каждое из таких типовых положений определяет порядок направления и зачисления детей в образовательные учреждения соответствующего типа и при этом не предусматривает отказ в приеме в образовательное учреждение в случае отсутствия мест.
Направление несовершеннолетнего в образовательное учреждение соответствующего типа является реализацией его права на образование. Ограничение в приеме в указанные учреждения из-за отсутствия мест в учреждении не предусмотрено федеральным законодательством.
В связи с изложенным прокурор полагает, что органы исполнительной власти субъекта не вправе были устанавливать указанное ограничение, поэтому в данной части регламент противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области Л.О.Е. требования прокурора поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованного лица - министерства образования и науки Самарской области Н.Г.Х. и М.С.А. требования, заявленные прокурором, не признали, считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6.2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится организация общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Самарской области № 238 издано 20.06.2008, а не 20.06.2006.

В соответствии со статьей 87 Устава Самарской области министерство образования и науки Самарской области входит в систему органов исполнительной власти и в соответствии с пунктом 2.2.1 Положения о министерстве образования и науки Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2006 № 238, наделяется полномочиями, в том числе и отнесенными к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации пунктом 6.2 части 1 статьи 29 Закона "Об образовании".
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регламенты разрабатываются органами исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги.
В пункте 1.1 Административного регламента государственной услуги "Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержание воспитанников", утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от 14 июля 2010 года за № 128-од и который оспаривается в части прокурором, указано, что он разработан в целях реализации прав граждан на образование, повышение качества исполнения и доступности государственной услуги и определяет деятельность органов исполнительной власти Самарской области, государственных образовательных учреждений при осуществлении ими полномочий по организации и предоставлению государственной услуги на основании подпункта 6.2 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии со статьей 12 ФЗ "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
В силу указанной нормы деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно статье 16 названного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения - также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Противоречие действующему законодательству оспариваемого пункта Административного регламента, предусматривающего основанием для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги отсутствие свободных мест, прокурор усматривает в том, что действующие типовые положения об образовательных учреждениях такое основание к отказу в приеме в образовательное учреждение не предусматривают.
Поскольку ограничение в приеме в указанные учреждения из-за отсутствия мест в учреждении не предусмотрено федеральным законодательством, органы исполнительной власти субъекта не вправе устанавливать указанное ограничение.
Суд приходит к выводу, что с данными доводами нельзя согласиться, поскольку они не учитывают требования действующего законодательства, регулирующего деятельность образовательных учреждений.
Как указывалось выше, деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На сегодняшний день Правительством утверждены и действуют типовые положения в отношении следующих видов учреждений:
Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 676;
Типовое положение об образовательной школе-интернате, утверждено постановлением Правительства от 26.06.1995 № 612;
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утверждено постановлением Правительства от 25.04.1995 № 420;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждено постановлением Правительства от 12.03.1997 № 288;
Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утверждено постановлением Правительства от 28.08.1997 № 1117.
Действительно, перечисленные типовые положения не содержат прямого указания на основание отказа в приеме в образовательное учреждение по причине отсутствия свободных мест, однако каждое из этих положений содержит строгое ограничение по количеству обучающихся и воспитанников в классах и группах, что прямо усматривается из текста положений.
Кроме этого, названные типовые положения содержат указания и на то, что количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности).
На обязательность соблюдения санитарных норм указывает также статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в которой говорится, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы являются нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Сам названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В настоящее время действует целый ряд санитарных правил и норм устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных учреждений, которые достаточно четко определяют и ограничивают количество обучающихся и воспитанников в каждом конкретном учреждении, определяют количественную вместимость некоторых учреждений, кроме того, содержат требования по количеству площади на каждого пребывающего в учреждении и содержат указания на то, что количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Что касается вновь построенных зданий, то и в данном случае санитарные правила устанавливают, что вместимость учреждений не должна превышать конкретное количество человек в зависимости от вида и типа учреждения (Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, утв. Главным санитарным врачом СССР от 06.03.1986 № 4076-86; СП М2.4.990-00.2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000; СанПиН 2.4.2.1178-02, введены в действие постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44).
Ограниченное количество обучающихся (воспитанников) также обусловлено и наличием определенного количества персонала каждого учреждения.
Правительством РФ 07.07.2011 принято Постановление № 558 об утверждении Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные Требования также обязывают названные учреждения обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства РФ (п. 1).
В пункте 5 Требований указано, что количество помещений, их функциональное назначение и наполняемость определяются администрацией организации с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей развития детей, а также соблюдения санитарных норм и норм предельной наполняемости указанных помещений, установленных законодательством РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2.1.7 Приказа Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541, а не пункт 2.7.1.

Кроме того, в соответствии с Правилами пожарной безопасности (вместе с ППБ-101-89 "Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений"), утвержденными приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541, вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам (п. 2.7.1).
Является очевидным, что все перечисленные ограничения по возможному количеству одновременного нахождения детей в образовательном учреждении направлены на обеспечение надлежащей организации учебного процесса, оздоровительных мероприятий, а также обеспечение безопасности обучающихся (воспитанников), несоблюдение которых ведет к нарушению действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах не усматривается противоречие оспариваемой нормы действующему законодательству, из системного толкования которого видно, что законодательством определен количественный состав обучающихся и воспитанников, который может принять конкретное учреждение и, соответственно, организовать образовательный процесс, поскольку в этом случае права учреждения ограничиваются перечисленными требованиями закона, который одновременно и накладывает на учреждение определенные обязанности, несоблюдение которых является грубым нарушением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, что неминуемо ведет к административному наказанию как должностных лиц, так и образовательного учреждения, и более того - создает угрозу жизни или здоровью находящихся в учреждении детей.
Исходя из перечисленного выше действующего законодательства обязанность обеспечить общедоступное обучение (воспитание), о которой говорит прокурор в своем заявлении, законом возложена на орган государственной власти субъекта РФ, а на конкретном учреждении лежит обязанность и при этом имеется право обеспечить обучение и воспитание лишь того количества детей, которое предусмотрено нормативами и в лицензии, выданной учреждению. Т.е. наличие в Административном регламенте такого основания для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги, как отсутствие в учреждении свободных мест, обусловлено требованиями перечисленного выше законодательства.
Представители министерства образования и науки Самарской области в судебном заседании пояснили, что в случае отсутствия мест в конкретном учреждении ребенок в обязательном порядке министерством определяется в другое соответствующее учреждение. Имеют место случаи, когда на территории нашей области по соответствующим направлениям размещаются дети и из других регионов, в любом случае вопрос о размещении нуждающегося ребенка решается в связи с наличием такой обязанности у органа государственной власти субъекта, никогда жалоб по данному поводу не было.
Как пояснил прокурор в судебном заседании, опровергнуть данную информацию он не может.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором пункт Административного регламента не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, утвержден был министерством образования и науки Самарской области в пределах полномочий, в связи с чем в силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании п. 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержания воспитанников", утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от 14.07.2010 № 128-од, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 14.07.2010 в части слов "отсутствие свободных мест в образовательном учреждении" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.

Председательствующий
ШАБАЕВА Е.И.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Самарского областного суда от 04.08.2011
Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержания воспитанников", утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области от 14.07.2010 № 128-од, в части слов "отсутствие свободных мест в образовательном учреждении".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru